Повышение инвестиционной привлекательности

Любая динамично развивающаяся компания нуждается в притоке инвестиций, поэтому повышение ее инвестиционной привлекательности - одна из важнейших стратегических задач. Реализацией таких задач занимается специальное направление PR - Investor Relations (связи с инвесторами). По сути дела, IR-специалисты тоже занимаются управлением репутации компании, при этом их основная целевая аудитория - инвестиционное сообщество, а конечная цель их деятельности - привлечение инвестиций для финансирования деятельности компании. Однако было бы ошибкой полагать, что завоевать доверие инвесторов можно с помощью традиционных PR-технологий. В данном случае этого недостаточно. Инвесторов не интересуют громкие заявления об успехах, они хотят видеть открытость организации и иметь свободный доступ к информации о ней.

Рассмотрим, в чем сходство и различия между коммуникациями в области PR и IR (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Сходство и различия между PR- и IR-технологиями

Общее

Различия

PR

IR

Работа

в информационном пространстве

Использование всей информации о компании

Использование стратегической, управленческой, финансовой, информации о компании

Осуществление внешних коммуникаций

Коммуникации со всеми ключевыми аудиториями

Коммуникации с инвестиционным сообществом: инвестиционными банками, аналитиками, участниками рынка ценных бумаг и фондовых бирж, акционерами, эмитентами

Получение обратной связи

О восприятии компании обществом в целом

О восприятии компании инвестиционным сообществом

Как известно, Public Relation - это управление коммуникациями организации со всеми ее целевыми аудиториями с целью формирования благоприятного общественного мнения о компании и ее продукте. В то же время Investor Relations предполагают построение взаимовыгодных отношений с инвесторами, аналитиками и брокерами с целью повышения рыночной стоимости акций компании. Весь комплекс IR-инструментов направлен на своевременное, достоверное и полное информирование инвестиционного сообщества о ключевых фактах деятельности компании.

Добиться этого результата можно только при своевременном информировании о ключевых корпоративных событиях с помощью передовых методов коммуникации с инвесторами.

Интерес инвесторов к организации, в первую очередь, определяется уровнем ее авторитетности, надежности и перспективности. Для принятия решения о целесообразности вложений в ту или иную компанию обычно хотят получить следующую информацию:

o какова основная деятельность компании;

o цели и задачи, которые преследует руководство компании;

o является ли компания лидером в своей отрасли;

o главные конкуренты и степень конкурентоспособности компании;

o сильные и слабые стороны в системе управления;

o реальные достижения компании за время ее существования;

o степень ответственности руководства компании перед акционерами.

Отвечая на эти вопросы, IR-специалист должен создать образ компании, в которую можно и нужно инвестировать. При этом главный акцент делается на демонстрации прозрачности и открытости компании, что не случайно. Западное деловое сообщество рассматривает публичность деятельности организации как ключевое условие успешного развития, в то время как отечественный бизнес пока остается непрозрачным, что сильно сдерживает приток в нашу страну серьезных инвестиций. Агентство Standart&Poors провело исследование, посвященное корпоративной прозрачности российских компаний. В результате анализа отчетности 42 крупных компаний, на долю которых приходится 98% капитализации российского рынка акций, выяснилось, что только 26 из них используют для информирования инвесторов финансовую отчетность, составленную в соответствии с международными стандартами. Но даже в этом случае многие руководители ведут двойной или даже тройной учет, полагая, что прозрачность ограничивает свободу маневра. Излишне говорить, что такого рода отчеты оборачиваются профанацией и не ведут к росту акций российских компаний.

Зарубежные инвесторы нередко жалуются, что чувствуют себя в нашей стране в информационном вакууме, причем намеренно создаваемом руководителями предприятий, которые уверены, что деловых партнеров интересует лишь стабильный рост прибыльности акций компании и не важно, как именно этот рост был достигнут. На самом же деле, для инвесторов важны не только конечные результаты деятельности компании, но и то, каким путем они были достигнуты. Иными словами, их интересует истинная репутация компания, а не броский успешный имидж, который им навязывают. И чем активнее и громче "пиарит" себя компания, тем больше сомнений появляется у инвесторов.

Финансовые аналитики при планировании инвестиций в ту или иную страну оценивают страновые риски, которые определяются такими показателями, как политическая и экономическая стабильность, уровень коррупции и преступности, независимость судебной системы, правовая защищенность бизнеса и т.п. Пока по этим показателям Россия сильно отстает от ведущих экономических держав, не удивительно, что на мировых фондовых рынках акции российских компаний продаются существенно ниже их реальной стоимости.

В этом смысле показателен Восьмой ежегодный совместный доклад Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (МФК) "Doing Business - 2011", в котором дается оценка условий для бизнеса и иностранных инвестиций в 183 странах. Россия по сравнению с 2010 г. опустилась в рейтинге на семь пунктов и заняла 123-е место, оказавшись по соседству с Уругваем и Угандой.

Почему у нашей страны такой низкий показатель? Дело в том, что место в рейтинге определяется на основе десяти показателей с одинаковым весом в общем индексе, таких как:

o регистрация и ликвидация предприятий;

o регистрация собственности;

o получение разрешений на строительство;

o налогообложение;

o получение кредита;

o международная торговля;

o защита инвесторов;

o наем работников;

o обеспечение исполнения контрактов.

Главная задача, стоящая сегодня перед отечественной экономикой, - улучшать репутацию страны в глазах мирового сообщества, причем не имиджевыми технологиями, а реальными действиями по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Без существенного снижения страновых рисков невозможно повысить инвестиционную привлекательность отечественных компаний, поднять стоимость их акций на мировых фондовых биржах.

В то же время, несмотря на проблемные моменты, существующие в восприятии российского бизнеса, IR-специалисты должны выглядеть профессионально перед инвестиционным сообществом, отвечая мировым стандартам и вызовам глобальной конкуренции за капиталы инвесторов. Для этого им необходимо строить долгосрочные коммуникации с целевыми аудиториями, которые нуждаются в своевременном раскрытии ключевой информации о компании.

К основным направлениям коммуникационной политики IR-службы можно отнести следующие:

o формирование и постоянное расширение базы российских и иностранных инвесторов;

o поддержание спроса на акции компании со стороны потенциальных инвесторов;

o повышение известности и рост осведомленности о компании у целевых аудиторий;

o установление и поддержание личных контактов с инвесторами и инвестиционными аналитиками;

o оперативное реагирование на ухудшение инвестиционной ситуации и информирование об этом руководства;

o эффективное взаимодействие с руководством компании по пониманию ими важности IR-менеджмента.

Теперь перейдем к рассмотрению тех конкретных шагов со стороны IR-службы, которые будут способствовать наиболее полному раскрытию информации о компании.

Финансовая модель компании. Необходимо подготовить и презентовать финансовую модель компании, которая является неотъемлемой частью финансовых компонентов репутации. Эта модель берется за основу при разработке стратегии развития организации.

Рассылка IR-релизов. Такая рассылка позволяет регулярно информировать инвестиционное сообщество о ключевых корпоративных, операционных и финансовых результатах деятельности компании. Параллельно с этим полезно готовить еженедельные обзоры рынка цепных бумаг для внутреннего пользования.

Корпоративный сайт. На сайте компании обязательно должен присутствовать раздел, посвященный акционерам и инвесторам. Он нуждается в регулярном обновлении. Рекомендуется создать англоязычную версию сайта компании.

Презентации. Большой интерес у инвесторов вызывают ежеквартальные, полугодовые, годовые материалы, имеющие формат презентации, например такие: "Для инвестиционного сообщества", "О компании", "О результатах производственной и финансовой деятельности" и т.д.

Конференции. Надежным инструментом укрепления репутации компании является участие в инвестиционных конференциях крупнейших международных и российских инвестиционных банков. Не менее важны и конференции, организованные самой компанией и посвященные результатам производственной и финансовой деятельности (квартальные, полугодовые, годовые).

Завтраки. Весьма полезными могут оказаться регулярные завтраки топ-менеджмента компании с представителями инвестиционного сообщества. Во время таких встреч "без галстука" легче установить доверительные отношения с заинтересованными сторонами.

Независимо от того, какой формат коммуникации выбирает IR-специалист, он должен придерживаться следующих правил:

o владеть важнейшей информацией о компании;

o знать о проблемах компании;

o максимально раскрывать информацию о компании, не нарушая коммерческой тайны;

o не скрывать негативные новости;

o не говорить плохо о конкурентах, придерживаться только фактов;

o не давать инвестору непроверенной информации.

Любой IR-специалист понимает, что выстраивание коммуникаций с инвесторами - важнейшая и неотъемлемая часть не только коммуникационной стратегий компании, но и стратегии организации в целом, поскольку успешные IR выливаются в миллионы и даже миллиарды долларов роста капитализации.

В связи с этим представляет интерес опыт Газпрома, где разработана специальная программа, посвященная взаимодействию с инвесторами. Лидер отечественной экономики так формулирует на своем сайте основные принципы этой программы:

o конечная цель отношений с инвесторами (IR) - обеспечить верное понимание рынком и его участниками стратегии и перспектив развития компании, что позволит избежать дисконта к цене акций в связи с некорректным пониманием или недостатком знаний инвесторов о компании;

o охватить всех инвесторов и обеспечить осведомленность всех потенциальных покупателей об инвестиционной возможности.

За последние 10 лет отношения Газпрома с инвесторами (IR) трансформировались из вторичной функции в приоритетную и рассматриваются как ключевая область деятельности.

На возрастание важности отношений с инвесторами (IR) повлиял ряд изменений на рынке, а именно: внимание к краткосрочным результатам и событиям гораздо значительнее сказывается на движении цен акций; возросшие требования к информации со стороны аналитиков и инвесторов; борьба за внимание инвесторов и необходимость активных действий по продвижению компании на рынке.

В качестве основных составляющих успешной программы IR в Газпроме называют следующие:

o ясные и честные коммуникации с рынком;

o ясное изложение информации;

o определение основных движущих сил и того, как рынок может оценивать перспективы компании;

o объективное изложение вариантов развития и перспектив - основа отношений на доверии;

o последовательная стратегия и систематическое достижение поставленных целей;

o инициативное и доступное руководство;

o осознание важности отношений с инвесторами (IR);

o повышенное внимание к акционерам и лицам, формирующим общественное мнение;

o наличие необходимых знаний об инвесторах, выявление целевой группы инвесторов;

o хорошие отношения с участниками рынка;

o знание основных составляющих процесса принятия инвестиционных решений;

o активная деятельность по выявлению целевой группы акционеров и проведению презентации компании.

Подходы и принципы в области IR-политики, которые демонстрирует Газпром, понадобятся любой компании при выходе на IPO (от англ. Initial Public Offering). Так называют первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. При этом подразумевается, что компания впервые выводит свои акции на биржу. От того, насколько хорошо организация сумела составить позитивное мнение о себе, насколько ясно и четко объяснила потенциальным инвесторам свои планы на перспективу, будет зависеть, приобретут ее акции с премией или дисконтом. Не случайно классическая схема выхода на IPO подразумевает тесное сотрудничество юридических и инвестиционных служб и IR-консультантов, причем их совместная деятельность должна начаться за два-три года до выхода компании на фондовый рынок.

Пример из практики

Примером успешного применения IR-технологий служит выход на IPO Лебедянского консервного завода Липецкой области. Он был организован в 1967 г. и развивался очень динамично: к 1998 г. завод занимал около 4% отечественного рынка соков и имел оборот в 15 млн долл. в год, что весьма показательно для небольшого предприятия. Большую "помощь" заводу оказал кризис 1998 г., который позволил провинциальной организации, выстоявшей в условиях дефолта, выйти на федеральный уровень и открыть свое представительство в Москве. На работу в команду московского представительства были приглашены менеджеры с опытом работы в крупнейших мировых компаниях. В результате завод стал расти быстрыми темпами, ежегодно удваивая свой оборот.

Основываясь на достигнутых успехах, руководство компании поставило перед собой цель роста капитализации бизнеса и успешного выхода на IРО. В основу стратегии развития была положена идея использования ключевых конкурентных преимуществ завода, таких как сбалансированный портфель брендов, сильная система дистрибуции, команда профессиональных управленцев, высокий уровень прибыльности. В результате Лебедянским заводом была разработана Вперед коммуникационная стратегия.

Стратегические задачи

o Достижение паритетной позиции по доле рынка с крупнейшими игроками.

o Подготовка компании к выходу на IPO.

o Достижение лидерской позиции на российском рынке соков.

o Достижение капитализации в миллиард долларов.

Целевые аудитории

Реализация поставленных задач была ориентирована на следующие ключевые аудитории:

o деловое сообщество:

o журналисты, пишущие на темы IРО;

o аналитики рынка;

o иностранные и отечественные инвесторы.

Поскольку данный проект носил долгосрочный характер, он предполагал несколько основных этапов (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Этапы выхода на IPO Лебедянского консервного завода

Действия

Полученные результаты

Первый этап: подготовка к IPO

Определение целей и задач, анализ рыночной ситуации.

Оценка существующей системы коммуникаций.

Определение целевых аудиторий и их ожиданий.

Ребрендинг.

Взаимодействие со СМИ, создание информационных поводов.

Участие в выставках и конкурсах.

Выдвижение руководителя кандидатом в депутаты Госдумы РФ, продвижение его в СМИ.

Демонстрация социальной ответственности бизнеса.

Подготовка презентационных материалов для инвесторов.

Отражение информационных атак конкурентов

Рост известности компании и ее руководителя.

Нейтрализация рисков и стабилизация компании.

Новое позиционирование компании как лидера рынка.

Укрепление деловой репутации

Второй этап: выход на IPO

Согласование системы взаимодействий с инвестиционным банком (букраннером), изучение юридических требований и стандартов.

Взаимодействие с российскими и зарубежными инвесторами и фондовыми аналитиками.

Построение системы раскрытия информации в соответствии с законодательством РФ и западной практикой.

Вхождение в рейтинги наиболее влиятельных деловых журналов.

Общее количество упоминаний в СМИ возросло до 500, отсутствие негативных публикаций.

В ходе роуд-шоу состоялось более 100 встреч с потенциальными инвесторами.

Сайт компании подготовлен в русско- и англоязычной версиях.

Публикация отчетности.

Участие ключевых спикеров компании в важных инвестиционных конференциях.

Деятельность в "период молчания" - с момента объявления об IPO до истечения 60 дней с момента размещения.

Проведение роуд-шоу.

Построение системы PR и IR после IPO

Сформирована система ежеквартальной отчетности.

Налажены процесс оперативного реагирования на запросы инвесторов и система обратной связи.

Уровень капитализации компании вместо запланированных 830-870 млн долл. достиг 1,3 млрд долл.

Рассмотрим этот проект подробно.

Первый этап: подготовка к IPO. Этот этап был рассчитан на два года (2002-2004 гг.) и включал несколько направлений.

Одно из важнейших направлений - взаимодействие со СМИ, позволяющее повысить известность компании. Прежде всего, предполагалось формирование пула журналистов из ключевых изданий. Им была предоставлена возможность получать эксклюзивную информацию от руководителей и акционеров компании, участвовать в пресс-турах. В результате количество упоминаний в СМИ возросло с нуля до 20-30 в месяц.

Новое позиционирование компании как лидера отечественного рынка соков требовало не только существенного улучшения производственных показателей, но и смену образа. Изменилось название: консервный завод "Лебедянский" превратился в ОАО "Лебедянский". Новому современному названию соответствовали обновленные упаковка продукции, дизайн и наполнение сайта. Укреплению репутации способствовало также участие организации в статусных выставках и конкурсах, результатом чего явилась серия престижных наград (звание "Компания Года в области пищевой промышленности", Гран-при в конкурсе "Effie / Бренд года" за эффективную смену образа марки, более 15 медалей ежегодно). Все эти события становились прекрасными информационными поводами, поэтому широко освещались в СМИ.

Для укрепления авторитета и влияния компании было принято решение выдвинуть генерального директора предприятия в областную Думу. Приобретение в лице руководителя-депутата дополнительного административного ресурса рассматривалось как существенный вклад в долгосрочные интересы компании и ее выход на IРО.

Вскоре руководитель предприятия получил награду "Лучшие менеджеры года" по версии журнала "Компания". Это не потребовало никаких "финансовых вливаний", поскольку генеральный директор к тому времени уже был достаточно известен, имел репутацию не только эффективного управленца, но и основателя благотворительного фонда. Сама организация также активно занималась социальными проектами. Среди них были такие, как борьба за качество отечественных соков, поддержка детской спортивной команды и пр.

Успехи ОАО "Лебедянский" стали сильно раздражать конкурентов, которые объявили компании информационную войну. В ряде региональных СМИ появились заказные публикации о содержании в выпускаемых ею соках вредных красителей. Пресс-служба предприятия разослала во все местные газеты информационное письмо о возможном заказе на публикацию негативных заметок и заявила о готовности предоставить любую информацию о принятой на заводе системе контроля качества. В результате многие издания отказались публиковать "заказуху", а те, кто уже успел это сделать, добровольно дачи опровержение. В результате правильно выстроенной коммуникационной стратегии ОАО "Лебедянский" не только не ухудшил свою деловую репутацию, но даже усилил свой авторитет.

Второй этап: выход на IPO. Данный этап ставил своей целью на основе исследований определить "образ компании, который хотят купить инвесторы". Этот образ закладывался в основу позиционирования завода. Важно, что принцип "БЫТЬ" провозглашался приоритетным по отношению к принципу "ВЫГЛЯДЕТЬ". Предприятию удалось этого добиться: перед выходом на IPO оно лидировало но доле рынка.

Участие в экономических рейтингах, требующее раскрытия ряда экономических и финансовых показателей, продемонстрировало публичность и прозрачность компании, в результате завод вошел в рейтинги наиболее влиятельных деловых журналов как одна из самых динамичных российских компаний. Общее количество упоминаний в СМИ возросло до 500, причем негативных публикаций практически не было.

Позитивный результат дат мониторинг аналитического пула. Был составлен список инвестиционных банков и компаний, а также поименный список аналитиков, изучающих рынок продуктов питания. Экспертный опрос показал благоприятное отношение этой целевой аудитории к предприятию. Таким образом был сделан вывод, что в ходе размещения можно ожидать позитивных рекомендаций по акциям.

Хотя IPO является прекрасным информационным поводом, в ходе его проведения действуют жесткие правила в отношении контактов со СМИ, особенно в тех странах, где запланировано роуд-шоу. Не рекомендуется проводить пресс-конференции, давать комментарии и манипулировать данными, которые могут повлиять на цену акций. За время проведения IPO было распространено всего три официальных пресс-релиза, при этом количество упоминаний в прессе превысило 50. Кроме того, был подготовлен пакет презентационных материалов для инвесторов, где содержался полный обзор всех аспектов деятельности компании.

В ходе роуд-шоу, прошедших в Москве и шести европейских городах, состоялось более 100 встреч с потенциальными инвесторами. Тесный контакт поддерживался также с ключевыми российскими и зарубежными аналитиками рынка. Сайт компании в соответствии с требованиями российского законодательства о раскрытии информации был подготовлен в русско- и англоязычной версиях, также была сформирована система ежеквартальной отчетности, налажены процесс оперативного реагирования на запросы инвесторов и система обратной связи.

Благодаря высокой результативности всех проведенных мероприятий уровень капитализации ОАО "Лебедянский" при выходе на IPO вместо запланированных 830-870 млн долл. достиг рекордного для отечественного предприятия показателя - 1,3 млрд долл.