Лекция II. Практические аспекты антикризисного управления

В результате изучения главы студент должен:

знать

• функции и задачи внутреннего антикризисного менеджмента;

• формы и ОГЛАВЛЕНИЕ внешнего антикризисного менеджмента;

• роль и функции внешних антикризисных менеджеров;

• классификацию участников антикризисного менеджмента;

уметь

• разрабатывать антикризисные мероприятия в зависимости от типа и стадии кризиса;

• оценивать и выделять основные потенциальные кризисы организации;

• анализировать состояние организации и выбирать соответствующую форму антикризисного менеджмента;

владеть

• методами определения оптимальной формы антикризисного менеджмента;

• навыками управления кризисами организации.

Понятие и организационные формы антикризисного менеджмента

Понятие "антикризисный менеджмент" подразумевает комплекс конкретных организационных мероприятий, обеспеченных соответствующими ресурсами и направленных на достижение целей антикризисного управления.

Осуществлять антикризисный менеджмент может весьма ограниченный круг менеджеров, имеющих специфические знания, обладающих способностями и опытом выведения организаций из кризиса. Они отличаются от обычных управленцев и другими качествами, к которым относятся:

• стрессоустойчивость;

• умение мгновенно ориентироваться в нестандартных ситуациях;

• способность принимать верные решения и добиваться их осуществления на практике;

• умение оперативно наводить порядок на предприятии;

• способность реализовывать самые кардинальные изменения.

ОГЛАВЛЕНИЕ антикризисного менеджмента, соответствующего конкретной ситуации, зависит от множества факторов, его определяющих. Безусловно, не существует универсальной антикризисной стратегии для любой организации, так как на выбор конкретного набора антикризисных мероприятий влияет множество факторов, к числу важнейших из которых можно отнести следующие:

• тип кризиса, с которым столкнулось предприятие;

• стадия кризиса, на которой антикризисный менеджмент начал применяться;

• организационная форма антикризисного менеджмента;

• интересы участников антикризисного менеджмента;

• влияние в антикризисном менеджменте заинтересованных лиц;

• прочие.

Отличительная особенность внезапного кризиса заключается в его резком, мгновенном наступлении: недавно ни о каком кризисе и речи не было, а сейчас внезапный кризис уже в полном разгаре. Процесс развития внезапного кризиса отследить крайне сложно, что вызывает необходимость оперативной, мгновенной реакции при его наступлении. Если речь идет о кризисе непрерывности бизнеса, то задача антикризисного менеджмента в этом случае заключается в как можно более оперативном восстановлении бизнеса и ликвидации последствий катастрофы. Превентивный характер управления внезапным кризисом значительно повышает эффективность антикризисного управления организацией.

Вопросы практики

ОАО "Межрегиональный Транзит Телеком" столкнулось в своей деятельности с необходимостью обеспечения непрерывности своей деятельности и разработки плана аварийного восстановления ИТ-сервисов центрального офиса компании. Для этого был реализован проект, целью которого была разработка антикризисных планов действий на случай непредвиденных обстоятельств, а также процедур и политики, обеспечивающих восстановление критических для деятельности предприятия систем, которые поддерживаются провайдером (внешним поставщиком) услуг. Внутренними документами должен был быть определен порядок проверки выполнимости этих антикризисных планов в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств и помимо этого перечень непредвиденных обстоятельств, в отношении которых разрабатываются планы действий. В рамках данного проекта были выполнены следующие работы:

• составлен перечень непредвиденных обстоятельств, которые могут вызвать длительный перерыв в деятельности;

• составлен список критичных ИТ-сервисов центрального офиса компании, необходимых для обеспечения ее деятельности, в предоставлении которых длительный перерыв недопустим;

• представлено описание ИТ-инфраструктуры и дана оценка реальных значений показателей времени восстановления и точки возврата для существующей ИТ-инфраструктуры;

• описан порядок действий персонала компании при выходе из строя отдельных ИТ-сервисов и отдельных серверных помещений;

• описана стратегия тестирования плана аварийного восстановления и элементов ИТ-инфраструктуры.

Результатами данного проекта стали разработанная стратегия и планы аварийного восстановления. Проведенные тренинги послужили начальным шагом по внедрению процесса обеспечения непрерывности в корпоративную культуру ОАО "Межрегиональный Транзит Телеком".

Данный проект является также ярким примером успешной реализации внутреннего антикризисного менеджмента компании, ОГЛАВЛЕНИЕ которого будет подробно раскрыто в параграфе 6.3.

В случае кризиса репутации антикризисный менеджмент направлен преимущественно на проведение целенаправленной PR-кампании, реализация которой имеет своей главной целью восстановление доброго имени организации.

Зарубежный опыт

Примером наиболее ярких успехов PR-кампаний являются примеры не на отечественном, а на зарубежном рынке. Одним из них является компания BritishAirways, у которой в 1990 г. возникли проблемы с пассажиропотоком. Произошло это из-за войны в Персидском заливе и захватом самолета в данном регионе. Естественно, доверие граждан к авиации моментально упало. В ответ на это BritishAirways проводит лотерею, которая позволяла выиграть бесплатный билет в любой конец мира. 23 апреля 1991 г. 25 тыс. победителей бесплатно полетели на самолетах компании. При этом присутствовали 430 журналистов. Целый день самолеты совершенно бесплатно возили пассажиров. Акцию превратили в праздник, и его увидели миллионы людей. BritishAirways удалось полностью поправить свои дела.

Также в качестве примера удачного антикризисного пиара считаются действия Coca-Cola, когда в бутылке с напитком был найден шприц. Компания избрала тактику открытости, организовала визиты журналистов на производство, давала ответы на все вопросы. В результате продажи не упали, а, наоборот, выросли.

В отличие от внезапного кризиса развитие тлеющего кризиса происходит постепенно, в связи с чем задача антикризисного менеджмента заключается в выявлении кризиса на его самой ранней стадии. Помимо этого антикризисный менеджмент должен быть направлен на предотвращение перехода тлеющего кризиса в самую неблагоприятную его стадию – острую. Подобными действиями отрицательные последствия тлеющего кризиса минимизируются.

Характер мероприятий, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ антикризисного менеджмента, меняется и в зависимости от конкретной стадии кризиса. В табл. 6.1 представлено влияние конкретной стадии кризиса, определяющее ОГЛАВЛЕНИЕ антикризисного менеджмента.

Таблица 6.1

ОГЛАВЛЕНИЕ антикризисного менеджмента в зависимости от стадии кризиса

Стадия кризиса

ОГЛАВЛЕНИЕ антикризисного менеджмента

Начальная

Существованию предприятия пока еще ничего не грозит, необходимости проводить экспресс-диагностику состояния предприятия нет, так же как и нет необходимости реализовывать чрезвычайные меры стабилизации.

ОГЛАВЛЕНИЕ антикризисного менеджмента ограничено диагностикой, планированием и выведением предприятия из кризисного состояния согласно плану антикризисных мероприятий

Промежуточная

Появляется необходимость проведения экспресс-диагностики, диагностики, планирования и выведения предприятия из кризиса. Необходимость осуществления чрезвычайных мер стабилизации пока все еще отсутствует

Острая

Появляется необходимость проведения комплекса мероприятий антикризисного менеджмента – экспресс-диагностики, чрезвычайных мер стабилизации, диагностики, планирования и выведения предприятия из кризиса

Совокупность организационных форм антикризисного менеджмента включает:

• антикризисный консалтинг;

• антикризисный менеджмент, реализуемый под контролем кредиторов;

• антикризисный менеджмент, реализуемый под руководством стороннего антикризисного менеджера;

• антикризисный менеджмент в рамках процедур банкротства;

• внутренний антикризисный менеджмент.

Каждой из этих форм антикризисного менеджмента соответствует специфическое ОГЛАВЛЕНИЕ комплекса мероприятий.

Первые три формы относятся к внешнему антикризисному менеджменту.

Антикризисный менеджмент в рамках процедуры банкротства реализуется в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 12 марта 2014 г.).