Лекция 9. Познавательные процессы. Мышление и речь
После изучения главы 9 студент должен:
знать
• определение мышления, круг феноменов мышления, соотношение предметов наук, изучающих мышление;
• виды задач и виды мышления, основания их классификации;
• специфические характеристики мышления человека, роль языка в развитии мышления, отличие мышления человека от мышления животных;
• развитие предмета психологии мышления в истории психологии;
• теории мышления и их экспериментальные основания;
• закономерности мышления как процесса решения задач;
• закономерности мышления как процесса вывода нового знания;
• закономерности мотивационно-эмоциональной регуляции мышления;
• индивидуально-личностные и ситуативные детерминанты процесса мышления;
• методы и методики исследования мышления;
• условия развития мышления и интеллекта;
уметь
• диагностировать индивидуальные особенности мыслительной деятельности;
• разрабатывать рекомендации по организации различных видов деятельности с учетом закономерностей мыслительных процессов;
• прогнозировать и определять возможные ошибки мышления;
владеть
• системой основных понятий, относящихся к области психологии мышления и речи;
• методиками исследования различных видов мышления;
• методиками изучения индивидуальных особенностей мышления, интеллекта, креативности;
• способами развития мышления и приемами активизации мыслительной деятельности.
Я не уверен, можно ли действительно понять чудо мышления...
Из беседы Алъберта Эйнштейна с основателем гештальтпсихологии Максом Вертгеймером
Общая характеристика мышления
Мышление как психический процесс
Способность мыслить отражена в самом названии человека как особого вида – Homo sapiens sapiens, что переводится с латыни как "человек разумный разумный"[1]. Рене Декарт, определив человека как "вещь, которая думает", и провозгласив "Мыслю, следовательно, существую", именно на мышление возложил ответственность за уникальность статуса человека в эволюционном процессе. Только человеку открыта возможность осмысливать факт своего существования и подвергать сомнению истинность своих представлений и знаний о мире и о себе. В продолжение этой традиции известнейший современный философ Карл Поппер (1902–1994), анализируя фундаментальные проблемы развития цивилизации, писал: "Именно твой разум делает тебя человеком, позволяет тебе быть чем-то большим, чем просто суммой потребностей и желаний, именно он делает из тебя самодостаточного индивида... Преодолевая подчинение, искушение опереться на других и, таким образом, быть счастливыми, мы должны продолжать двигаться в неизвестность, неопределенность, опасность, используя имеющийся у нас разум, чтобы планировать, насколько возможно, нашу безопасность и одновременно нашу свободу".
Но мышление – это не просто одна из психических функций человека, рядоположенная другим познавательным функциям. Усомниться в способности человека к мышлению – значит дискредитировать его человеческое достоинство. Не зря ведь еще в XVII в. французский писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко заметил: "Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум". Мышление как психический процесс предстает перед психологом как особая феноменологическая и поведенческая реальность. Включенность в процесс мышления для человека всегда феноменологически бесспорна: факт рождения и движения мысли в сознании легко дифференцируется самим субъектом от течения других психических процессов. Человек, захваченный движением мысли, особенно в момент, когда происходит открытие нового (инсайт по терминологии гештальт- психологов), находится в особом состоянии сознания – вдохновения, озарения, творческого экстаза. Гуманистические психологи назвали такие состояния "пиковыми переживаниями" (peak-experience). Согласно преданию восторг от открытия закона гидростатики, был столь силен, что заставил Архимеда выскочить из ванны и без одежды бежать по улице Сиракуз с криком: "Эврика!"
Человек, поглощенный мыслительной деятельностью, безошибочно опознается окружающими. Психологи бихевиористского направления выделяют два варианта изменений внешнего поведения при переходе к мыслительным процессам: отмечается или полное прекращение двигательной активности при значительной активизации работы мозговых структур (лучшее воплощение "задумчивости" – скульптура Родена "Мыслитель"), или, наоборот, усиление внешней активности, развертывание так называемого поискового поведения, но не хаотичного, а связанного с исследованием условий задачи (ориентировкой). При этом человек может ходить "из угла в угол", размахивать руками и т.п.
Однако не весь ход мышления представлен на уровне сознания и осуществляется в произвольной форме. Важную роль, особенно в творчестве, играет интуиция. За понятием "интуиция" для ученых (в отличие от мистиков) открывается большой пласт разнотипных неосознаваемых механизмов мышления. Работа неосознаваемых (интуитивных) мыслительных процессов формирует результат, который, достигнув сознания в готовом виде, часто оказывается настолько неожиданным и непонятным для самого автора, что кажется "навеянным свыше". Развитие технических средств, применяемых в экспериментах (запись движения глаз, физиологических реакций), позволяет сегодня изучать эти неосознаваемые, невербализуемые, непроизвольные процессы мышления.
В отличие от других наук (философии, логики, социологии и т.д.), объектом изучения которых является мышление, психологический подход отличается особым ракурсом анализа мышления. Основным предметом исследований психолога становится реальный процесс движения человеческой мысли, где успехи переплетаются с трудностями, ошибками и отклонениями от правильного пути. При этом результаты мышления (как достижения, так и заблуждения) приобретают значение в глазах психолога только в связи с исследованием породивших их процессов. Психолог изучает мышление как "живой психический процесс" (термин В. П. Зинченко), осуществляемый конкретным субъектом (человеком или группой людей). Для психологического анализа важны индивидуальные особенности мыслящей личности: мотивы, эмоции, смыслы, знания, когнитивный стиль и др. Помня высказывание Л. С. Выготского "Мыслит не мышление. Мыслит человек", психологи все больше обращаются не только к вопросу "Как человек мыслит?", но и к вопросу "Ради чего человек мыслит?" и обнаруживают, что ответы на эти вопросы закономерно взаимосвязаны.
Рис. 9.1. Огюст Роден. "Мыслитель". Бронза. 1888. Музей Родена. Париж
В повседневной жизни слово "думать" имеет множество значений. Оно может быть использовано в широком смысле для обозначения любой осознаваемой психической активности. Например, мы говорим: "Я уже давно не думаю о нем", имея в виду отсутствие воспоминаний, или "Как ты можешь не думать о своих родителях!", подразумевая, что необходимо больше заботиться о своих близких. Иногда "думать" употребляется как синоним слов "верить" ("Я думаю, потусторонние силы все же существуют"), "мечтать" ("Я думаю выиграть миллион и поехать на Канары") либо как возможность Bocпроизводить известные факты ("Я думаю, что Москва дальше от Лондона, чем Париж") или способы действия ("Я думаю, что пятью пять – двадцать пять"). Однако для психологии мышления важно выделить специфику тех процессов, которые являются собственно мыслительными (именно они рассматриваются в этой главе), и говорить о мышлении в узком смысле слова.
Начиная с работ В. Джеймса, считается, что мышление проявляется только в тех случаях, когда субъект сталкивается с новой ситуацией (задачей), где недостаточно просто воспроизвести готовое стереотипное действие, а требуется создать новый эффективный способ действия (т.е. найти новый путь решения). Для этого необходимо уметь выделять и анализировать существенные, но, как правило, не данные непосредственно в чувственном плане (не воспринимаемые наглядно) свойства предметов и явлений, устанавливать закономерности их взаимосвязей. Мышление – это процесс обобщенного и опосредствованного познания, состоящий в обнаружении неявных отношений между предметами и явлениями действительности и их целенаправленном преобразовании. В данном определении подчеркивается отличие процесса мышления от процесса восприятия, где указанные отношения представлены явно (на перцептивном уровне) и непосредственно (см. гл. 7).
Составляющие процесса мышления
К кругу явлений мышления относятся процессы планирования, принятия решений, понимания, постановки проблем, решения задач, прогнозирования, оценки, объяснения и воображения (хотя некоторые авторы рассматривают воображение как самостоятельную психическую функцию). Процесс мышления включает в себя ряд следующих мыслительных операций (рис. 9.2):
• сравнение – выявление тождества между вещами;
• анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
• синтез – операция, позволяющая переходить от частей к целому;
• абстракция – операция, основанная на выделении существенных (для конкретной ситуации или задачи) свойств и связей объекта при отвлечении от несущественных;
• обобщение – объединение объектов на основе существенных свойств. Наиболее значимым результатом процесса обобщения является образование понятий.
Рис. 9.2. Основные операции процесса мышления
Функции мышления
Основная функция мышления состоит в обеспечении перехода от незнания к новому знанию. Это новое знание может заключаться в открытии новых свойств и закономерностей мира, выработке новых способов и правил поведения, создании новых материальных и идеальных объектов (технических устройств, произведений искусства, теорий, знаковых систем и т.д.). Человек мыслит, чтобы понять окружающий мир и себя в этом мире, а также использовать эти знания о мире и о себе для изменения окружающей действительности и управления собственным поведением.
Изучение мышления наряду с важным общегуманитарным (философско-экзистенциальным) значением для понимания сущности человека имеет и сугубо практический смысл. Изучив психологические закономерности мыслительной деятельности, можно:
• предвидеть типичные ошибки и предотвращать их (например, подробный анализ хода мышления персонала Чернобыльской АЭС, приведшего в результате к возникновению аварии, дан немецким исследователем Дитрихом Дернером в книге "Логика неудачи");
• проводить психологические экспертизы решений (в частности, в политике, экономике, бизнесе, военном деле и т.п.) и разрабатывать рекомендации по их оптимизации;
• совершенствовать свойства и процессы мышления с помощью различных тренингов (например, "эффективного принятия решений", "развития творческого мышления", "активизации интеллектуального потенциала", "повышения критичности мышления" и др.);
• проектировать новые массовые технологии обучения и воздействия на человека с учетом закономерностей процесса мышления (в качестве примера можно обратиться к истории концепции "проблемного обучения", разработанной в конце 1960-х гг. Б. Скиннером, или к "идеальной модели креативного образования", предложенной А. Маслоу, а также к практике влияния на поведение с помощью СМИ и рекламы).
Знания о принципах организации мышления человека важны и для рождения перспективных идей в области дальнейшего развития систем искусственного интеллекта. Ведь компьютеры пока еще не воспроизводят многие достижения человеческой мысли и конечно же не превосходят человека в способностях к творческому мышлению. Машины не могут разумно работать с новыми, нестандартными задачами, правила решения которых неизвестны человеку.