"Повесть о Ерше Ершовиче"
Многие сатирические произведения XVII в. возникли в посадской среде, поэтому их авторы так часто использовали традиционные жанры деловой письменности. В форме судного дела написана "Повесть о Ерше Ершовиче", посвященная "земельной тяжбе", которую вели "сироты божии" Лещ и Голавль с объявившим себя боярским сыном Ершом за Ростовское озеро. Комически звучит серьезная жалоба Осетра и Сома на "уморившего" их родственников маленького Ерша, который заманил крупную рыбу в невод, а сам, "аки бѣсъ, в ячейку и вывернулъся". Она выглядит как насмешка над "глупыми и неразсудными", но богатыми и знатными людьми. Отношение автора к происходящему неоднозначно: он то сочувствует "крестьянину" Лещу в сто тяжбе с Ершом, то симпатизирует маленькой колючей рыбке, когда та издевается над воеводой и судьями. Ерша, виновного в "ябедах" и "разбоях", по решению суда выдают Лещу "с товарищи", но тот с помощью хитрости ускользает от наказания.
"Повесть о Ерше Ершовиче", созданная на рубеже XVI–XVII вв., является пародией на процессуальные нормы и языковые шаблоны русского судопроизводства. В сатирической форме в произведении предстают принесение присяги и прения сторон в суде, процесс следствия по делу и наказания виновного, приемы составления челобитных и судных списков.
Неповторимый поэтический мир "Повести" создают многочисленные комические аналогии между природным миром и человеческим обществом. Ерш гордится знакомством с именитыми людьми: "Человѣкъ я доброй, знаютъ меня на Москве князи и бояря и дети боярские, и головы стрелецкие, и дьяки и подьячие, и гости торговые... ядятъ меня в ухе с перцемъ и с шавфраномъ, и с уксусомъ... а поставляютъ меня перед собою чесно на блюдахъ, и многие люди с похмеля мною оправливаютца". На нелепице основан рассказ Ерша о том, как "горело" Ростовское озеро, "а гатить было в тое поры нечем, потому что старая солома придержалася, а новая солома в тое пору не поспела". Сам сюжет, в основе которого лежит мотив говорящих рыб, алогичен, что позволяет некоторым ученым определять жанр произведения как "небылицу в лицах", возникшую в скоморошьей среде Ростовской земли.
"Повесть" поражает разнообразием приемов ритмической организации текста. Этой цели служат лексические повторы и обороты тавтологического характера ("Ерша поставили перед судиями на судѣ. И суд пошелъ, и на судѣ спрашивали Ерша"), глагольные рифмы ("перебили, и переграбили, и из вотчины вон выбили") и рифмованные названия рыб ("Сомъ з болшимъ усомъ", "Щука-трепетуха").
"Азбука о голом и небогатом человеке"
Это сатирическое произведение (ранний список датируется 1663 г.) создано в традициях древнерусских "толковых азбук", по которым учили грамоте детей. Оно представляет собой краткий свод изречений, расположенных в алфавитном порядке, где обездоленный человек с горькой иронией рассказывает о себе:
Азъ есми нагъ, нагъ и босъ, голоденъ и холоден, свести нечаво.
Богъ душю мою ведаеть, что нету у меня ни полушки за душею.
Вѣдаить весь миръ, что взять мнѣ негде и купить не на што...
Персонажи произведений русской демократической сатиры в целях художественного обобщения либо безымянны, либо определены как социальный или нравственный тип. Они обычно не имеют индивидуальных примет и собственных биографий, однако это не образы-схемы, носители абстрактных добродетелей и пороков, а живые образы людей, попавших в беду и оказавшихся "на дне" общества. В этом ряду следует рассматривать и героя "Азбуки" – "голого и небогатого" человека, который ходит "весь день не едши" и негде ему "голову приклонить", "а сердце с кручины пропало". Его исповедь проникнута чувством безысходности и одиночества:
Какъ мнѣ, бедному и бѣзплемянному [безродному], промышлять
и где мне подетися от лихихъ людей, от недобрыхъ?
Острие сатиры направлено на тех, "кто богато живет", у кого "всево много, денег и платья", но нет одного – сострадания к бедным. Сквозь горькие размышления над судьбой бедняка прорываются гневные интонации, когда герой вспоминает "лихих людей", разоривших его и завладевших отцовским имением:
Ферези были у меня добры, да лихие люди за долгъ сняли.
Хоронился от должниковъ, да не ухоронилъся:
приставовъ посылаютъ, на правеж ставятъ...
"Богатым" и "лихим" людям бедняк напоминает, что все смертны и никто не избежит Божьего суда:
Люди богатыя пьютъ и едять, а голеньких не съсужають,
а сами тово не роспозънають, что и богатыя умирають.
Сатирическому обличению подвергается уродующая судьбы и характеры людей феодально-крепостническая действительность, поэтому герой "Азбуки" неразрывно связан с бытом, изображается в будничной обстановке, показан в повседневных тревогах и заботах. В "автобиографическом монологе" бедняка господствует стихия народного просторечия – грубоватого и язвительно меткого, однако не лишенного поэтической силы и образности: "Богь не выдастъ – и свинья не сьесть!"; "Псы на милова не лают, а постылова кусають". При этом пословицы, поговорки, присловья выступают не как цитаты, а как органический элемент речи героя из народной гущи, что подчеркивает жизненность образов, конфликтов и ситуаций, выведенных в сатире.