Практическая деятельность
Деятельность психологов, обеспечивающих психологическое сопровождение бизнес-организаций, сосредоточена на пересечении интересов человека и бизнеса, бизнес-технологий и человеческого фактора, а также в области психологических проблем, возникающих вокруг организаций в бизнесе.
Бизнесу необходимы специалисты по работе с персоналом, организационного и кадрового консалтинга. Они сегодня востребованы в банках, крупных промышленных и торговых холдингах, на средних и малых предприятиях. Бизнес-психологи – это специалисты, которые понимают особенности современного бизнеса, его многоплановость, сложность и противоречивость, а также способны определить роль человеческого фактора в деятельности компании и направить активность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации.
Бизнес-психолог может работать в качестве бизнес-консультанта и тренера, организатора обучения, индивидуального и организационного консультанта, менеджера и специалиста по развитию, персоналу, коммуникациям, рекламе, маркетингу и т.п. Он осуществляет психологическое сопровождение деятельности в непосредственном контакте с учредителем и топ-менеджментом.
Пример западных стран и многих отечественных компаний показывает, что специалисты с психологическим образованием востребованы в большинстве организаций крупного и среднего бизнеса. Они помогают решать различные задачи, особенно в сфере работы с персоналом. Прежде всего, это разработка и апробация процедур подбора, отбора и оценки персонала. В современных организациях становятся востребованными работа по созданию кадрового резерва, карьерное консультирование. Именно психолог может квалифицированно описать профессиональные компетенции и уровень компетентности персонала, наметить возможности и границы роста и саморазвития личности.
Кроме того, актуальной проблемой жизни любых организаций является развитие культуры взаимоотношений, коммуникаций, этики взаимодействия и т.п. Особенно это важно для тех видов бизнес-деятельности, где большое место занимает работа с клиентами. Психолог может грамотно не только проанализировать конфликтную ситуацию, но и разработать и реализовать программы по развитию деловых коммуникаций, провести правильную расстановку кадров с учетом личностных особенностей специалистов и т.д.
Сфера деятельности психолога в бизнесе будет зависеть от того, какую статусную позицию психолог занимает: работа в штате организации или по совместительству. В связи с этим можно выделить как минимум две позиции психолога в зависимости от того, является ли он сотрудником организации (штатным членом) или временным исполнителем определенных договоров или проектов (работа по совместительству).
Штатный психолог
Занимается решением на психологическом уровне различных проблем, возникающих в организации, например индивидуальным консультированием, диагностикой и оптимизированием психологического климата, разрешением конфликтов, обучением персонала, зачастую подбором и оценкой кадров и т.д. Таких специалистов называют еще корпоративными психологами[1].
Подчеркнем, что бизнес-психолог может выполнять функции менеджера по персоналу (на любом уровне управления). Тенденции последних лет показывают, что такие специалисты являются более универсальными, а поэтому и все более востребованными, по сравнению с выпускниками факультетов менеджмента, которые в основном занимают эти позиции в компаниях.
Во многих компаниях создаются отделы по работе с персоналом (Human Resources Department), которые хоть и не предоставляют на рынок товары или услуги, но в то же время играют важную, в основном поддерживающую роль в организации. Проблемой этих отделов является сложность взаимодействия с руководителями и персоналом компании. Их работники должны владеть навыками консультирования (а не просто разъяснительной работы), ведения переговоров, групповых дискуссий, грамотного выстраивания обратной связи, т.е. компетенциями бизнес-психолога. Кроме того, им важно уметь предлагать свои идеи руководству и персоналу, чтобы те, основываясь на своем профессиональном опыте и видении ситуации, могли принимать правильные решения, сводящиеся к следующему.
Основные требования к деятельности штатного психолога:
• непредвзятость в сочетании с индивидуальным подходом и включенностью в жизнедеятельность организации;
• владение ситуацией в организации, информированность относительно всех сотрудников и общей ситуации в целом;
• регулярность проведения мониторинговых исследований, контроль над психологической ситуацией в компании;
• инициативность в проведении диагностических, учебноразвивающих мероприятий.
Примеры наиболее типичных проблем в работе штатных психологов.
• Многие руководители верят в то, что психологи способны ликвидировать проблемы в самый короткий промежуток времени. От психолога ожидают быстрых и эффективных действий, когда сталкиваются с какой-то очень сложной проблемой (конфликты, кадровые проблемы, кризисы и т.д.).
• В то же время многие сотрудники российских компаний испытывают недоверие к психологу и боязнь его воздействия, поскольку не уверены, что психологи достаточно этичны, чтобы, как духовники, соблюдать "тайну исповеди", иными словами, не разглашать полученную информацию и не использовать ее в личных целях.
• Кроме того, мешает психологу обывательское мнение, что психолог – это врач. Он работает только с теми, кто болен. Задача психолога – изменить эту установку и внушить, что психология не направлена на выявление психических расстройств личности. Обязанность бизнес-психолога помочь человеку достичь необходимых результатов в деятельности и профессиональном самоопределении.
• Штатному психологу сложно избежать личных симпатий и антипатий. Поэтому он может занять неверную позицию или принять чью-то сторону, в то время как должен дистанцироваться и быть абсолютно объективным.