Пожарная безопасность на транспорте

В России пожары на транспорте составляет 11% от всех пожаров и занимают второе место после пожаров в жилье.

С каждым годом больше внимания уделяется пожарной безопасности на транспорте. Особое приоритетное значение в этом вопросе имеет пожарная безопасность транспорта, обеспечивающего пассажирские и грузовые перевозки. Угроза жизни при пожаре по статистике возникает не только при нарушениях правил дорожного движения, но в связи с технической неисправностью транспорта вследствие его неквалифицированной эксплуатации (нарушение периода ТО, превышение допустимой нагрузки и т.д.). В нашей стране ежегодно сгорает около 17 тыс. автомобилей. Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Горят и маршрутки. В этих пожарах на транспорте погибает около 200 чел. в год.

Обеспечение комплексной безопасности современной отечественной транспортной системы – важнейшей инфраструктурной отрасли экономики России, а также безопасности населения на транспорте – одна из приоритетных задач государства. Для ее реализации распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р утверждена и выполняется "Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте", призванная до 2014 г. обеспечить высочайший уровень защиты объектов транспортной инфраструктуры, транспортного парка и жизни людей от террористических и техногенных угроз, в том числе – пожара на транспорте.

В основе решения главной задачи программы – обеспечения безопасности пассажиров на транспорте – лежит необходимость комплексного оснащения транспортного парка современными техническими системами и средствами противопожарной защиты. Разработка и внедрение таких систем сегодня – это острая необходимость.

В федеральной программе по пожарной безопасности на транспорте этой проблеме уделено большое внимание. Определены направления исследований пожарной безопасности подвижного состава, показана актуальность развития теории пожара на транспортных средствах. Внедрение новых технических средств пожаротушения требует совершенствования методов оценки пожаро- и взрывоустойчивости автотранспортного подвижного состава.

Состояние проблемы пожарной безопасности транспортных средств указывает на необходимость объединения усилий специалистов в области безопасности воздушного, морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Это связано как с назначением транспорта, так и с вероятностью пожара или взрыва транспортных средств в процессе их взаимодействия, например, автомобиля на пароме, при столкновении автомобиля с поездом или при тушении самолета пожарными автомобилями.

Основными транспортными средствами, имеющими тяжелые последствия от пожаров, являются пассажирские транспортные средства (маршрутки, автобусы, троллейбусы) и автомобили для перевозки горючих жидкостей.

В настоящее время, например, пассажирские транспортные предприятия столицы (без учета метрополитена и наземных электропоездов), обеспечивают в сутки более 100 тыс. рейсов, с выходом более 5,5 тыс. единиц транспорта. Ежесуточно пассажирским наземным транспортом перевозится более 11 млн пассажиров. Большая часть приходится на автобусы.

Автобусы (троллейбусы, трамваи). Автобус – один из основных сегодня видов наземного общественного транспорта. В Москве маршруты автобусов охватывают не только все районы столицы, но и выходят за пределы МКАД. Меняется техническое оснащение: аппарели для инвалидов-колясочников и пассажиров с детскими колясками, электронная визуальная и звуковая информационные системы, автоматические системы обнаружения и тушения пожара.

Пожары автотранспортных средств могут возникать по следующим причинам:

• по вине людей, которые курят в общественном транспорте;

• при неисправности электропроводки;

• в случае преднамеренного поджога.

Главную опасность для неисправного транспортного средства представляет скорость, которая добавляет кислород в моторный отсек к очагу возгорания. Современный автомобиль, содержащий большое количество пластика, проводов и других отделочных материалов, сгорает в считанные минуты. При этом потушить его с помощью автомобильного огнетушителя практически невозможно – не хватает огнетушащего состава, невозможно подойти к очагу пламени и т.п. Если же появилось сильное пламя, старайтесь как можно быстрее покинуть опасную зону и отойти от машины как можно дальше.

Троллейбус и трамвай относятся к наименее опасным видам транспорта. Однако электрическая тяга порождает возможность поражения током, особенно в дождливую погоду при сильном ливне или шквальном ветре, когда токонесущий провод может упасть на вагон. В подобной ситуации наиболее безопасны сидячие места, а покидать салон рекомендуется только прыжком, не касаясь одновременно земли и транспорта, чтобы исключить удар током.

Железнодорожный транспорт является одним из самых распространенных ныне средств передвижения. Почти каждый городской и сельский житель один-два и более раз в году доверяет свою жизнь железной дороге. Ежегодно в результате аварий на железнодорожном транспорте погибает до 3 тыс. чел., что значительно превышает количество жертв в авиационных катастрофах.

Причинами 26% пожаров на железнодорожном транспорте являются неисправности в системе отопления и электрооборудования: короткие замыкания, перегрузки в электропроводке и электрооборудовании, отсутствие изоляции в местах крепления электропроводки, трение проводов о металлические распределительные щиты, попадание влаги на электропроводку, касание посторонними металлическими предметами контактов.

Большинство этих неисправностей бывает вызвано нарушением правил эксплуатации систем отопления и электрооборудования:

• установка "жучков";

• оставление без наблюдения включенных приборов – электрообогревателя водоналивных труб, вентиляции, кипятильника и другого оборудования;

• хранение горючих материалов в нишах распределительных щитов, приборах автоматики, вентиляционных каналах, в помещении котельной;

• использование для освещения ламп завышенной мощности;

• применение открытого огня для отогрева водоналивных труб;

• топка котлов и кипятильников без воды;

• сушка дров около отопительных и электронагревательных приборов;

• применение для растапливания котлов и кипятильников легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин и др.);

• скопление пыли и грязи на приборах электрооборудования.

Пожар в вагоне, как правило, возникает не сразу. При перегрузке электрические провода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и пряжи, обусловленный перегревом изоляции. Поэтому при появлении малейших признаков возгорания необходимо как можно скорее обнаружить источник и принять необходимые меры. Должна быть повышена требовательность обслуживающего персонала к пассажирам в отношении курения. Запрещается курить во всех помещениях вагонов, за исключением нерабочего тамбура.

Аварийные ситуации на железной дороге могут возникнуть в результате: экстренного торможения, крушения поезда, разрушения токонесущего провода, пожара.

Как действовать тогда?

Используйте любую возможность, чтобы выбраться из вагона как можно быстрее. Покидая опасную зону, не следует удаляться слишком далеко: если вам нужна помощь, ее, скорее всего, окажут вблизи состава. В случае экстренной эвакуации из поезда будьте внимательны, потому что по соседним путям могут следовать другие составы, не ступите случайно в автоматические стрелки, способные защемить ногу.

При пожаре, если возможно, перейдите в другой вагон, приготовьте влажную ткань для защиты от отравления продуктами горения. Не стремитесь обязательно спасти багаж, спасайте жизнь, постарайтесь только сохранить документы и деньги, поэтому их в пути лучше держать всегда при себе.

В настоящее время в России насчитываются восемь метрополитенов в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Волгоград. Ежегодно метрополитены и другие виды скоростного внеуличного транспорта в России перевозят около 4 млрд пассажиров.

Метрополитен – пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением, или транспортное предприятие, являющееся одним из основных видов городского пассажирского транспорта, связанное с повышенной опасностью. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагоны поездов.

На основании требований Федерального закона от 09.02.2007 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и с учетом необходимости дальнейшего выполнения мероприятий по защите объектов транспорта от актов незаконного вмешательства была подготовлена программа на 2008–2010 гг., предусматривающая продолжение работы по антитеррористической защищенности метрополитенов страны. Для своевременного информирования граждан о порядке действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в фойе станций метро установлены плазменные панели. Все линии и станции Московского метрополитена находятся в поле зрения телеобъективов, ведется автоматическая запись. В вагонах метропоездов установлены видеокамеры для наблюдения.

Наиболее современное средство передвижения – авиационный транспорт – и его безопасность обеспечивается в наивысшей степени.

Наиболее опасной и часто встречающейся аварийной ситуацией на борту самолета является пожар и взрыв. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

В таких ситуациях важную роль играет компетентность пассажиров. Компетентный пассажир – человек, который максимально использует свои шансы на спасение в аварийной ситуации, мысленно заранее проделал путь к спасению.

Об аварии при взлете или посадке вас вряд ли смогут предупредить заранее. Поэтому самая разумная тактика – предварительные меры личной безопасности перед каждым взлетом и посадкой.

Например, быть в верхней одежде (пальто или куртка (не синтетика!) могут защитить вас от ожогов, если придется выбираться из пожара). Оставайтесь в обуви, даже если она на высоком каблуке – на случай, если вам придется идти по осколкам, горящему пластику и т.д. Туфельки на "шпильках" женщинам следует снять лишь перед надувным трапом, не загораживая при этом путь к эвакуации другим пассажирам, и не выпускать обувь из рук, чтобы на земле немедленно обуться.

Пожар в самолете. По данным МЧС РФ, пожарами сопровождаются приблизительно 20% аварий самолетов; свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.

Самое главное при пожаре – немедленно после остановки самолета направиться к ближайшему выходу. При этом:

– защитите свою кожу – на вас должны быть пальто, шапка, плед;

– не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пригнитесь или даже пробирайтесь к выходу на четвереньках – внизу дыма должно быть меньше; помните: дым, а не огонь – первая опасность;

– не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы;

– если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;

– не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;

– не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

– будьте решительны и дисциплинированны, боритесь с паникой на борту любыми средствами, окажите максимальную помощь стюардессе.

Пожаро- и взрывоопасные объекты – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и легко возгораемые вещества, а также трубопроводный и железнодорожный транспорт.

Аварии на таких объектах могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Поражающими факторами аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах являются: воздушная ударная волна, тепловое излучение пожаров, действие токсических веществ, которые образовались в ходе пожара.

Величина потерь среди населения при пожарах и взрывах колеблется в больших пределах и может достигать многих сотен человек. Особенно большими потери могут быть при массовом скоплении людей в закрытых помещениях. Например, при пожаре в помещении цирка (Ленинград, 1961 г.) было поражено около 1900 чел., из которых более 800 погибло. В результате взрыва газового конденсата на магистральном трубопроводе (Башкирия, 1989 г.) пострадало более 1000 чел. (пассажиры двух поездов), что составило более 97% от числа людей, находящихся в этих поездах. Пожар в лондонском метро 18 ноября 2011 г., в период рождественских распродаж, по счастливой случайности не привел к большим человеческим жертвам, однако нельзя забывать, что пересадочный узел Kingcross, где произошла трагедия, является самым большим в лондонской подземке, перевозящей более 2 млн чел. в сутки[1].

При взрывах в замкнутых пространствах (шахты, здания) практически у всех пострадавших могут быть комбинированные поражения в различных сочетаниях (ожоги, термические поражения кожных покровов и верхних дыхательных путей и механические травмы).