Постструктурализм
Самой известной альтернативой герменевтике является постструктурализм с его лидерами Ж. Деррида и Ж.-Ф. Лиотаром. У герменевтики и постструктурализма есть общее основание – язык. Но дальше начинаются существенные расхождения. Герменевты отдают приоритет хорошо организованным языковым структурам, свидетельствующим о консенсусе людей. Постструктуралисты считают, что структуры и широкое согласие являются предвестниками террора. Поэтому структуры достойны разрушения, а одобрения заслуживает не согласие, а несогласие, диссенсус. Постструктуралисты во главу угла ставят не единство, а плюрализм[1].
Ж. Деррида полагал, что философствование не может выйти за пределы апорий (греч. а – отрицательная частица, poros – выход; aporia – безысходность). От одной апории переходят к другой, нигде не обретая истину. Деррида не устраивала ни формула традиционной философии только это, ни формула двойственности и это, и то[2]. Он руководствовался положением "ни то, ни это; и то, и это"[3], в соответствии с которым осуществляется деконструирование. Одно – разрушается, другое – создается. Деррида часто называют основателем концепции деконструкции.
Ж.-Ф. Лиотар подчеркивал, что отношения между людьми отмечены печатью принципиального несогласия (диферана). Дифераны – признак творчества людей, их своеобразия, способности вызывать значимые события, агонистика языковых игр. Они характерны и для науки. Наука становится паралогией. Она выступает как множащееся число языковых игр, кибернетических, логических, математических, гуманитарных: "Никто не владеет целым", принцип универсального языка оказался полностью разрушенным[4]. Легитимность информации оценивается не по критериям истинно/ложно, а по степени ее эффективности. Толстые, в частности научные, книги, при ближайшем рассмотрении обнаруживают свою противоречивость. Поэтому от них следует отказаться.
Итак, для постструктуралистов характерен акцент на особенном, ситуативном, противоречивом, произвольном, творческом и игровом. Актуален ли такой акцент для физики? Следует отметить, что в отличие от обществоведов физики крайне редко отзываются положительно о постструктурализме. Термин "постмодернистская физика" довольно часто используется авторами, склонными обогатить науку постструктурализмом.
Ни одно из современных философских направлений не подвергается столь ожесточенной критике, как постструктурализм. Его ругают и философы, и ученые. Видный аналитический философ Д. Деннет обвиняет постструктуралистов в игнорировании научной истины, без которой немыслима целесообразная жизнь человека[5].
Многие постструктуралисты принимали активное участие в так называемых научных войнах, которые приняли острую форму в США в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Они были среди тех, кто обвинял физиков в игнорировании социально-культурных факторов, в ложной погоне за научной истиной, каковая вообще не существует. От имени физического сообщества постмодернистским авторам наиболее весомо, причем в пародийной форме, ответил в 1996 г. А. Сокаль. Он написал статью "Преодолевая границы: на пути к трансформативной герменевтике квантовой гравитации", опубликовал ее в престижном философском журнале[6], а затем продемонстрировал ее никчемность[7]. В статье в постструктуралистской манере утверждалось, что теория квантовой гравитации является лингвистическим и социальным конструктом, а не описанием объективной реальности.
Через шесть лет оплошали уже физики. Братья Богдановы из Франции опубликовали в престижных физических журналах статьи[8], прошедшие рецензирование, но оказавшиеся в итоге ошибочными. Некоторые постструктуралисты не преминули обвинить физиков в догматической приверженности к концепту объективной истины.
Научные войны показали, что разобщенность физиков и философов в лице постструктуралистов приобрела угрожающие формы. Многие исследователи искали выход из этой ситуации. Но лишь Б. Флайвбьёрг предположил, что социальное знание имеет практический, а естественнонаучное – эпистемологический характер[9]. Иначе говоря, социальные науки имеют дело с прагматикой, а естествознание с семантикой. Этот вывод верен, но он не позволяет оценить актуальность постструктурализма для всего института науки. Претензии постструктуралистов распространяются не только на социальные науки, но и на естествознание.
По мнению автора, при оценке значимости поструктурализма для физики не следует становиться в воинственную позицию по отношению к нему. Надо просто сопоставить его установки с тем, что происходит в физике, пытаясь не пропустить новые веяния. Рассмотрим с этой точки зрения утверждения Деррида и Лиотара.
Апории Деррида – это проблемы физики, в частности, сложности с сочетанием атомарного и структурного подходов. Разумеется, ОГЛАВЛЕНИЕ физики не сводится к апориям, тем не менее справедливо, что ни одна из них не преодолевается раз и навсегда.
Дифераны Лиотара существенны для учета своеобразия творчества различных физиков. Не найти двух физиков с абсолютно одинаковыми воззрениями. Но вопреки Лиотару далеко не всякое разногласие следует считать распрей.
Все постструктуралисты отмечают игровой характер человеческого творчества. Имеется в виду, что творчество не реализуется согласно каким-то правилам. Возможно, правил нет, зато есть множество ориентиров, в частности принципы соответствия и актуальности зрелого научного знания. Наконец, отметим значимость плюралистической установки постструктуралистов. В этом своем качестве они неподражаемы. Плюрализма в физике становится с каждым годом все больше. Его рост был предсказан именно постструктуралистами.
Выводы
1. Физикам резонно не отказываться от постструктурализма.
2. Именно постструктуралисты вполне правомерно подчеркивают плюрализм любого знания.