Потребность в смысле жизни
"Конечно, всякий больной желает в первую очередь стать здоровым, а любой бедняк – когда-нибудь разжиться деньгами. Однако столь же верно и то, что оба стремятся к этому лишь затем, чтобы иметь возможность вести такую жизнь, какую они считают осмысленной, осуществить смысл своей жизни!" – читаем мы в книге В. Франкла "Человек в поисках смысла". Действительно, большинство людей на определенном этапе своего развития задаются "проклятыми" вопросами "Зачем я живу?", "Каково мое место в мире?". Обычно впервые это происходит в юношеском возрасте, в период интенсивной рефлексии, размышлением над своей мотивационной сферой. Однако ключ к тайне смысла нельзя найти раз и навсегда, скорее, личный смысл – это теорема, требующая постоянного доказательства. На протяжении жизни человек многократно возвращается к проблеме смысла, особенно в экстремальных ситуациях угрозы своему существованию или существованию его близких.
Проблему поиска и осуществления смысла жизни поставили в центр своих размышлений представители экзистенциальной психологии (такие, как В. Франкл, Л. Бинсвангер, Р. Мэй и др.). Представителями этого подхода разработана особая теория и практика психотерапевтического лечения, получившая название логотерапия. Главной задачей логотерапии является помощь в обретении смысла в критических жизненных ситуациях. Важно заметить, что логотерапевт не навязывает готовый смысл ("Ты должен жить для того, чтобы..."), а активизирует поиск пациента с непредзаданным результатом. Создатель логотерапии В. Франкл утверждал: "Смысл нельзя дать, его нужно найти". Согласно Франклу можно описать три пути, на которых человек обнаруживает смысл своего существования. В первом случае речь идет о смысле, заключенном в действии, в созидании чего-то нового. Тогда осмысленность жизни достигается за счет приобщения к ценностям творчества. Во втором случае ОГЛАВЛЕНИЕм смысла жизни может стать переживание специфических психологических состояний, в первую очередь любви. И наконец, третий путь – это раскрытие смысла посредством выработки отношения к тому, что человек не властен изменить.
Обратим внимание на то, что если первые два источника смысла требуют минимальных благоприятных условий (профессиональные навыки и наличие места работы для реализации творческого потенциала, близкие люди для реализации потенциала переживания), то смысл отношения доступен даже тем, кто находится в, казалось бы, безнадежном положении. Таким образом, ситуация смыслоутраты, или экзистенциального вакуума, – это состояние, безусловно, патологическое, так как любые обстоятельства содержат в себе потенциал смысла.
Для иллюстрации положений своей концепции Франкл использует трагический пример больного, умирающего от злокачественной опухоли мозга: "Ему уже давно пришлось оставить свою профессию, он был парализован и не мог работать. Таким образом, у него уже совсем не осталось возможности реализовывать созидательные ценности. Но даже в таком тяжелом состоянии ему доступен был мир ценностей переживания. Он проводил время в оживленных разговорах с другими больными – развлекая, подбадривая, утешая их. Он читал книги и в особенности любил слушать музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап в его жизни; и если ранее от созидательных ценностей он был вынужден перейти к ценностям переживания, теперь он должен был отступить еще дальше – ему оставались доступны лишь ценности отношения. Теперь он принял на себя роль советчика, наставника больных, изо всех сил старался своим поведением быть для них примером. Он мужественно переносил свои страдания".
Исследование проблематики жизненных смыслов, конечно, не является прерогативой экзистенциального подхода. Известный польский психолог Казимеж Обуховский сформулировал свою концепцию структуры мотивационной сферы человека, определив потребность в смысле жизни как потребность личности в создании индивидуальной концепции жизни, в понимании себя: "Смысл жизни должен быть не только высшей идеей, навязчивым желанием раскрыться в определенной роли, но, прежде всего, концепцией жизни, возникшей в результате осмысления того, чем для нас является жизнь, мир и человек в нем, и того, что в нашей жизни действительно важно" (К. Обуховский). Анализ работ Обуховского позволяет выделить критерии, которые отличают продуктивный для психологического благополучия смысл жизни от дефектного, обрекающего человека на экзистенциальный невроз (так называют психологические расстройства, связанные с переживанием бессмысленности жизни). Во-первых, оптимальный смысл жизни должен быть экологичным, т.е. допускать возможность хотя бы частичной реализации конкретным человеком в конкретных исторических и экономических условиях. Выдвижение в качестве смысла жизни абсолютно нереалистичных идей ("получить Нобелевскую премию", "стать императором Китая") приводит к драматическому разрыву между каждодневным целеполаганием и принципиально неосуществимыми мечтами. Во-вторых, к смыслу жизни предъявляется требование конгруэнтности (согласованности) другим стремлениям человека. Например, смысл помощи нуждающимся может находиться в конфликте с желанием наилучшим образом финансово обеспечить членов своей семьи. Тогда человек будет испытывать постоянное чувство вины или перед домашними, от которых он "отрывает" некоторые ресурсы, или перед теми, кого эгоистично лишает своей заботы. В-третьих, зрелый смысл жизни, но Обуховскому, характеризуется индивидуальностью. Смысл, данный извне, навязанный социумом (например, "смысл жизни женщины – хранить семейный очаг"), способен выполнять позитивную функцию, однако он не может быть признан полноценным. В первую очередь это связано с тем, что "готовые" смыслы всегда помещают личность в рамки жестко определенной социальной роли и эффективны лишь в отсутствии радикальных изменений. Так, женщины, принявшие смысл "хранительниц очага", переживают симптомы острой смыслоутраты после развода или после того, как дети выросли и покинули дом (синдром "пустого гнезда"). Четвертым и, пожалуй, важнейшим свойством продуктивного смысла жизни, является его неисчерпаемость. Другими словами, формулировке смысла жизни следует быть достаточно абстрактной, для того чтобы субъект мог модифицировать его в ходе личностного развития, адаптируя к новым жизненным условиям.
К. Обуховский также останавливается на вопросе генеза потребности в смысле жизни. Открытие вопроса о смысле, по его мнению, происходит уже в раннем детстве. Ребенок спрашивает взрослого "Зачем мама?", "Зачем я?". Однако для ребенка подобные вопросы предполагают инструментальный ответ. Здесь речь идет о смысле для конкретной бытовой ситуации, в которой находится ребенок. Корней Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" приводит примеры того, как дети решают задачи "на смысл" предельных для взрослого ситуаций: "– Я умру, – говорит мать. – Меня сожгут. – А как же твои туфли? – ужасается дочь (2,5 лет)", "– Мама, ты не будешь умирать, мне без тебя скучно будет!". Следующим способом осмысления жизни становится идентификация. Здесь смысл как бы разлит в социальной группе, так что приобщение к ней делает жизнь полной, осмысленной. Смысл жизни подростка может заключаться в принадлежности к группе футбольных фанатов, поклонников эстрадной звезды и т.д. Заметим, что на данной стадии уже начинает формироваться концепция мира и своего места в нем, только мир ограничен слишком узкими с точки зрения взрослого рамками. Наиболее зрелый этап оформления смысла жизни Обуховский называет потребностью в "космическом" смысле, который характеризуется не только расширением масштаба картины мира, но и принятием полной меры ответственности за свою жизнь.
В отечественной психологии наиболее полно проблематика смысла жизни разработана в смысловой концепции личности Д. А. Леонтьева. Выстраивая линию своих рассуждений в рамках деятельностного подхода, Д. А. Леонтьев разделяет объективную насыщенность жизни смыслами, понимаемыми как функция разнообразия целей, реализуемых в деятельности, и субъективное переживание содержания этих смыслов. Тогда возможны четыре варианта отношений между объективным и субъективным смыслами жизни:
1) неосознанная удовлетворенность – человек живет деятельной жизнью, но не раздумывает о ее смысле;
2) неосознанная неудовлетворенность – жизнь человека мотивационно бедна, он переживает пустоту без осознания причин такого положения;
3) осознанная неудовлетворенность – смысловая недостаточность осознается, при этом человек часто пытается сконструировать смысл вне опоры на реальную деятельность;
4) осознанная удовлетворенность – осознанный смысл отражает объективную структуру деятельности человека и сопровождается положительной эмоциональной оценкой.
Необходимо отметить, что задача на осознание смысла жизни часто встает в ситуации жизненных невзгод, которые становятся своеобразным катализатором личностного роста. Нарушение привычного плавного течения жизни приводит к необходимости осознания дефицита смысла и перестройке всей иерархической системы мотивов.