Познавательная коммуникация
Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию.
Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности.
Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.
Коммуникативные формы сообщения: доклад, сообщение, семинар, беседа, отчет.
Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.
Убеждающая коммуникация
Цель; вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.
Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.
Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.
Коммуникативные формы сообщения: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, "круглые столы".
Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения; формирование аттракции, создание атмосферы доверия.
Экспрессивная коммуникация
Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.
Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.
Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все его сенсорные канаты.
Коммуникативные формы сообщения: презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика; демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.
Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств[1].
В современных условиях коммуникацию сопровождает не один канал, а два или более канала. Соответственно, в коммуникациях разного типа используется несколько каналов коммуникации с некоторым превалированием одного из них:
Например, при устном способе передачи сообщений нам доступен аудиоканал и невербальный канал, а далее используются когнитивные средства субъекта для переработки информации. При письменном способе передачи сообщений доступен только визуальный канал, однако стиль оформления, структура, дизайн и визуальные элементы формируют невербальный канал, аналогичный языку тела при устной форме передачи сообщения.
В случае устной коммуникации особое значение приобретают невербальные средства коммуникации и более жесткие способы структуризации основной цели сообщения, в частности, ожидаемых результатов от общения. В случае опосредованной коммуникации, например письменной, можно обнаружить аналог невербального способа воздействия на получателя. Это, прежде всего, оформление, структурирование и стилистика, которые определяют "лицо" отправителя.
Можно выделить смешанную форму коммуникации, для передачи сообщения в которой используются оба канала: визуальный и аудио- соответственно. Это презентация. При подготовке презентаций необходимо учитывать как вербальные, так и невербальные характеристики, а также понимать специфику восприятия устных сообщений и структуризации материала для них.
Деловая коммуникация преимущественно относится по форме к межгрупповой коммуникации, так как взаимодействуют субъекты, аффилированные с определенными организациями, и в определенной степени процесс коммуникации не зависит от межличностных связей и индивидуальных предпочтений субъектов.
Имея в виду особенности передачи сообщений, специалисты выделяют прямую, в частности межличностную, и опосредованную коммуникацию. Опосредованная коммуникация определена символической средой, в которой человек получает, передает, обрабатывает сигналы, образ, смыслы. Динамика и эффективность опосредованной коммуникации зависит от культуры, организации и технологий конкретной коммуникационной системы.
Соответственно выделяются три типа каналов коммуникации:
1) прямой канал – система коммуникации, как правило, распределенная система, которая составлена из функционала различных информационных систем автоматизации деятельности в организации (рис. 1.2);
2) мультимедийные средства массовой информации;
3) глобальная информационно-коммуникационная сеть.
Рис. 1.2. Элементы прямого канала коммуникации
Основываясь на аффиляции участников деловой коммуникации, можно выделить коммуникации участников, представляющих интересы организации, и участников, не связанных с конкретными организациями, т.е. представляющих свои деловые интересы.
Важно понимать, что в деловой коммуникации, которая связана с организацией, фирмой, есть внешняя и внутренняя коммуникации.
Также принято описывать направления коммуникации не только с позиции внешней и внутренней среды компании, но и с точки зрения иерархии организационной структуры.
1. Вверх: от нижестоящих менеджеров к вышестоящим по должности специалистам.
2. Вниз: от вышестоящих менеджеров или руководителей функциональных подразделений к сотрудникам и исполнителям.
3. Вовне: к другим организациям или людям, не работающим в данной организации.
4. В сторону: к внешним участникам деловой ситуации в организации.
Совокупность связей организации или конкретного участника образует коммуникационное пространство, под которым принято понимать систему многообразных коммуникационных связей, находящихся под влиянием профессиональных, культурных, экономических, политических, технологических и других факторов (рис. 1.3).