Поведенческие теории лидерства
Основной категорией поведенческого подхода является стиль лидерства. Стиль лидерства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в целях оказания на них влияния и побуждения к достижению целей организации.
Впервые классификацию стилей лидерства провел американский ученый Курт Левин. Он выделил три стиля лидерства, авторитарный (автократичный), демократический и либеральный (пассивный, попустительский).
Авторитарный руководитель сосредоточивает всю власть и ответственность в своих руках, навязывает свою волю подчиненным, обращается к потребностям низших уровней у подчиненных, принимает лично все важные решения. Данный руководитель строго следит за сроками и порядком выполнения работ, что сдерживает инициативу подчиненных. Автократ не терпит возражений, предоставляет подчиненным минимум информации, никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях. Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру.
Демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые обращаются к потребностям более высокого уровня у подчиненных, избегает навязывать им свою волю. Демократический стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, т.е. подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Демократичный руководитель отдает предпочтение заключительному контролю деятельности подчиненных (авторитарный – текущему контролю), старается создать в организации атмосферу открытости и доверия, чтобы подчиненные не стеснялись обращаться к руководителю за помощью. Как видно из табл. 5.1, приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа существенно различаются.
Таблица 5.1
Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей
Характеристики |
Стиль руководства |
|
авторитарный |
демократический |
|
Принцип руководства |
Руководитель – повелитель; руководимый – подчиненный |
Руководитель – координатор; руководимый – партнер |
Авторитет |
Формальный (по должности) |
Реальный |
Степень организованности |
Детальная организация исполнения работ |
Гибкие организационные рамки исполнения работ |
Вид решения |
Единоличные решения |
Коллегиальные решения |
Вид распоряжения |
Приказ |
Просьба |
Делегирование полномочий |
Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них |
Делегируется общая задача и общая ответственность |
Вид контроля |
Контроль исполнения |
Контроль результата |
Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным участием руководителя в управлении группой. Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных, безынициативен, пассивен в выполнении управленческих функций. Коллектив имеет полную свободу действий в выработке решений и контроле за их выполнением. При этом стиле качество работы группы снижается.
Известный американский ученый в области лидерства Дуглас МакГрегор назвал представления авторитарного руководителя о поведении работников и о том, как надо ими управлять, теорией X. Согласно теории X.
1. Люди изначально не любят работать и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стремятся избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей работать, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Аналогичные представления демократического руководителя о работниках Д. МакГрегор назвал теорией Y, согласно которой.
1. Труд – естественная потребность человека. Если условия труда благоприятны, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за выполнение работы.
2. Если люди разделяют цели организации, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Степень приобщения человека к целям организации зависит от вознаграждения, получаемого за достижение этих целей;
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека в организации используется лишь частично.
В чистом виде вряд ли можно наблюдать проявление авторитарного, демократичного или либерального стиля. Правильнее говорить о тяготении конкретного руководителя либо к демократическому, либо к автократическому руководству.
Ренсис Лайкерт из Мичиганского университета разработал альтернативную систему классификации стилей лидерства. Им были выделены две категории лидеров: лидеры, ориентированные на работников, и лидеры, ориентированные на работу. Руководитель, сосредоточенный на работе, основное внимание уделяет решению производственных вопросов, организации работы коллектива. Руководитель, сосредоточенный на работниках, основное внимание уделяет совершенствованию отношений в коллективе, позволяет работникам участвовать в принятии решений, избегая чрезмерного контроля.
"Управленческая решетка" Роберта Блейка и Джейн Моутон получила наибольшую популярность среди поведенческих концепций лидерства. "Решетка" или "сетка" представляет собой матрицу, образованную пересечением двух переменных лидерского поведения: по горизонтали – степень учета интересов производства; по вертикали – степень учета интересов людей.
Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют пять стилей лидерства.
Стиль 1.1. Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель прилагает минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации. Такой стиль, например, может иметь место в случаях, когда предприятие закрывается или руководитель уходит на пенсию.
Рис. 5.1. "Управленческая решетка" Р. Блейка и Дж. Моутон
Стиль 1.9. Руководитель основное внимание уделяет установлению хороших, теплых отношений в коллективе, но мало заботится об эффективности производства. Этот стиль управления может быть эффективным в коллективе с высокой мотивацией к работе, в творческих коллективах. Руководителю, практикующему такой стиль лидерства, может потребоваться обучение в сферах принятия решений, планирования, организации, контроля.
Стиль 9.1. Руководитель отдает приоритет решению производственных вопросов, максимизации производственных результатов, заботится об эффективном выполнении работы, но его не интересует морально-психологический климат в коллективе, потребности подчиненных. Этот стиль может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия), на начальных стадиях организации производства. В случае преобладания у менеджера этого стиля ему следует больше внимания уделять обучению в сферах управления персоналом, мотивации и коммуникации.
Стиль 5.5. Руководитель в равной степени уделяет внимание интересам производства и коллектива, старается занять позицию "золотой середины", компромисса между стилями 1.9. и 9.1.
Стиль 9.9. Оптимальный стиль управления, сочетающий эффективное управление производством и отношениями в коллективе.
Этот стиль руководства получил название "команда". Впрочем, авторы исследования признали, что типологизация стилей лидерства имеет ощутимые пределы своей применимости, поскольку существует достаточно много видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства.
Полемика между сторонниками автократичного руководства и руководства, делающего акцент на совершенствовании человеческих отношений, не может прийти к своему окончательному разрешению. Нужно взглянуть на проблему эффективного лидерства с новых позиций. Это и пытаются сделать сторонники ситуационного подхода.