Потенциальная приемная семья оценивается но следующим параметрам

1. Состав семьи, профессия, образовательный уровень, кем и где работают, где и как учатся (работают) дети, зарплата, наличие подсобного хозяйства, приусадебного участка; состояние здоровья всех членов семьи.

2. Мотивы принятия ребснка-сироты в семью (что движет членами семьи, когда они принимают решение взять на воспитание приемного ребенка?). Выясняются истинные мотивы, побуждающие людей взять на воспитание приемного ребенка. Из практики выявлены следующие наиболее распространенные мотивы обращения кандидатов:

а) отсутствие собственных детей;

б) желание иметь ребенка противоположного пола;

в) желание иметь второго ребенка (при невозможности родить);

г) неистраченный родительский ресурс (свои дети выросли, хочется воспитать еще детей);

д) желание кровного ребенка иметь брата (сестру);

е) потеря кровного ребенка, желание восполнить утрату;

ж) совместное воспитание ребенка в повторном браке;

з) трудоустройство, желание иметь работу, профессиональная самореализация (для профессиональной замещающей семьи)[1].

3. Отношение каждого члена семьи к идее принять ребенка (сами кандидаты, их дети, их родители, даже если они проживают отдельно).

4. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: дружелюбный или иной тон обращения друг с другом, характер взаимоотношений между супругами, стиль и манера их общения друг с другом – уважительно ли родители и дети разговаривают друг с другом, не используют ли оскорблений, враждебности, конфликтности, грубости, бесчувственности; не практикуют ли в семье физические наказания; учитывают ли мнение друг друга; открыто ли обсуждают трудности; изменчивый, противоречивый характер отношений; своеобразная автономия каждого в семье.

5. Степень нарушения функций семьи (экономической, репродуктивной, воспитательной, эмоциональной, социального контроля, хозяйственно-бытовой, досуговой, сексуальной).

Форма фиксации оценки кандидатов в приемные родители состоит из нескольких разделов

1. Общие сведения – это формальная информация о потенциальной приемной семье: полные имена всех членов семьи, жилищные условия, состояние здоровья, семейное положение, количество детей, где дети учатся, уровень доходов, образование, место и характер работы, опыт воспитания приемных детей и др.

2. Психолого-педагогическая оценка проводится социальным педагогом и психологом. Здесь собираются все материалы диагностики семьи кандидатов, включая протоколы тестов, рисунки, опросники, анкеты и др. Это мотивация кандидатов, их психологические особенности, опыт построения отношений между родителями и с детьми, наличие дружеских связей, предпочитаемый стиль воспитания и многие другие, влияющие на жизнь приемного ребенка факторы.

3. Заключение, которое представляет собой обобщенную характеристику семьи, по результатам проведенной оценки. Обязательной частью заключения являются выводы: о ресурсах семьи; об областях риска семьи; рекомендации о возможности или невозможности семьи принять ребенка на воспитание.

II. Подготовка базовой семьи и ребенка к совместной жизни. Интерес приемного ребенка заключается в том, чтобы жить и воспитываться в семье, при этом удовлетворять все свои потребности и нужды, иметь право на персональную любовь и заботу, возможность прожить полподенное детство с непременным чувством собственной значимости для взрослого и быть защищенным от любых ударов судьбы.

Формирование приемной семьи осуществляется следующим образом.

1. Обучение кандидатов в приемные родители. Начинать обучение приемных родителей целесообразно еще до их знакомства с будущими приемными детьми. Это могут быть занятия в "школе приемного родителя", семинары-практикумы и т.д. Основная цель данных занятий – помочь будущим родителям сделать серьезный и важный шаг в своей жизни, совершить его не под эмоциональным воздействием от встречи с детьми-сиротами, от посещения детского дома, а на основании твердого решения, осознанного выбора. На нервом этапе обучения важно сформировать установку – быть успешными приемными родителями. На этом этапе совмещаются отбор и подготовка кандидатов в приемные родители. Психолог на данном этапе выступает как в роли обучающего, так и в роли наблюдателя, исследователя. Он старается установить уровень психологического здоровья семьи и каждого ее члена. Особое внимание уделяется правовым вопросам. Кандидаты в приемные родители подробно знакомятся с действующим законодательством в отношении приемных семей и другими правовыми актами.

Важно сохранить концептуальные границы в обучении родителей. Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привычном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, организуют их жизнедеятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных потребностей. Как воспитатели они дисциплинируют детей, обучают различным социальным навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду. Задача специалиста – не только рассказать будущим приемным родителям о реальных трудностях и проблемах, которые их ждут, а погрузить в теорию воспитания. Знаний мало, нужно сформировать у приемных родителей потребность быть субъектом сопровождения своей приемной семьи, на основе полученных знаний и соответствующих умений добиваться поэтапно поставленных целей по обучению и воспитанию.

2. Анализ компетенций замещающей семьи быть успешной. Успешную деятельность приемных родителей можно определить как степень соответствия возможностей приемной семьи потребностям конкретного приемного ребенка. Очень важно на этом этапе сформировать у приемных родителей не только устойчивую установку, но и убежденность в том, что они полноправные субъекты системы комплексного сопровождения. Замещающая семья будет успешной, если причины, побудившие ее взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на глубинных ориентациях семьи. Для этих людей часто смысл жизни состоит в сохранении нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает опыт, наиболее успешные приемные родители.

3. Разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи. Итак, приемные родители приняли решение взять приемного ребенка в свою семью, ребенок решил стать приемным (изменить уже ставший привычным образ жизни), органы опеки, специалисты внешней службы сопровождения дали согласие на образование замещающей семьи.

При разработке программ сопровождения приемной семьи особое внимание необходимо обратить на следующие факторы:

1) участие приемных родителей в ее разработке;

2) осознание каждым из субъектов сопровождения своей миссии в процессе динамического развития системы "замещающая семья – приемный ребенок" и системы "субъекты сопровождения замещающей семьи – приемная семья";

3) психологическая поддержка приемных родителей (сомневающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за отсутствия опыта);

4) характер изменений в семейной системе в процессе адаптации и социализации приемного ребенка;

5) возможность усложнения ситуации из-за неполной передачи информации, ее достоверности; возможная нехватка времени для отдыха и релаксации;

6) прогноз отношений между приемными и биологическими родителями.

На данном этапе пристальное внимание уделяется изменениям в семье. Важно своевременное решение следующих вопросов, что может предотвратить неблагоприятный исход кризисных ситуаций в развитии семьи:

1) непрофессиональное внешнее сопровождение;

2) недостаточная изученность семьи и недостаточное прогнозирование вариантов ее развития;

3) неналаженные отношения между приемными и биологическими родителями;

4) игнорирование роли приемного отца;

5) несложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и родных детей приемных родителей (особенно, когда приемный ребенок старше родного);

6) кризисные периоды развития приемного ребенка;

7) отрицательная роль общественного окружения как приемной семьи в целом, так и приемного ребенка в частности.

Сложным вопросом является подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение, которые должны реально помогать семье на профессиональном уровне и быть с ней в контакте. Необходима переподготовка и повышение квалификации специалистов (психологов, социальных педагогов) для работы с замещающими семьями.

4. Обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка. На этом этапе успешное обучение замещающих родителей зависит от правильного выбора формы обучения и дидактического материала. Особое внимание уделяется навыкам терапии супружеских, родительских и детских отношений и отношений между детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация – целевые установки – инструктивные программы – обучение навыкам. Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем, сами приняли активное участие. То есть родители как субъекты сопровождения реализуют идею "от помощи к самопомощи". Цели обучения: возникновение сплоченности, адаптивности и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление и развитие семьи. Основные условия для родителей: современные научные знания о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискуссию, легко вступать в общение, проявлять сочувствие.

Особое внимание в ходе обучения обращают на: сопротивление изменениям в семейной системе, стили воспитания или стили общения в семье, объективные стрессовые факторы, отношения между приемной и биологической семьей, коммуникативные умения членов приемной семьи. На данном этапе также реализуется идея обучения родителей в контексте "родитель как учитель своих детей". Родителей учат применять простейшие схемы стратегического планирования: определение (описание) проблемы; формирование видения своих действий и реальных возможностей решения проблемы; формирование команды по ее решению (родитель знает, что он не один с проблемой); уметь обсудить и выработать (в группе) цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути к достижению цели но критериям (конкретность, срок исполнения, результативность); уметь для решения каждой из задач составить план конкретных мероприятий (действий); знать организацию контроля над реализацией мероприятий. Такой подход к обучению приемных родителей положительно влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родителей и специалистов сопровождения.

5. Оценка приемной семьи как субъекта сопровождения. Общая оценка выводится на основе обобщения оценок: замещающих родителей, приемного ребенка, специалистов службы сопровождения, органов опеки и попечительства, общественных организаций. В ряде территорий ограничиваются оценкой специалистов службы сопровождения и органов опеки и попечительства, которые приводят к соответствию между собой.

Программа подготовки кандидатов в приемные родители имеет цель – подвести будущих родителей к осознанному выбору – стать приемными родителями и сформировать установку – быть успешными приемными родителями. Ее основные задачи:

– установить и повысить уровень психолого-педагогических знаний и навыков кандидатов в приемные родители;

– дать понятие о теории привязанности, депривационных нарушениях ребенка, оставшегося без попечения родителей; синдроме социального сиротства; о потребностях ребенка;

– дать понятие о роли социального окружения для развития ребенка;

– дать понятие о типичных и специфических дисфункциях приемных семей;

– дать понятие о стилях семейного воспитания;

– сформировать и развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения приемных родителей;

– сформировать у кандидатов в приемные родители умение оценивать состояние взаимоотношений и взаимодействий в семье;

– сформировать у кандидатов в приемные родители убеждение, что обучение – это их позиция в работе с приемными (да и с родными) детьми.

Программа подготовки ребенка к приемной семье предусматривает формирование у него желания жить в приемной семье; коррекцию депривационных нарушений в развитии ребенка; развитие стратегий совладания со стрессом; формирование навыков решения межличностных проблем.

III. Патронаж приемных семей включает в себя: психолого-педагогическое просвещение как совокупность знаний, практических навыков и умений в обеспечении успешной адаптации ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов; гармонизацию детско- родительских отношений; гармонизацию супружеских отношений; гармонизацию внутреннего состояния приемных родителей, обеспечивающую им возможность оптимально выполнять свою родительскую роль, воспитательную и эмоциональную функции.

Интегральными показателями, определяющими благополучие приемной семьи, являются:

– условия жизни приемной семьи;

– личностные качества приемных родителей, гарантирующие успешность приемной семьи;

– степень адаптации ребенка к новым условиям и его интеграции в новую семью (без достижения этого результата дальнейшая жизнь и развитие ребенка в приемной семье невозможны);

– степень адаптации приемных родителей к новым условиям;

– уровень положительной динамики развития ребенка (ее наличие свидетельствует о том, что ребенок принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений);

– успешность социализации ребенка в широком социальном окружении: хорошее здоровье, умение себя вести в различных ситуациях вне дома, беспроблемное обучение в школе и системе дополнительного образования, общение с друзьями и другими значимыми людьми, развитие познавательных интересов, способностей свидетельствуют о его положительном отношении к себе, о самопринятии.