Поведенческий подход

Американец Э. Л. Торндайк считается родоначальником поведенческой психологии. Картина психики, предложенная бихевиоризмом, во многом похожа на классические теории управления. Основной регулятор поведения человека – это окружающая его организационная среда. Торндайк предпочитал не пользоваться термином "поведение", предпочитая слово коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Тем не менее отпечаток бихевиоризма закрепился в американской литературе по менеджменту, одним из крупных разделов которого представляет Organization behavior.

Закономерности поведения

В 1898 г. Э. Л. Торндайк открыл "закон эффекта", позволяющий построить "кривую научения", где каждая новая попытка исполнения более эффективна, чем Назад.

В соответствии с законом эффекта, действия, не ведущие к достижению цели, от пробы к пробе сокращаются и тормозятся.

Закон упражнения: реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе.

Закон готовности: упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов.

Закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.

Основателем бихевиоризма считается Д. Б. Уотсон (1878–1958), который в 1913 г. провозгласил девиз этого направления: "стимул – реакция". С его точки зрения, эмоции возникают как условнорефлекторная связь между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами, а мышление идентично субвокальному (неслышимому) проговариванию звуков громкой речи – сигналов, обозначающих объекты рассуждения (периферическая теория мышления).

Необихевиоризм

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена (1886–1959) предусматривал между стимулом и реакцией три группы промежуточных переменных: потребностную систему, систему ценностных мотивов (предпочтений одних объектов другим) и бихевиорального поля (ситуацию, в которой совершается действие).

Сами промежуточные переменные определялись как детерминанты, которые опосредствуют двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная).

Толмен пересмотрел закон упражнения. Упражнение – не упрочение связи между раздражителем и двигательным ответом, а образование новых познавательных структур: познавательных карт, знаковых гештальтов, матриц ценностей – убеждений.

Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К. Л. Халла (1884–1952) был сконцентрирован вокруг построения математической теории поведения. Халл не отвергал "внутрипсихические" факторы, а искал их эквиваленты, доступные объективному контролю. В состав указанных факторов он ввел такие, как сила навыка (она считалась функцией количества проб, т.е. попыток совершить реакцию), драйв (потребность), под которой понималась величина, производная от депривации (лишения пищи, воды и т.п.), подкрепление и др.

Так, потребность энергетизирует поведение. Внешние стимулы разряжают потребность и подкрепляют те реакции, которые ведут к ее удовлетворению. Центральное понятие этой концепции – потенциал реакции.

Поведение выступает в виде связного взаимодействия переменных, семейств навыков и иерархии мотивов. Халл стал жертвой страстного интереса к математике. Он использовал любую возможность, чтобы квантифицировать свои суждения, иногда доводя их до абсурда. Им двигало желание найти счетное число математических закономерностей, описывающих большинство видов поведения. Однако чем больше находилось таких уравнений, тем менее понятной становилась общая картина поведения.

Усилия К. Халла оказали ценную услугу психологам, потому что полученный им негативный ответ стал предостережением следующим поколениям психологов, чрезмерно уверовавшим в возможности математического описания психики.

Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера (1904–1990) был подчинен главной задаче – предсказывать и кон тролировать поведение. В нем впервые наметился переход от линейного представления о поведении к утверждению роли обратной связи в построении форм реакций.

Адекватная формула, описывающая взаимодействие организма со средой, всегда должна содержать три компонента:

а) событие, по поводу которого происходит реакция;

б) саму реакцию;

в) подкрепляющие последствия.

В своих исследованиях Скиннер во многом опирался на результаты И. П. Павлова. Именно Павлов впервые назвал все события, усиливающие поведенческие проявления, подкреплением, а все возникающие в связи с подкреплением изменения – обусловливанием.

В экспериментах Павлова подкрепление сочеталось со стимулом, а в исследованиях Скиннера – подкрепление зависит от реакции. Реакция на стимул, произведенная, но мнению экспериментатора, правильно, подкреплялась положительно.

Неверная реакция не подкреплялась или подкреплялась негативно.

Поэтому в случае экспериментов Павлова происходит увеличение выраженности уже существующей реакции или уменьшение интервала между стимулом и реакцией. В экспериментах Скиннера увеличивается вероятность или частота появления правильной реакции.

Б. Ф. Скиннер назвал эксперименты Павлова "респондентным обусловливанием", а собственные экспериментальные ситуации – "оперантным обусловливанием". Последний термин означал, что поведение воздействует (operates) на среду, генерирует последствия. Одновременно были введены понятия оперантное поведение и оперант. Человек постоянно воздействует на среду и многие последствия его действий имеют силу подкрепления. Среда конструирует репертуар поведения человека – это стало одним из основных положений оперантного бихевиоризма.