Прагматические модели инноваций
Известная модель "рыночного притяжения" инноваций исходила из того, что инновации возникают в результате обнаружения потребностей покупателя, на основе которых проводятся сфокусированные исследования и разработки, завершающиеся появлением новых продуктов, соответствующих требованиям рынка (рис. 1.21). Время появления этой модели – вторая половина 1960-х гг., когда исследования таких авторов, как Р. Росвелл, К. Фримен, А. Хорсли, А. Джервис, Д. Таунсенд, Д. Мовери и Н. Розенберг подтвердили важность маркетинговых, рыночных и технических факторов для успешной инновации.
В концепции модели "рыночного притяжения" исследования и разработки инициируются потребностями рынка, являются реакцией на его запросы.
Рис. 1.21. Модель "рыночного притяжения": инновационные процессы второго поколения (2G)
Рассмотрение инноваций, как наиболее эффективного способа приобретения конкурентных преимуществ в рыночной экономике привело к созданию более сложных моделей с обратными связями, учитывающих влияние потребностей общества и рынка. По сути они являются уже интегрированными моделями, объединяющими концепции информационных и прагматических моделей. Одной из общепризнанных моделей является цепная модель, наиболее полная концепция которой разработана в работе С. Клайна и Н. Розенберга. На рис. 1.22 изображена схема инновационного процесса в интерактивной модели с обратными связями, а на рис. 1.23 представлена интегрированная цепная модель инновационного процесса.
Рис. 1.22. Интерактивная модель с обратными связями (3G)
Цепная модель является хорошим инструментом для понимания источников инноваций.
Важно, что на каждом этапе имеется обратная связь, соответствующая существующему характеру перехода между этапами, как некоторой цепи проб и ошибок. Наиболее важным источником обратных связей является тестирование идеи на рынке. Стрелки, соединяющие на рисунке научные исследования и базу знаний, показывают, что в некоторых случаях новые разработки могут базироваться на существующем запасе знаний, а в некоторых случаях необходимы исследования. Это может произойти, например, по мере развития идеи.
Рис. 1.23. Цепная модель (3G): ос – обратная связь
Цепная модель разделяет инновационный процесс на пять стадий. На первой стадии идентифицируется потребность в инновации на потенциальном рынке. Вторая стадия начинается с разработки концепции продукта, который, как планируется, удовлетворит найденную потребность. На третьей стадии происходит детальная разработка инновации. На четвертой – производится перепроектирование продукта в соответствии с требованиями производства и организацией производственного процесса. Пятая стадия связана с маркетинговой деятельностью и продвижением продукта.
В модели выделяется пять цепей инновационного процесса.
Центральная (первая) цепь связывает в последовательность процессы, начинающиеся анализом потенциального рынка и закапчивающиеся распространением созданной инновации.
Вторая цепь инновационного процесса отражает обратные связи, возникающие в первой цепи. Наиболее важны при этом связи, соединяющие этапы с этапом распространения и маркетинга, так как она отображает ориентацию большинства инновационных процессов на пользователей. Вторая цепь также включает петли обратной связи между этапами, отражающие взаимодействие внутри предприятия между исследовательскими, проектными, производственными и маркетинговыми подразделениями и непрерывную внутреннюю деятельность по разрешению проблем на различных стадиях инновационного процесса.
Третья цепь инновационного процесса связывает центральную цепь с научным знанием, а четвертая – показывает влияние научных знаний на инновационный процесс. В качестве источников инноваций выделяются в первую очередь область существующих знаний (база знаний), во вторую – фундаментальные исследования (научные исследования), если существующие знания не могут решить проблем, возникающих на протяжении центральной цепи инновационного процесса.
Пятая цепь инноваций отражает возможности, открываемые инновациями для прогресса научного знания. Она позволяет пополнить научные знания новыми стратегиями, технологиями, разработанными в ходе инновационного процесса.
В целом цепная модель инновационного процесса дополняет традиционные источники инноваций (потребности рынка и научные исследования) обучением на собственном опыте и массивом существующих внешних знаний, что является ее достоинством по сравнению с моделями предыдущих поколений. К недостаткам цепной модели относят ее изолированность инфраструктурой предприятия от институционального окружения, в котором протекает процесс нововведения.
При более широком понимании процесса инноваций институты рассматриваются как ключевой аспект системы инноваций. Институциональное окружение поддерживает, стимулирует и регулирует процессы инноваций. С. Эдквист и Б. Джонсон сделали различие между институтами, которые предоставляют информацию и снижают неопределенность; институтами, регулирующими сотрудничество и конфликты, и институтами, стимулирующими процесс.
Институты не только поддерживают инновационную деятельность, но могут и препятствовать ей. Примером тому служат традиции или правовое регулирование. Для того чтобы инновационная система работала эффективно, важно исключить институты, препятствующие инновациям и учредить такие, которые их поддерживают. Этими соображениями определяется значение роли институтов в рамках регулирования инновационным процессом, инновационной системой, в целом.
Интегрированные модели инноваций
В основе интегрированной модели инновационного процесса лежит рассмотрение различных источников инноваций, связанных как с информацией и знаниями, так и с потребностями рынка. Сам процесс инноваций становится не линейным, а предполагает распараллеливание процессов, составляющих отдельные этапы. На рис. 1.24 можно увидеть часто приводимую многими авторами модель интегрированного инновационного процесса разработки нового продукта в компании Nissan. Ее особенностями являются интеграция НИОКР с производством (например, интеграция систем автоматизированного проектирования и гибких производственных систем), более тесное сотрудничество с поставщиками и передовыми покупателями, горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов), создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др.
Рис. 1.24. Четвертое поколение (4G) инновационного процесса
Модели четвертого и пятого поколения основаны на наблюдениях за развитием корпоративных альянсов и партнерств, научно-исследовательских объединений, совместных предприятий разного типа. Это привело к пониманию инноваций как результата некоторого распределенного сетевого процесса.
Пятое поколение инновационного процесса (SIN) по Росвеллу представляет собой идеализированное развитие интегрированной модели (4G) и более тесную стратегическую интеграцию взаимодействующих компаний. SIN отражает процесс электронификации инновации, характеризующийся увеличением использования экспертных систем, имитационного моделирования, интегрированных систем гибкого производства и автоматизированного проектирования, связанных с поставщиками. Это модель стратегических сетей, стратегической интеграции и установления связей. Ее отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.
Инновационный процесс в пятой модели Р. Росвелла является не только межфункциональным, по также носит мультииyституциональный, сетевой характер. Модель отражает взаимодействие основных институтов (сама компания, ее поставщики, конкуренты, потребители), результатом которого становится инновация.
Представление модели стратегических сетей приведено на рис. 1.25.
В более ранней работе К. Оппенлендера представлена схожая концепция инновационного процесса (рис. 1.26), как процесса взаимодействия трех систем: новатора, организации и внешней среды.
Система "новатор" включает весь персонал и факторы производства, которые непосредственно принимают участие в исследовании, разработке и освоении новой технологии. Она является частью системы организации, к которой относятся участники процесса нововведения. Организация, в свою очередь, является частью системы – части системы, объединяющей внешние факторы: политические, природные и социальные.
Рис. 1.25. Пример системной интеграции и сетевой модели
Рис. 1.26. Взаимодействие систем в современной инновационной модели