Потребности природного индивида (субъекта природных отношений)
Первый пласт связанных между собой потребностей или жизненных задач природного субъекта определяется отношениями по обеспечению продолжения рода. Это, прежде всего, две главные потребности и соответствующее им поведение – потребности, определяющие сексуальное и родительское поведение (кормление, обогрев, защита и пр.) Они требуют решения ряда подзадач, которые выступают по отношению к ним как производные потребности:
• потребность устройства места для появления и выращивания потомства (норы, гнезда, берлоги и т.д.);
• потребность в демонстрационном поведении, привлекающем особей противоположного пола, при этом часто задача привлечения осуществляется через морфологические изменения (изменение окраски тела, линька покровов и пр.) и выделение пахучих веществ;
• потребность в общении и ухаживании, обеспечивающем выбор партнера и спаривание (танцы, пение, цветовые и световые сигналы и т.д.);
• потребность в статусе внутри сообщества (известно, что 70–80% детенышей в стае обезьян обеспечивают три- четыре самца высших рангов, а низкоранговые самцы не участвуют в размножении, что обеспечивает качество потомства. Поэтому существует выяснение отношений самцов в брачный период или борьба за статус самок гиены, где вожаком в стае является самка, имеющая привилегии для своего потомства);
• потребность в охране своей территории, защите детенышей и пр.
Заметим, что сексуальное поведение лишь обеспечивает условие для продолжения рода, имея своим предметом не будущее потомство, а лишь спаривание с партнером. Решение субъектом природных отношений этой своей задачи приводит в норме к решению задачи вида в размножении. Такие отношения могут быть и внутри одного уровня: удаление углекислого газа из организма (выдох) автоматически приводит к снабжению его кислородом через вдыхание новой порции воздуха, насыщенного кислородом.
Особый набор потребностей, связанный с размножением, существует у детенышей, часто не способных жить без помощи родителей. При этом надо отметить, что статус в сообществе, охрана территории и общение с особями своего и других видов выполняют и другие важные функции: обеспечение порядка в сообществе, обеспечение обмена информацией об источниках нищи или опасности и др.
Следующей самостоятельной потребностью субъекта природных отношений является потребность в безопасности, в самосохранении с переживанием чувства страха, опасности, ярости и в соответствующем поведении – оборонительном, маскировочном или избегающем опасности.
Это был круг потребностей природного субъекта, связанных с отношениями "субъект – субъект". Не менее важны отношения природного субъекта, или субъекта природной деятельности, с физическими объектами из своего поля действий, ибо от этих отношений в итоге зависит жизнь организма. В этих отношениях субъект выступает как средство обеспечения организма нужными условиями существования, представленными в объектах поля действия. Эти объекты могут иметь для субъекта биологический смысл пищи или опасности, могут выступать как ориентиры или вспомогательные средства их природной деятельности, как преграды или фон деятельности. Для выяснения этих значений субъект осуществляет исследовательскую активность как решение жизненной задачи обеспечения ориентировки в поле действия. Существуют экспериментальные доказательства наличия такой исследовательской потребности у животных.
Известно, что генетически детенышам задана лишь общая схема поведения (поведенческий "скелет"), а достройка адаптивного поведения идет непосредственно в жизни каждой молодой особи. Но есть такие виды поведения, которые понадобятся только в будущем, но уже почти готовыми. Для их тренировки существует игровая деятельность, которая реализует потребность в игре. ОГЛАВЛЕНИЕ игр определяется задачами будущего поведения. Не случайно игры молодняка животных разных видов очень похожи – это уход от нападения, это нападение, это защита себя и сексуальные игры, что позволяет даже молодняку разных видов устраивать совместные игры.
Поведение предполагает готовность исполнительских систем движения к активности, поддержание их в хорошем функциональном состоянии. Это достигается через потребность в сне, в отдыхе, в движении.
Особой потребностью этого уровня субъекта природных отношений является потребность в поддержании оптимального эмоционального состояния, что достигается как через изменение функционального состояния органов тела, так и через выработку определенных веществ, регулирующих эмоциональное состояние (спирт, особые белки, гормоны). Поскольку эмоции участвуют в регуляции деятельности, в том числе обеспечивая переживание удовольствия от успешного завершения разных видов деятельности, получение удовольствия у человека, а с его помощью и у животных, может стать самостоятельной искусственно построенной потребностью, точнее, зависимостью от веществ или действий, вызывающих чувство удовольствия или состояния эйфории. Имеется в виду зависимость от наркотиков, алкоголя, еды, секса, азартных игр и пр. В итоге появляется специфическое поведение, которое не является природным адаптивным поведением, хотя и формируется на основе природного поведения и решения природной задачи регуляции эмоционального состояния. Так, многие животные с удовольствием едят забродившие фрукты с повышенным ОГЛАВЛЕНИЕм спирта, северные олени с жадностью поедают ядовитые грибы, вызывающие у человека (и, возможно, у животных) галлюцинации.
Если крысе ввести электроды в область мозга, раздражение которой вызывает переживание удовольствия, а педаль, замыкающую цепь подачи слабого электрического тока, вывести в клетку, то крыса часами сидит около педали, систематически замыкая цепь и тем самым раздражая мозг, и, видимо, получает приятные переживания – вплоть до полного истощения.
Мы разобрали три уровня природных потребностей, многие из которых являются обязательными и связаны с отношениями "организм – среда", "вид – среда", "субъект – среда" ("субъект – субъект" и "субъект – объект"). Каждый уровень характеризуется своими отношениями и своим набором жизненных задач. До животных существовало два уровня потребностей: уровень организма и уровень представителя (единицы) вида. У животных, включая человека, появляется третий уровень потребностей, связанный с новым способом адаптации – поведением природного индивида. Поведение надстраивается над обменом веществ организма, создавая новый способ решения его жизненных задач (обеспечение энергией и "стройматериалами", поддержание безопасных условий, температурного и газового комфорта).