Потребности в мотивационной структуре личности

Проблема мотивации поведения и деятельности – одна из ключевых в гуманитарном познании. Рассмотрим потребности личности в структуре мотивации ее деятельности. Под мотивом (от лат. moveo – двигаю) будем понимать любые побуждения человека к деятельности. Мотивацией будем называть побудительные силы, вызывающие и направляющие поведение человека на достижение цели, мотивировкой – совокупность доводов, аргументов обосновывающих, объясняющих мотивы поведения. Мотивационную структуру личности можно представить в виде следующей схемы:

где П – потребность, И – интерес, Ц – цель, С – стимул, У – установка, П(Д) – поведение (деятельность) личности.

Изначальным побудителем в мотивационной цепи поведения человека является потребность. Под потребностями будем понимать исходные побудители деятельности человека, которые выражают недостаток (отсутствие) и желание чего-либо. Коротко говоря, потребность – это нужда человека в чем-либо.

Существуют различные классификации потребностей. Некоторые из них достаточно просты. Так, выделяют потребности:

а) естественные (в еде, питье, одежде, жилище и т.д.) и социальные (в трудовой деятельности, социальной активности, социальном признании и т.п.);

б) первичные (витальные) и вторичные (выработанные в ходе развития и обретения жизненного опыта);

в) материальные (связанные с материальной стороной жизни человека) и духовные (связанные с духовной стороной жизни человека) и др.

Широкую известность получила пирамида потребностей американского ученого Абрахама Маслоу (1908–1970), состоящая из пяти уровней (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Иерархическая пирамида потребностей А. Маслоу

Первый уровень – физиологические потребности человека в пище, воздухе, воде, половом влечении, обеспечивающие его выживание.

Второй уровень – потребности в безопасности. Они отражают стремление человека обеспечить удовлетворение физиологических потребностей на постоянной основе и означают стабильность, защиту, порядок, свободу от страха, беспокойства и хаоса.

Третий уровень – социальные потребности, такие как потребности в принадлежности и любви; принадлежности к группе, коллективу, семье, обществу; стремление находиться рядом с другими людьми, быть признанным и принятым ими, иметь друзей, быть любимым.

Четвертый уровень – потребности в признании и уважении со стороны других, самоуважении. Они проявляются в желании человека быть компетентным, сильным, способным, уверенным в себе, для того чтобы другие люди признавали его таковым и уважали за это.

Пятый уровень – потребность в самореализации. Она выражается в стремлении человека стать тем, кем он может стать; желании наиболее полной реализации его задатков, способностей.

Маслоу показал мотивационное значение потребностей. Человек – существо нуждающееся. В полном объеме его потребности никогда не могут быть удовлетворены. Людей, которые бы ни в чем не нуждались, не существует. Потребности более высокого уровня актуализируются лишь после того, как удовлетворены потребности предыдущего уровня. Низшие потребности присущи всем людям, высшие – проявляются у людей в неодинаковой степени. Более высокие потребности формируют высокий уровень притязаний, их значительно сложнее реализовать (удовлетворить), но вместе с тем они позволяют человеку значительно полнее раскрыть и реализовать его потенциал.

Структура мотивации деятельности человека не должна ограничиваться одними потребностями. Потребности – исходный, необходимый, но лишь один из мотивационных элементов деятельности. Потребность – это некоторая нужда, которую испытывает человек, но она вполне может остаться неудовлетворенной (нереализованной). Она может затухнуть, не найти деятельного воплощения. Для реализации потребностей одного "Хочу!" мало. Требуется что-то еще, что заставило бы человека предпринять усилия для удовлетворения его потребностей, преодоления состояния нуждаемости. Активаторами потребностей являются интересы, цель и стимулы. Интересы и цель относятся к внутренним мотиваторам деятельности, стимулы – к внешним. Чем глубже внутренне мотивированным является человек, тем относительно меньшее значение для него могут играть внешние стимулы.

Заметим, что реальное положение вещей в повседневной жизни обычно иное: интерес к работе (деятельности) и стремление достичь каких-то целей в большой мере зависят от внешних стимулов, прежде всего от материального вознаграждения за сделанную работу.

Интерес – это осознанная потребность, причем осознается она в двух аспектах. Во-первых, необходимо уяснить, существуют ли реальные возможности для удовлетворения потребности, т.е. имеются ли необходимые для этого средства (финансовые, материальные) и обладает ли человек нужными способностями, умениями. Во-вторых, интерес – это осознание объекта потребности, т.е. того, в чем конкретно человек нуждается. Это может быть какая-либо вещь, предмет, деньги, должность, статусное положение и др. Итак, интерес как осознанная потребность позволяет индивиду понять, что же он хочет на самом деле и есть ли у него реальные возможности для реализации его желаний. Благодаря интересу мотивационный заряд человека усиливается ("Хочу" – потребность дополняется "Могу!" – интересом). Потребность, обогащенная интересом, приводит к тому, что человек может сказать:

"Я хочу и могу себе это позволить".

Цель деятельности – это существующее в идеальном плане представление о желаемом результате и программа действий по его реализации. Благодаря цели мотивация к деятельности становится еще сильнее и определеннее. Возникает мотивационная цепь:

"Я хочу → Я могу → Я знаю, что и как нужно сделать".

Побудительная сила интереса и цели, в свою очередь, усиливается адекватными стимулами как внешними побудителями деятельности. Чаще принято говорить о материальных стимулах, но стимулы могут быть и моральными, например признание, доверие, уважение. Благодаря стимулам человек начинает думать, что ему выгодно делать что-то. Мотивационная линейка расширяется:

"Я хочу → Я могу → Я знаю → Мне выгодно это делать".

Кажется, мотивационная структура деятельности сформирована, но это не так. С точки зрения концепции мотивации необходима установка на реализацию тех или иных действий. Под установкой понимается готовность человека к совершению деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Когда установка сформирована, человек говорит: "Я сделаю это". В полном виде мотивация деятельности личности представляет структуру:

"Я хочу → Я могу → Я знаю → Мне выгодно → Я сделаю это".

Завершая анализ мотивационной структуры деятельности личности, отметим, что это модельный взгляд на проблему. Модель структуры мотивации может быть представлена и по-иному. Это рационалистический взгляд на мотивацию личности, но у человека есть бессознательное, которое в рассмотренной модели мотивации не учитывается. Наличие бессознательного в психике человека вовсе не означает, что рациональное объяснение поведения не нужно; само бессознательное подвергается рационализации. Кроме того, человек может быть весьма парадоксальным существом. Как пишет британский социолог Энтони Гидденс, "человек всегда может повести себя иначе", чем мы ожидаем, и ни у кого на этот счет не должно быть никаких иллюзий.