Потребности и мотивы

Потребность — состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму человека.

Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических, органических потребностей имеет еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Общеизвестна классификация потребностей А. Маслоу. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив пять уровней:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в социальных связях;

4) потребности самоуважения;

5) потребности самоактуализации.

Последнюю группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие потребности. А. Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания, воспринимаются человеком как менее насущные и могут быть отодвинуты им на более поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, развитие личности и ее личностный рост.

Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное ОГЛАВЛЕНИЕ потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности.

Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет собой множество диспозиций (внутренние факторы, определяющие поведение личности). Процессы мотивации имеют направление — достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное ОГЛАВЛЕНИЕ сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения принято называть мотивацией.

Мотивация — это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности, и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

З. Фрейд считал, что существует два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух побуждений. У. Мак-Дауголл насчитывает у человека 18 основных побудительных сил, Г. Меррей — 20 потребностей. Па основе факторного анализа пытались изучить все действия человека, все преследуемые им цели; установить корреляции между ними, найдя фундаментальные потребности и побуждения. В этой области наиболее систематические исследования были осуществлены Р. Кэттелом и Дж. Гилфордом.

Приведем список мотивационных факторов (по Гилфорду).

A. Факторы, соответствующие органическим потребностям: 1 — голод; 2 — сексуальное побуждение; 3 — общая активность.

Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: 4 — потребность в комфорте, приятном окружении; 5 — потребность в порядке, чистоте (педантичность); 6 — потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

B. Потребности, связанные с работой: 7 — общее честолюбие; 8 — упорство; 9 — выносливость.

Г. Потребности, связанные с положением индивида: 10 — потребность в свободе; 11 — независимость; 12 — конформизм; 13 — честность.

Д. Социальные потребности: 14 — потребность находиться среди людей; 15 — потребность угождать; 16 — потребность в дисциплине; 17 — агрессивность.

Е. Общие потребности: 18 — потребность в риске или безопасности; 19 — потребность в развлечении; 20 — интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательность).

Р. Кэттел выделил семь побудительных структур-"эргов" — мотивационных факторов:

1) половой, сексуальный инстинкт;

2) стадный инстинкт;

3) потребность опекать;

4) потребность в исследовательской деятельности, любознательность;

5) потребность в самоутверждении, признании;

6) потребность в безопасности;

7) нарциссическая потребность в удовольствии.

Указанные факторы связаны с пятью чувствами, имеющими отношение:

1) к профессии;

2) спорту и игре;

3) религии;

4) техническим и материальным интересам;

5) самоощущению.

Одни и те же "эрги" можно обнаружить в самых разных популяциях людей, в то время как "чувства" варьируются в разных странах, зависят от социальных и культурных стереотипов.

Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, неравно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.

Осознаваемые мотивы:

- интересы (эмоциональное проявление познавательных потребностей);

- убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами и принципами);

стремления (выражающие потребность человека в условиях существования, которых нет, но могут сложиться как результат целенаправленной деятельности).

К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, представленная в них, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы "извне". А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

"Человек — сумма своего прошлого опыта", — говорил У. Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе. Например, Шура Балаганов -известный персонаж из книги "Золотой теленок" Ильфа и Петрова, — даже став обладателем 50 тыс. руб., не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 руб. 70 коп. "Что это такое? Ведь я машинально", — шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.

В повести "Крейцерова соната" Л. Толстой, описывая взаимоотношения ссорящихся супругов, подметил, что каждый из них, еще не начав разговор, был заранее убежден в неправоте другого.

В обоих примерах речь идет о действиях, обусловленных установкой, т.е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность у разных людей разная.

Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой группе сказали, что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: "Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок, метки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опустившийся человек". Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение героя: "Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма..." Таким образом, наше восприятие другого человека зависит от установки. При необходимости высказать свое отношение к какому-то человеку задумайтесь, не находитесь ли вы в плену негативной установки, предубеждения.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к выработке установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь — ты мужчина", "Не пачкайся — ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны, установки "доброго — злого, красивого — безобразного, хорошего — плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир исходя из установок, усвоенных с детства.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые, закрепившиеся взгляды ("все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди") могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей.

Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена:

1) на личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);

2) на суть беседы ("не могу в это поверить", "так говорить недопустимо");

3) на обстоятельства разговора ("сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений").

Если вы считаете, что то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций, могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчёмным, лишним, неполноценным ("регрессивная фрустрация", самообвинение).

Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели:

1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;

2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);

3) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели).

Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия. Степень фрустрированности можно определить с помощью теста С. Розенцвейга.

Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности установила закономерность, что зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний — желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустрации представлена на рис. 4.7.

Рис. 4.7. Взаимосвязь самооценки и фрустрации

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных.