Прагматический поворот в аналитической философии
В аналитической философии статус науки анализируется более обстоятельно, чем в любом другом философском направлении. Но при этом основное внимание уделяется физико-математическим наукам. Предметом же особого нашего интереса является экономика, т.е. одна из прагматических наук. Это обстоятельство вынуждает нас обратить особое внимание на философскую прагматику. Как в аналитической философии осваивалась прагматическая тематика? Ответив на этот вопрос, мы, надо полагать, получим определенный философский инструментарий для понимания статуса экономики. Прагматическая тематика осваивалась аналитикой в основном на примере этики. Разумеется, она имеет актуальное значение как в рамках философии, так и экономики.
(1) Людвиг Витгенштейн: значение слова и предложения есть их употребление в языке.
Витгенштейн был первым, кто придал аналитической философии в своей работе "Логико-философский трактат" (1921) концептуальную стройность. Но ранний Витгенштейн считал, что значение слова есть тот факт, который оно обозначает. В соответствии с этим определением этика, равно как и все прагматические дисциплины, попадала в разряд ненаучных концепций. Но начиная с 1929 г. Витгенштейн существенно изменил свою точку зрения. Он теперь утверждал, что представление о соответствии слов действительности не имеет "какого-то ясного применения"1. Общее правило гласит: "мы отвергаем предложения, которые не ведут нас дальше"2. Но куда можно идти? Отвечая на этот вопрос, Витгенштейн стремился к обеспечению достоверности, а ее он мыслил только в мире фактов. "Людей, - отмечал он, - нельзя вести к добру; вести их можно лишь куда-то. Добро лежит вне пространства фактов". С этикой связаны особые языковые игры. Но в них нет достоверности.
Что же произошло с великим Витгенштейном? Его интересы переместились от семантики, для которой характерна проблема соответствия, к прагматике с ее акцентом на смысл практических действий. Утверждая, что значение слова есть его употребление, Витгенштейн выступал как философ-прагматист. По сути, он отправился в сторону прагматических наук, но вдруг резко спохватился: к добру нельзя вести, ибо его нет в пространстве фактов, которые Витгенштейн представлял себе как природные явления. До концептуального постижения этических явлений, которое требует понятий-ценностей, он так и не дошел. Утверждение, что значение слова есть его употребление, остается в концептуальном отношении неопределенным. Перед нами концепция, которая перед вопросом о специфике прагматических наук останавливается в недоумении: фактами занимается естествознание, а причем здесь аксиологические дисциплины? Имя этому недоумению - физикализм.
(2) Концепция речевых актов Дж. Остина: предложение - это действие.
Продолжим попытку выяснения специфики прагматических наук, стартуя на этот раз от языка. С витгенштейновским "значение слова есть его употребление" созвучна, но и контрастирует концепция речевых актов оксфордца Дж. Остина. Он считал, что первейшим предметом изучения являются не предложения сами по себе, а поведение человека в речевых ситуациях. Утверждения- это своеобразные действия4, т.е. речевые акты. Зачем нам нужны слова и предложения? Для того чтобы совершать действия. Остин выделял три типа речевых актов.
Локативный акт (факт говорения сам по себе, его исходное размещение - от лат. locus- место): "Он сказал мне: застрели ее!" (пример самого Остина. - В. К.).
Иллокутивный (от лат. И- не) акт обычно выступает как побуждение, совет, приказ или настояние: "Он побуждал меня застрелить ее!"
Перлокутивный (вызывающий целенаправленный эффект) акт: "Он уговорил меня застрелить ее".
Общая схема речевого акта выглядит следующим образом1 (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Схема речевого акта
В данной схеме В - любое выражение; 3 - значение высказывания, реализуемое в локуции (линия ЛЗ); С - иллокутивная сила, реализующаяся в иллокуции (линия ИС); П- перлокуция. Остин считал, что локуция обладает значениями "истинно" и "ложно". Иллокуция же обладает не значением, а иллокутивной силой, измерениями которой являются не "истинно" и "ложно", а "успешно" и "неуспешно".
Концепция речевых актов открыла перед философией языка прагматическую перспективу. Вряд ли, однако, она была представлена в достаточно ясной концептуальной форме. Надо полагать, люди говорят и совершают действия не спонтанно, а руководствуясь определенными ценностями, позволяющими вырабатывать целевые ориентиры. Именно концепт "ценность" позволяет понять смысл речевого акта, который, как очевидно, может осуществляться не только в речевой, но и в текстуальной форме. Концепция речевых актов разъясняет механизм реализации ценностно-целевой детерминации в языковой сфере. Что касается противопоставления измерений "истинно"/"ложно" и "успешно"/"неуспешно", то оно вызывает возражение, ибо создает неверное впечатление, что к иллокутивным актам неприменим критерий истины.
Приступаем к обсуждению новаций Витгенштейна и Остина. Оба они стали глашатаями сразу двух революций в философии - языковой и прагматической. Их усилия были энергично подхвачены не только в англосаксонском мире, но и за его пределами. Понимание предложений как речевых актов характерно и для немецкой герменевтики, и для французского постструктурализма. Философия стала пониматься как форма деятельности, направленная на достижение жизненного успеха.
Существенный недостаток инициаторов прагматического поворота в философии состоял в недостаточной характеристике ими специфики формальных, описательных и аксиологических наук. Прагматический подход, безусловно, органичен для всех аксиологических наук. Однако при переходе к формальным и описательным наукам ситуация с прагматикой меняется. Описательные науки руководствуются не ценностями, дескрипциями. Соответственно в формальных науках оперируют не ценностями и дескрипциями, а конструктами. Правомерно ли в таком случае считать, что прагматика актуальна для формальных и описательных наук в не меньшей степени, чем для аксиологических наук? Наш ответ на этот вопрос следующий.
Прагматическое начало присутствует в формальных и описательных науках в значительно меньшей степени, чем в аксиологических дисциплинах. Но они не лишены его! Дело в том, что эпистемологическими, познавательными ценностями руководствуются все ученые. Если математик использует аксиоматический метод, то он совершил прагматический выбор. Любой ученый является прагматиком. Впрочем, необходимо учитывать, что объекты формальных и описательных наук не являются ценностями. В этом смысле они непрагматичны.
Диалог
- Не кажется ли Вам, что Вы отождествляете этику с экономикой?
- Ваше беспокойство вполне оправданно. В отличие от экономики этика является не субнаукой, а метанаукой. Это обстоятельство, безусловно, постоянно следует иметь в виду. Существенно, однако, что и этика, и экономика являются прагматическими науками.
- Не кажется ли Вам позиция Остина, согласно которой предложение является, речевым актом, странной ?
- Он имеет в виду, что, разговаривая, мы всегда преследуем некоторую цель. По-моему, он прав.
- А если мы пишем, это тоже речевой акт?
- Строго говоря, это языковой акт в форме текста, написанных предложений, одного или многих.
- Вы отмечаете, что когнитивизм всего лишь теснит нонкогнитивизм. Значит, пока не доказано, что прагматические предложения могут и должны быть истинными ?
- Да, остаются известные разногласия.
- Но в учебники ведь надо включать лишь твердо установленные истины. Не так ли ?
- Любая наука, в том числе и философия, является областью проблемного - впрочем, высокоинтеллектуального - знания. Его невозможно свести к незыблемым истинам. Не стоит опасаться проблематизаций. Они составляют органическую часть наук.
- А Вы учитываете, что мы всего лишь студенты ?
- Разумеется, я учитываю, что студенты, будучи молодыми интеллектуалами, способны горы свернуть. Если бы Вы знали, как трудно автору учебника удовлетворить постоянно возрастающие запросы студентов.
- Шутите?
- А кто сказал, что в философии шутки запрещены? Ницше вообще ратовал за веселую науку. Советую познакомиться с его аргументацией.
Выводы
1. Философский прагматизм особенно характерен для американцев.
2. В осуществлении прагматического поворота в философии решающее значение имели идеи Витгенштейна и Остина.
3. Прагматический подход актуален в наибольшей степени для аксиологических наук.
4. Любой ученый руководствуется эпистемологическими ценностями.