Позитивизм
Позитивистская концепция соотношения философии и науки представляет собой третий логически возможный вариант решения вышеназванной проблемы. Старая философия ("метафизика") объявляется лженаукой и псевдознанием, умозрительной схоластикой, место которой на "исторической свалке знаний" вместе с мифологией, религией и другими формами человеческих заблуждений. Вместо нее предлагается создать новую, научную философию, которая от всех прочих наук должна отличаться только своим предметом, но не методом. Метод же для любой науки может быть только один: накопление эмпирической информации о предмете исследования, ее систематизация и обобщение. Позитивистская концепция соотношения философии и науки впервые четко сформулирована и серьезно обоснована лишь в 30-х гг. ХГХ в. в работах французского философа О. Конта, заявившего, что мышление в своем историческом развитии проходит три основных состояния (стадии): мифологическо-религиозное, философское ("метафизическое") и конкретно-научное ("позитивное"). Каждая из последующих стадий является более зрелой чем предыдущие. Научное мышление - не только самая зрелая форма человеческого познания, но и его завершающая стадия. Согласно О. Конту, основная историческая заслуга прежней, традиционной философии ("метафизики") состоит лишь в одном - подготовке и формировании научного способа мышления. С возникновением и утверждением в обществе научного способа познания необходимость обращения к философскому мышлению для познания мира полностью отпадает. Более того, это обращение становится не только излишним, но и чрезвычайно вредным, так как тормозит научный способ решения проблем, подменяя его гносеологически менее полноценным подходом. Самая же главная опасность такой подмены заключается в мимикрии традиционной философии ("метафизики") под науку, что неминуемо ведет к "засорению" научного знания разного рода умозрительными схоластическими построениями, выступающими при этом от имени Абсолютной истины. Отличие же конкретно-научного (или "позитивного") способа мышления от философского в том и состоит, что, будучи зрелой и ответственной, позитивная наука принципиально отказывается от поиска и формулирования Абсолютных и всеобщих истин о мире, считая это иллюзорной и нереализуемой целью познания, и, напротив, сосредоточивает свои усилия только на относительных и частных истинах, фактах и законах отдельных сфер реальности, поскольку традиционная философия ненаучна, а конкретные науки не философичны в своем содержании, как считают позитивисты, между ними не может быть никакого продуктивного взаимодействия.
Зрелая наука, заявляют позитивисты, способна справиться и справляется со своими проблемами, не нуждаясь в помощи со стороны философии. "Наука сама себе философия" - вот кредо и сущность позитивизма по отношению к традиционной философии. Однако это только одна "негативная" часть позитивистской концепции соотношения философии и науки. Другая же, положительная, была более амбициозной и состояла в идее построения взамен метафизической философии новой, отвечающей всем стандартам научности. С точки зрения позитивистов, многие проблемы старой философии сами по себе вполне приемлемы и законны с научной точки зрения, например: познание законов окружающей человека природы; устройство общества; сущность человека и его возможностей; способы истинного познания реальности и т.д. Неприемлемыми с позиций позитивизма являются методы решения этих проблем в рамках классической философии, которые в своей основе представляются умозрительными и спекулятивными. Научная же философия, в отличие от традиционной, должна решать свои проблемы исключительно теми же средствами, что и все остальные науки (физика, астрономия, история, биология и т.д.), т.е. путем обобщения имеющегося эмпирического материала. В этом смысле научное философское учение о мире (философская онтология) вполне возможно. Однако оно должно быть только обобщением тех знаний, которые дают о мире все частные науки определенного времени. Философская онтология не имеет права выходить за пределы этого знания, она всегда может только следовать за наукой своего времени, но ни в коем случае не опережать ее, как бы это не выглядело заманчиво. Иной путь - прямая дорога к философскому мифотворчеству.
Те же рекомендации давал О. Конт и в отношении научного способа построения другой важной части философии - теории познания. Хотите знать, спрашивал он, какими средствами достигается истина о мире? Изучайте реальный опыт научного познания, реальную познавательную практику науки как высшей, наиболее развитой формы человеческого познания. Идите в научные лаборатории, на кафедры, наблюдайте и обобщайте познавательную деятельность исследователей, а не учите их методам получения истины, созданным в умозрительных философских системах. Этот упрек позитивисты адресовали отнюдь не только ранним эпистемологическим построениям Платона или Аристотеля, но и более поздним философам, включая своих современников (Декарт, Бэкон, Лейбниц, Кант, Гегель и др.). Итак, предметом научной философской эпистемологии должна быть реальная познавательная практика ученых, ее эмпирическое изучение (в том числе и через историю науки) и последующее обобщение. Именно так должна создаваться общая методология науки, а не путем навязывания ученым сомнительных методов постижения
Истины, разработанных в лоне трансцендентальной философской эпистемологии. Тем более что различные философские схемы познания зачастую просто исключают друг друга (Платон и Аристотель, Декарт и Бэкон, Локк и Лейбниц, Кант и Гегель и т.д.). Аналогичные рекомендации позитивисты распространили на научный способ построения теории общества. Как известно, О. Конт явился основоположником создания научной социологии как конкретно-научного, а не философского способа изучения общества, законов его функционирования и развития.
В чем плюсы и минусы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки? К числу несомненных достоинств позитивистского варианта решения данной проблемы относятся следующие:
1) подчеркивание относительной самостоятельности и относительной независимости развитой (зрелой) науки от философии в ее классическом понимании как "метафизики";
2) необходимость ориентации любой философии, претендующей на научный статус на реальную науку, ее ОГЛАВЛЕНИЕ и методы либо в целях их обобщения, либо как на критерий истинности философских построений;
3) подчеркивание качественного различия между классической философией и конкретно-научным знанием, между философской методологией и научным способом познания действительности вплоть до их полной противоположности.
К числу же явных минусов позитивистской концепции соотношения философии и науки относятся следующие:
1) недостаточно обоснованное решение о якобы бесполезности и исчерпанности когнитивных ресурсов классической философии как важного позитивного фактора функционирования и развития культуры;
2) неверное понимание сущности и структуры реального научного знания и стремление свести его только к эмпирическому знанию:
а) недооценка качественной специфики теоретического знания в науке по сравнению с эмпирическим знанием и особой роли научных теорий в структуре и динамике науки;
б) неверная интерпретация природы математического знания и его отличия от естественно-научного знания;
в) рассмотрение науки в качестве абсолютно самодостаточной системы культуры, развивающейся лишь по своим собственным имманентным законам (интернализм);
г) незаконное абстрагирование от ценностной "нагруженность" науки и научного способа познания (ценностная нейтральность науки);
д) абсолютизация возможностей эмпирических методов исследования в достижении объективно-истинного знания;
е) сведение метода философии науки только к эмпирическому исследованию, описанию и обобщению содержания реальной науки и деятельности ученых;
ж) редукция научной философии только к философии науки.
Самым трудным (и, как оказалось, невозможным) в реализации позитивистской концепции соотношения философии и науки оказалось построение философии науки как одной из конкретных наук. По существу, вся эволюция позитивизма от его возникновения в 30-х гг. XIX в. до исчерпания себя (70 - 80-е гг. XX в.) как значимой и состоятельной альтернативы классической философии представляет собой постоянную смену одной неудачной попытки в построении научной философии другой, как оказалось со временем, тоже несостоятельной. Данные попытки построения позитивной философии могут быть представлены следующим образом:
Научная философская онтология (Г. Спенсер) и методология науки (Дж. Ст. Милль) -> Психология и социология научной деятельности (Э. Мах и др.) - Логика науки (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап и др.) -> Лингвистический анализ языка науки (Л. Витгенштейн, Дж. Райл, Дж. Остин и др.) -> Теория динамики и развития научного знания (К. Поппер и др.).
В итоге оказалось, что не только невозможна позитивная философия как одна из конкретных (частных) наук, но, напротив, все реальные науки (как естественные, математические, так и особенно социально-гуманитарные) не свободны от определенных философско-умозрительных допущений и всегда опираются на них. Правда, эти допущения не являются чем-то постоянным и неизменным как в исторической динамике науки в целом, так и в отношении разных научных дисциплин и теорий, существующих одновременно в той или иной отрасли науки. Это обусловлено как целостностью культуры, в которой все ее подсистемы, включая философию и науку, находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, так и неоднозначным характером этих взаимосвязей, вызванных качественно разнообразным ОГЛАВЛЕНИЕм философских и научных систем знания.