Поворот Китая к закрытости от внешнего мира: "морской запрет"
Чжу Юань-чжан, столкнувшись в борьбе за укрепление своей власти с тем, что часть его врагов укрылась на морских островах, издал указ, запрещавший выходить в море частным образом (1371 г.). Морской запрет был включен в новый свод законов: частные морские торговые суда подлежали поимке, товары – изъятию (30% – тому, кто донес), а владельцы – битью палками. Но многомачтовые корабли императорского флота в первой трети XV в. совершили семь дальних океанических экспедиций (1405– 1433 гг.) вплоть до Восточной Африки, направленных на утверждение мирового престижа Китая как "Срединного государства", перед которым должны почтительно склониться все остальные. Китайскими океаническими экспедициями командовал Чжэн Хэ, бывший мусульманин, попавший в плен и оскопленный. Его возвышение было частью усиления влияния евнухов при минском дворе.
Однако в те же годы огромная сухопутная китайская армия вела сражения со степняками (самое крупное – разгром монголов в 1410 г.), а Даду был заново отстроен как "северная столица" – Пекин (1421 г., вместо Нанкина), где император Чжу Ди (сын Чжу Юань-чжана) и его потомки укрылись за стенами выстроенного Пурпурного Запретного города (самого большого дворца в мире). До Пекина был доведен и сделан судоходным в течение круглого года Великий канал, что обеспечило регулярный и более удобный, чем по морю, подвоз к столице продовольствия с юга. После этого заморские плавания были свернуты, посланники дальних стран высланы, большие корабли – ликвидированы, а сведения о плаваниях Чжэн Хэ – преданы забвению.
Судьба китайских технических новшеств
При династии Сун и ксенократиях были внесены усовершенствования в три величайших нововведения китайцев: 1) шелковые ткани стали украшаться рисунками, наносимыми тушью из нефтяной сажи, изобретенной ученым Шэнь Ко (XI в.); 2) фарфоровые вазы и блюда стали покрываться зеленоватой глазурыо, напоминающей нефрит, и превратились в предмет престижного потребления во всем Старом Свете; 3) бумага стала материалом для денег.
Но кроме этого были сделаны изобретения, которые позднее получили на Западе известность как три великих технических новшества: 1) применение магнитного указателя для навигации на море (компас); 2) пороховое оружие; 3) книгопечатание.
Переоткрытые или заимствованные на Западе, эти новшества сыграли исключительную роль в создании капиталистической мир-системы. Но на китайскую мир-империю они существенного влияния не оказали, как и запрещенные многомачтовые парусные джонки (европейски искаженное малайское "джонг"; от китайского "чуань" – "лодка", "судно").
Закрытость придала застойные формы китайской жизни, в том числе и в технологии, где было утрачено лидерство. Самым наглядным примером этой утраты стал переход западной цивилизации от водяных часов к механическим. В Китае не только не произошло такого перехода, но и когда вышли из строя крупнейшие водяные часы, их никто не смог починить.
Профессиональное дробление каст в Индии
В Индии, как и в Китае, основой сельского хозяйства стало поливное рисоводство, позволявшее снимать два (а то и три) урожая в год. Обилие риса обеспечивало пропитание многочисленного населения и возможность довольно значительной занятости вне сельского хозяйства.
Мусульманская ксенократия не сломала, а лишь видоизменила варно-кастовый порядок, воспринимая его как двоякое наследие разноплеменности и жесткой профессиональной закрепленности и как важное условие стабильной и прочной государственности. Придворный историк Делийского султаната Зия-уд-дин Барани (1285–1356 гг.) подчеркивал исключительное значение того, чтобы каждый человек, община и каста занимались только определенным делом или ремеслом.
Государство забрало в собственность всю землю, провело кадастр, установило поземельный налог в половину урожая и налог на скот и дома, организовало почтово-дорожную службу и систему принудительных закупок ремесленной продукции. Рядовой воин, обязанный содержать боевого коня и покупать оружие, получал жалованье размером в 20 раз больше, чем доход ремесленника. Массы индийского населения под напором мусульманского фанатизма и ради избавления от джизьи обращались в ислам; принимали его и раджпуты ради высоких должностей при дворе султанов. Стал формироваться межплеменной обиходный язык урду с заимствованиями из персидского и арабского.
Мусульмане, в противоположность индусам, не считали "нечистыми" многие ремесла, связанные с переработкой кож и растительных волокон. Поэтому обращение в ислам повысило статус шудрам (ткачам, портным) и даже "неприкасаемым" (кожевникам-чамарам – шорникам, сапожникам). Среди мусульман возникали касты-аналоги индуистских в статусах брахманов (организаторы церемоний, "барды" наподобие индусских бхатов), вайшьев (огородники и др.). Племена и части племен, покорявшие земледельцев в разных районах Индии, причисляли себя к раджпутам, даже и обращаясь в ислам. В целом кастовое деление охватило до половины индийских мусульман.
Наследственные занятия-касты закреплялись внутриобщинными браками; в городах ремесленники проживали компактными кварталами, удобными для налогообложения и организации принудительных государственных закупок. Уже в XII в. насчитывалось более 20 ремесленных каст, в том числе с такими характерными только для Индии занятиями, как сверление раковин и выделка жвачки из листьев кустарника бетеля. Впоследствии число ремесленных каст многократно возросло; выделились касты производителей духо́в и косметических средств, чернил, бумаги, иголок, пороха и т.д. Почти от каждого металла и сплава происходили касты работающих именно с ним; еще более велико было число каст деревообделочников и ткачей. Самыми почетными были ремесла, связанные с обработкой благородных металлов и самоцветов; каста золотых дел мастеров – сонаров (по-хинди соча – "золото"), занимавшихся и ростовщичеством, достигла статуса кшатриев; помимо нее существовали касты мастеров золотой инкрустации, золотой насечки, золотых рельефов и т.д. В Индии достигло наибольшего, чем где-либо, масштаба производство шитых золотом шелковых тканей – парчей, что привело к образованию каст не только изготовителей парчи, но и волочильщиков золотой проволоки и золотых нитей.
Сосредоточение ремесленников на узкоспециализированных кастовых занятиях, передаваемых из рода в род, способствовало виртуозности индийского ручного мастерства, выделке изысканных товаров, ценимых на международных рынках. Но при этом не создавало предпосылок для механизации труда. Индийское хлопкопрядение не пошло дальше ручной прялки – чаркхи, оставшейся неизменной и после того, как индийские набивные хлопчатобумажные ткани к концу XV в. стали "высокой модой" на пространстве от Египта до Малайского архипелага.
Но толпы индусов, сопротивляясь чужеземному господству, переселялись в южные области, которые в середине XIV в. откололись, образовав индуистское государство Виджаянагар; рядом с ним раджи-мусульмане образовали новый Бахманидский султанат. А после опустошительного похода на Дели армий Тимурленга Турана (1398 г.) в самостоятельный султанат отделился и п-в Гуджарат (1411 г.).
Гуджарат, отделенный от Раджастхана пустыней Тар и от аравийского побережья Индостана глубоко врезающимся в материк Камбейским заливом, развивался как обособленный регион, где раджпуты после мусульманского завоевания сохранили местную власть как наследственные заминдары (по-персидски буквально "землевладельцы"). Порты в устьях рек, впадающих в Камбейский залив, – Бхаруч, Камбей и Сурат – выросли в крупные центры торговли и ремесла. Гуджаратские султаны сделали столицей новый город Ахмадабад, недалеко от Камбея; он стал крупнейшим городом Индии.
Положение корабельщиков, рыбаков, торговцев морской солью осталось приниженным и после мусульманских завоеваний, стимулировавших производство и экспорт хлопчатобумажных и шелковых материй. Крупнейшим центром производства и вывоза индийских тканей стал в XV в. Гуджаратский султанат. Его посетил в цветущее правление султана Махмуда Бигарра русский купец из Твери Афанасий Никитин. Он отметил изобилие на местных рынках тонких и ярких тканей, красок, изделий из самоцветов. Но уходили с этими и другими товарами от берегов "Индийского" (Аравийского) моря не индийские суда, а иранские и арабские. А вскоре пришли европейские – португальские каравеллы (дословно "быстрые суда с обшивкой"), с треугольными парусами, позволявшими использовать встречные ветры, и размещенными в бортовых отверстиях пушками.