Поток переживаний
Так называемый Flow-Erlebnis впервые открыл исследователь Csikszentmihalyi
в 1991 году, хотя его первые размышления об этом появились еще в 1975 году. Мы обращаемся к этому концепту, ибо,
по образному выражению одного исследователя, Ио¥-Ег1еЫт - апогей чувства удовольствия в отпуске, а поиск эмоций и переживаний - самый непосредственный поиск счастья.
Исследования Flow-Erlebnis показывают, что поток переживаний нс есть только сингулярное явление, но он образует в нечто целостное большое количество компонентов переживаний. Число признаков этого явления по-разному интепретируется в литературе. Даже М. С81к82еп1т1Ьа1у1 менял в своих публикациях ряд компонентов. Главным образом это приводило к тому, что отдельные элементы связаны друг с другом и встроились друг в друга так, что их трудно различить.
• Слияние (сплав) действия и сознания.
• Центрирование внимания на ограниченном фрагменте окружающего мира.
• Самозабвение.
• Отказ от осуществления контроля за действиями и окружающей средой.
• Измененное переживание времени.
• Гладкий, плавный ход событий.
• Аутентичные переживания.
А в целом это поток или потоковое состояние - психическое состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс и нацеленностью на успех, на результат.
Это состояние часто описывается как ощущение удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенности в себе, ярко выраженными коммуникативными способностями, умением четко выражать свои мысли, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарное решение.
Также возникают переживания не социальной природы, например, вызванные цветом, тоном, запахом. Поэтому для туристического предложения важны знания об эмоциональном воздействии окружающего мира для того, чтобы исполнить желания гостей и сделать возможными переживания.
Рис. 1. Эмоциональная сеть - от явления к опыту.
Мы должны различать определения "переживания" в зависимости от соответствующего контекста, в котором оно должно быть определено.
В общем, переживание определяется как событие в жизни человека, которое вычленяется из повседневной жизни переживающего, так высоко дифференцировано, что он в состоянии вычленить его и запомнить надолго. Переживания могут быть разделены на различные группы. Есть, например, захватывающие переживания, в том числе переживания, связанные с путешествием или приключением, есть ощущения удовлетворенности, такие как сексуальное переживание или ощущение праздника, и травматические переживания, например если вы были жертвой преступления. Переживаемый опыт является в этом отношении существенным фактором успеха предприятия и соответственно должен стать целью менеджера, который обязан привести переживание к удовольствию. Вследствие этого возникает вопрос, как широко психология, в данном случае психология эмоций, может помочь менеджерам эмоций фактически научиться переживать случившееся как позитивное явление и действительно понимать суть переживания.
Erlebnis-Setting
Концепция целостного потока переживаний Erlebnis-Setting исходит из предположения, что переживания вызываются событиями или по крайней мере события благоприятствуют появлению переживаний. Под Setting, как уже замечалось, мы понимаем некую площадку для зрелищ или ситуацию. Что означает это для формирования предложения в туристической дестинации?
Рис. 2
Переживание посетителей в определенных ситуациях стоит в центре внимания. Действующие факторы оружающего мира в этой ситуации могут вызвать как позитивные, так и негативные ощущения.
Рис. 3
Существенной предпосылкой является то, чтобы эти факторы вообще могли быть восприняты. Окружающий мир воспринимается не только визуально в цвете, форме, текстуре, движении, глубине и структуре горизонта, но также ровно в той же степени через звуки, шум, мускульное движение, гармонию, внутреннее равновесие. Впрочем, большая часть воспринимаемого происходит благодаря зрению. Восприятие реального окружающего мира - это субъективный процесс. Что фактически воспринимается как мир чувств или что развивается как мир переживаний, определяется не только самими вещами. Они с одной стропы становятся возможностью восприятия, а с другой - оказывают влияние через ожидания или опыт.
Фазы переживания в психологии туризма:
1. У гостя возникает напряженная потребность / мотив удовлетворить желание.
2. Чтобы удовлетворить эту потребность, начинается поиск цели.
3. Восприятие этой цели и связанные с этим возможности переживания создают определенное состояние предрадости и порождают общую эмоциональную активность.
4. При обогащении цели (уточнении) достигается определенный уровень переживаний.
5. Постепенно это ведет к интенсификации поиска цели.
6. Типичная модальность переживания, как правило, оно в течение времени полностью развивается, разворачивается.
7. Поэтому постепенно переживание снижается, теряет свою интенсивность и на его месте возникает психофизическая целостность - Ег1еЫш-8еи^.
8. Организм возвращается к своему первоначальному состоянию равновесия.
Турист всегда имеет определенные ожидания, связанные с туристской дестинацией, прежде чем начать потреблять услуги. Эти ожидания возникают на основе предыдущего опыта, общения с другими людьми, на базе собственных потребностей. Если эти ожидания не обманывают, гость доволен предложением дсстинации, если не оправдываются ожидания - это равносильно потере символического капитала.