Лекция 5. Построение социализма в России

После изучения данной главы студент должен:

знать:

• важнейшие этапы истории России советского периода;

• основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей и их взаимоотношения;

• особенности экономической и политической структуры Советского государства на разных этапах его истории;

уметь:

• выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к явлениям советской эпохи отечественной истории;

владеть:

• навыками исторического анализа при рассмотрении реально происходивших и происходящих событий.

Социалистическая революция. Гражданская война и интервенция

25 октября (7 ноября по нов. ст.) 1917 г. открылся II Всероссийский съезд Советов, который решил четыре главных вопроса: о власти, о мире, о земле, об органах управления государством. Съезд принял обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам!", составленное В. И. Лениным, которое передавало всю власть Советам. Фактически власть переходила в руки партии большевиков, так как другие социалистические партии – меньшевики, эсеры (за исключением левых эсеров), бундовцы (члены Бунда – еврейского рабочего союза), – покинули съезд. В избранный съездом ВЦИК вошли 62 большевика, 29 левых эсеров и 10 представителей других социалистических партий. Председателем ВЦИК, т.е. первым формальным главой Советского государства, стал Л. Б. Каменев; вскоре на этом посту его сменил Я. М. Свердлов. Правительство, созданное 26 октября, состояло только из большевиков. Возглавляемый В. И. Лениным Совет народных комиссаров (Совнарком, или СПК), включал в себя 15 комиссаров (наркомов).

Поддержавшие восстание 25 октября 1917 г. социалистические партии (меньшевики-интернационалисты и левые эсеры), а вместе с ними Бунд и Польская социалистическая партия выступили за образование социалистического коалиционного правительства. Руководство "социалистической" оппозицией взял на себя профсоюз железнодорожников (Викжель), по настоянию которого Ленин заключил политический блок с левыми эсерами, вслед за чем в декабре 1917 г. они вошли в правительство. Состав его предполагался временным, поскольку, по общему мнению, только Учредительное собрание, созыв которого был намечен на январь 1918 г., могло назначить законное и представительное правительство.

11 Всероссийский съезд Советов ратифицировал основные декреты, подготовленные В. И. Лениным. В Декрете о мире говорилось, что "рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24–25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим странам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире" без "аннексий и контрибуций". Кроме того, Декрет отменял тайную дипломатию и принимал решение обнародовать секретные договоры, заключенные царским и Временным правительством.

Предложенный Декретом мир "без аннексий и контрибуций" означал всеобщий отказ от любого господства, навязанного народам Европы или Америки, и содержал призыв к разрушению колониальных империй. Выходящий за рамки традиционной дипломатии, он был рассчитан на большой общественный резонанс во всем мире и победу мировой пролетарской революции в Европе.

Принятая вслед за этим Декларация прав народов России основывалась на принципе революционного освобождения пародов. Декларация провозглашала равенство и суверенность народов бывшей Российской империи, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения, отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений.

В полном соответствии с марксистским тезисом "Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют!" с первых дней советской власти большевики взяли курс на национализацию частной собственности. Декрет о земле, принятый 26 октября 1917 г., гласил, что частная собственность на землю отменяется навсегда, а вся земля передается в пользование всех трудящихся на ней. Он включал Крестьянский наказ о земле, выработанный эсерами в августе 1917 г. на базе 242 местных наказов.

Земля изымалась из товарного обращения: сделки с ней – такие, как купля-продажа, залог, аренда, – а также наемный труд на земле запрещались. Земля становилась "всенародным достоянием"; большевики понимали это как национализацию земли, т.е. переход ее в государственную собственность. Помещичьи земли конфисковывались и передавались вместе с удельными, монастырскими и церковными в распоряжение местных земельных комитетов и Советов. Согласно Декрету о земле каждая крестьянская семья должна была получить дополнительно по принципу уравнительного землепользования, т.е. в равной норме, в среднем по две-три десятины земли, что означало значительную прибавку к земельным наделам крестьян. Декрет укрепил крестьян в убеждении, что большевики – та партия, которая способна выразить их интересы, и престиж большевиков в деревне достиг высшей точки. Декрет о земле закреплял мелкобуржуазный строй в деревне, вводя в него элементы социализма (понятие общенародной собственности, сохранение образцовых высококультурных хозяйств).

Придя к власти, большевики развернули борьбу с капиталом – финансовым, торговым, промышленным. Борьба с финансовым капиталом началась 25 октября 1917 г. с захвата Госбанка в Петрограде. В руки новой власти перешли золотой запас, денежные средства, право эмиссии денег. Советское правительство подчинило контролю Госбанка частные банки. В январе 1918 г. принадлежавшие частным банкам чеки и акции были конфискованы, а государственные задолженности (всего 60 млрд руб., из них 16 млрд – внешний долг) аннулированы. Банковское дело стало государственной монополией. В декабре 1917 г. национализация банков была подкреплена конфискацией денежных средств населения, если они превышали сумму в 5 тыс. руб.

В промышленности национализация началась с повсеместного введения принципа рабочего контроля. Декрет от 14 ноября 1917 г. определил его формы: он должен был осуществляться всеми трудящимися предприятия через выборный заводской комитет и состоящих при нем представителей администрации и инженерно-технических работников. Декрет, узаконивший многие существовавшие с лета 1917 г. комитеты, позволял трудящимся получить доступ к управлению предприятиями. При каждом городском Совете был создан совет рабочего контроля, состоящий из представителей профсоюзов и кооперативов. Высшим органом был Всероссийский совет рабочего контроля, который ни разу не собирался как самостоятельный орган, а с самого начала влился в структуру Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ), созданного декретом от 15 декабря 1917 г.

На ВСНХ возлагалась задача по проверке экономической деятельности государства, централизованному руководству всеми экономическими органами и подготовке законов, касающихся экономики. ВСНХ подчинялся непосредственно правительству и обладал большими полномочиями: мог конфисковывать, приобретать, опечатывать любое предприятие. Его сотрудниками стали представители различных министерств – народных комиссариатов по экономике. К деятельности ВСНХ были привлечены "буржуазные специалисты" с целью помочь "организовать производство".

В декабре 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль наркомата торговли и промышленности, а в апреле 1918 г. объявлена государственной монополией. Подтверждалась хлебная монополия, введенная еще Временным правительством. Вводилась госмонополия на товары широкого потребления. На этой основе большевики предполагали развернуть в дальнейшем прямой продуктообмен между промышленностью и сельским хозяйством.

В первые месяцы после революции был принят ряд реформ, наиболее важные из которых: отмена старорежимных сословий, чинов, титулов и наград, а также неравенства званий; выборность судей; создание революционного трибунала, занимающегося "преступлениями печати" и имеющего право приостанавливать деятельность любого издания, "сеющего беспокойство в умах и публикующего заведомо ложную информацию"; признание гражданского брака и облегчение процедуры развода; секуляризация гражданского состояния; переход на григорианский календарь с 1 (14) февраля 1918 г. Был окончательно узаконен восьмичасовой рабочий день, запрещался детский труд, стала обязательной выплата пособий по безработице и болезни. В январе церковь была отделена от государства, а школа от церкви (см. далее).

Однако оставался открытым вопрос о конституировании нового политического режима. В массах пользовалась популярностью идея созыва Учредительного собрания России. Всеобщие демократические выборы в Учредительное собрание неизбежно должны были отразить состав и политические настроения избирателей, основную массу которых составляли крестьяне. В состоявшихся в ноябре – декабре 1917 г. выборах участвовало 44,5 млн человек (из 90 млн). Из 715 избранных депутатов 175 составляли большевики, 370 – эсеры, 40 – левые эсеры, 16 – меньшевики, 17 – кадеты и более 80 – другие партии. На первом и единственном заседании Учредительного собрания присутствовало 410 депутатов, большинство которых были правые эсеры.

В день открытия Учредительного собрания 5 января 1918 г. председатель ВЦИКаЯ. М. Свердлов предложил утвердить принятую накануне ВЦИКом Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, один из пунктов которой гласил, что задачи Учредительного собрания "исчерпываются установлением коренных оснований социалистического переустройства общества". Другими словами, большевики предложили Учредительному собранию признать факт социалистической революции и передачи всей полноты власти в стране Советам, а также признать полномочными большевистские высшие органы власти, избранные на II Всероссийском съезде Советов. Делегаты собрания отвергли это предложение. В ответ на это большевики и левые эсеры покинули заседание Учредительного собрания и потребовали его немедленного роспуска. Заседание продолжалось до утра 6 января, после чего Учредительное собрание было объявлено распущенным. Демократический парламент, избранный на основе всеобщих выборов, просуществовал всего один день.

После разгона Учредительного собрания при проведении в жизнь декретов на местах большевики столкнулись с оппозицией земств. В их руках была сеть школ, больниц, ветеринарных пунктов, опытных станций, домов призрения. Решительная ломка такого сложного аппарата затрагивала интересы большинства. Массовое упразднение земств развернулось после III Всероссийского съезда Советов в январе 1918 г., где произошло слияние Советов всех типов. Этот процесс завершился к июлю 1918 г., и повсеместно утвердилась единая пролетарская система государственного управления – Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. Из названия советского правительства было изъято определение "временное".

Большевистская партия в рамках Советов постепенно стала превращаться в государственную структуру, когда все новые государственные и общественные институты подпали под ее непосредственный контроль. Хотя партия большевиков и имела подавляющий перевес во ВЦИК, но и он вскоре начал собираться не чаще, чем каждые два месяца, а управляемый большевиками Президиум ВЦИК фактически подменил его в качестве постоянно действующего властного органа. Президиум ВЦИК утверждал решения правительства, назначал наркомов. С апреля 1919 г. умершего Свердлова – жесткого и деятельного большевистского лидера – на посту председателя ВЦИК сменил питерский рабочий из крестьян Тверской губернии М. И. Калинин. Он не имел большого веса в большевистском руководстве и был скорее чем-то вроде наглядного олицетворения союза рабочего класса и крестьянства, нежели имевшим реальную власть руководителем. Постепенно съезд Советов, а потом и его руководящие органы были отстранены от власти, а автономия и полномочия заводских комитетов попали под опеку профсоюзов.

Что касается профсоюзов, то после захвата власти большевики кардинально занялись ими. Новой власти нужны были новые профсоюзы. Со старыми профсоюзами было покончено после разгона Викжеля, который взял на себя смелость спорить с новой властью. Профсоюзы оказались поставлены под прямой контроль партии большевиков на I съезде профсоюзов в январе 1918 г. Позже, в 1921 г., было заявлено ясно и недвусмысленно: профсоюзы работают только под руководством партии. Фактически они стали частью управляемой партией государственной структуры. Дальнейшая централизация профсоюзного движения вела к установлению принудительного членства, формированию руководящего аппарата, бюрократизации профсоюзов. Аналогичные процессы шли и в других общественных организациях – кооперативных, женских, молодежных и др.

Вскоре после октябрьских событий стало быстро меняться положение оппозиционных небольшевистских партий. 28 ноября 1917 г. Совнарком объявил кадетскую партию "партией врагов народа", члены руководящих учреждений которой подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала. Эсеры, за исключением левых эсеров, враждебно встретили большевистский переворот и стали создавать подпольные организации, а позднее явились инициаторами мятежей против власти большевиков. Они считали себя незаконно исключенными из политического процесса, тем более что после победы на выборах в Учредительное собрание полагали, что обладают мандатом на управление Россией. С весны 1918 г. они развернули энергичную деятельность по свержению большевистской власти и замене ее властью Учредительного собрания. 14 июня ВЦИК исключил правых эсеров (как и меньшевиков) из своего состава и предложил местным Советам удалить их представителей из своей среды. Незадолго до этого в Самаре было создано эсеровское правительство – Комитет членов учредительного собрания (Комуч). Власть его в условиях развернувшейся Гражданской войны в течение лета распространилась на ряд губерний Среднего Поволжья, но в ноябре Комуч оказался разогнан войсками А. В. Колчака.

Левые эсеры поддерживали большевиков до марта 1918 г. Но они отказывались признать подписанный большевиками 3 марта 1918 г. Брест-Литовский мирный договор с Германией. В мае – июне 1918 г. левые эсеры резко протестовали против проведения продовольственной диктатуры, расценив ее как начало войны с крестьянством. После неудавшегося мятежа левых эсеров в Москве 6–7 июля 1918 г. они оказались выброшены из Советов, которые стали в партийном отношении почти однородными, т.е. большевистскими.

Меньшевики, в отличие от эсеров, не стали начинать войну против большевиков. Они не исключали сотрудничества с большевиками и боролись, используя ту легальность, какая еще сохранялась в первые послеоктябрьские месяцы. При всех разногласиях в своей среде меньшевики выработали общую линию по отношению к Советам, они считали, что Советы должны вновь стать опорными пунктами для восстановления попранных свобод, демократической республики и всенародно избранного Учредительного собрания. Однако попытки меньшевиков установить контроль над Советами не удались. В июне 1918 г. они были исключены из ВЦИК, но в годы Гражданской войны запреты на деятельность меньшевиков чередовались с их легализацией, поэтому они сохраняли возможность работать в Советах и профсоюзном движении. Окончательно меньшевики были разгромлены в начале 1921 г., когда прошли их массовые аресты (в том числе полностью оказался арестован ЦК).

Анархисты, выступавшие против всякой государственной власти как носительницы угнетения, мечтали создать коммунистическое общество, основанное на общественной собственности, взаимной помощи и солидарности. Их разгром начался уже весной 1918 г. Дольше других был в числе союзников большевиков анархист Нестор Махно, получивший довольно широкую поддержку в ряде районов Украины. Его активные партизанские действия против белогвардейцев не раз помогали Красной Армии добиться перелома ситуации на фронтах в свою пользу. Но уже к концу 1919 г. сотрудничество с Махно стало прекращаться, а вскоре началась и открытые боевые действия против его войск. К концу лета 1921 г. махновцы оказались полностью разбиты.

Таким образом, партия большевиков заняла центральное место в советской политической системе. С одной стороны, она стала полностью контролировать все государственные и негосударственные органы. С другой стороны, у нее вскоре не осталось конкурентов из числа политических партий. Позже к этому процессу добавился запрет на внутрипартийные фракции, принятый X съездом РКП(б) (1921). Правда, окончательное оформление в Советской России однопартийной диктатуры большевиков произошло позднее – как справедливо отмечают исследователи, процесс ее оформления требовал времени.

В целях соблюдения классовых интересов пролетариата 7 декабря 1917 г. по предложению Ф. Э. Дзержинского, ставшего ее первым председателем, была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Первоначально ВЧК задумывалась как орган расследования, а ее репрессивные меры сводились к конфискации имущества и продовольственных карточек. Однако после эсеровских покушений на В. И. Ленина и председателя Петроградской ЧК М. С. Урицкого в августе 1918 г. ВЧК приобрела самостоятельное значение высшего органа по борьбе с контрреволюцией. Декрет от б июня 1918 г. восстановил смертную казнь, и местные ЧК стали органами "красного террора" по борьбе с политическими противниками большевиков. В ходе Гражданской войны и интервенции ВЧК ввела карательную меру, в дореволюционной России не применявшуюся, – трудовые лагеря. Эта структура, к созданию которой причастен Л. Д. Троцкий, получила впоследствии широкое развитие. 5 сентября 1918 г., в разгар "красного террора", Совнарком одобрил создание лагерей в целях защиты революции от классовых врагов.

"Власть снизу", т.е. власть Советов, набиравшая силу с февраля по октябрь 1917 г. и представлявшая весь комплекс социалистических партий, переходила окончательно к партии большевиков, сосредоточивших в своих руках все возможные полномочия, монополизировав всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Тем самым власть переходила от общества к государству, а в государстве – к партии большевиков. Сама концепция партии, с марта 1918 г. взявшей название коммунистической, не допускала разделения властей, распространяя свою компетенцию на все сферы: политику, экономику, духовную жизнь общества. Большевистская партия уже не была политической партией в традиционном для западной политической культуры понимании.

В Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР, как стала называться Россия), принятой 10 июля 1918 г., провозглашались уничтожение эксплуатации человека человеком, равенство наций, обязательные для всех труд по принципу "кто не работает, тот не ест" и всеобщая воинская повинность. Закреплялось всевластие Советов. Избирательного права лишались бывшие "эксплуататорские" классы, один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян, выборы были многоступенчатыми. Конституция носила откровенно классовый характер. Государственным флагом России стал красный флаг с серпом и молотом, которые позднее заняли центральное место и в гербе СССР.

Согласно Декрету о мире, принятому II Всероссийским съездом Советов, Россия обратилась ко всем воюющим странам с предложением начать переговоры о мире. Союзники России – страны Антанты хранили молчание. Германия, стоявшая на пороге катастрофы, согласилась начать переговоры о заключении сепаратного (отдельного) мира, потребовав в то же время значительных территориальных уступок. В декабре 1917 г. в Брест-Литовске нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий попытался всеми силами затянуть переговоры в полном соответствии со своей теорией "перманентной революции", которая была рассчитана на одновременную победу социалистических революций в ведущих европейских странах. Затягивание переговоров должно было, по мнению Троцкого, деморализовать немецкую армию и вызвать сильнейший политический кризис в самой Германии. Поэтому Троцкий и объявил свой политический лозунг текущего момента: "Ни мира, ни войны, а армию распустить!". Этот лозунг дорого обошелся Советской России: немецко-австрийские войска, пользуясь вызванной Приказом № 1 небоеспособностью русской армии, начали наступление по всему западному фронту и вплотную подошли к Петрограду. Они успешно наступали до начала марта. Столица была срочно перенесена в Москву (с 12 марта 1918 г.), начато формирование Красной Армии. 3 марта 1918 г. приехавшая для переговоров советская делегация в составе Г. Я. Сокольникова, Г. В. Чичерина, Г. И. Петровского и Л. М. Карахана подписала Брестский мир. По этому договору Россия прекращала войну со странами Четверного союза, а ее территория сократилась по сравнению с 1914 г. на 1 млн кв. км, где проживало 26% населения бывшей Российской империи, производилось 32% сельскохозяйственной и 23% промышленной продукции. В европейской части от России отторгались Польша, Литва, Украина, часть Белоруссии и Латвия, в Закавказье – округа Карс, Батум, Ардаган. Брестский мир был аннулирован после Ноябрьской 1918 г. революции в Германии и поражения стран Четверного союза в мировой войне.

Страны Антанты не признали Советскую Россию и использовали ее выход из войны как повод для начала военной интервенции. Уже в декабре 1917 г. Англия и Франция разделили "зоны действия" в России. В английскую зону вошли Кавказ, Дон и Кубань, во французскую – Бессарабия, Украина, Крым. США претендовали на Сибирь и Дальний Восток. В соответствии со своими планами эти страны в мае 1918 г. начали военное вторжение на территорию Советской России. Одновременно в стране началась Гражданская война – открытое военное противостояние между силами, поддержавшими социалистическую революцию в России, и ее противниками. Ряд историков считают началом Гражданской войны время с 25 октября (7 ноября) 1917 г., когда большевики утверждали власть в борьбе со своими политическими и идеологическими противниками. Большинство же ограничивают период Гражданской войны и интервенции стран Антанты с весны 1918 г. до конца 1920 г., хотя военное противостояние на Дальнем Востоке и в ряде отдаленных регионов продолжалось до 1922 г. Причиной Гражданской войны те и другие считают предпринятый большевиками "штурм капитализма" – уничтожение частной собственности и национализацию всех средств производства в стране.

В конце мая 1918 г. восстал чехословацкий корпус, который должен был быть переправлен за границу России по Транссибирской магистрали. Страны Антанты поддержали корпус и включились в борьбу с советской властью. Чехословацкий корпус поддержали и противники советской власти в Поволжье, Сибири и на Урале. Советская Россия оказалась в кольце фронтов. Германия оккупировала Прибалтику, Белоруссию и Украину. Белогвардейские войска А. И. Деникина и Π. Н. Краснова держали в своих руках Дон и Северный Кавказ. Местные националисты в союзе с Германией и Турцией установили власть в Закавказье. Белая армия при поддержке Антанты вела военные действия на Севере, Дальнем Востоке, Урале, в Сибири, Поволжье. Гражданская война полыхала в Средней Азии при участии англичан.

Силам белогвардейцев и интервентов противостояла Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). С января 1918 г. она формировалась на принципе добровольности, но с началом Гражданской войны перешла на мобилизационный принцип комплектования. К концу 1920 г. РККА насчитывала более 5 млн человек. В ее состав вошли около 50 тыс. офицеров и 25 тыс. военспецов (военные специалисты, врачи и т.д.). Руководство страной осуществлял Совет труда и обороны (СТО) во главе с В. И. Лениным. Реввоенсовет Республики (с сентября 1918 г. его возглавил Л. Д. Троцкий) осуществлял непосредственное руководство армией.

Советская республика сумела разгромить своих противников, нанеся поражение белочехам и армии Комуча, казакам Урала и Оренбуржья, армиям адмирала А. В. Колчака, генералов A. И. Деникина и Π. Н. Краснова, Η. Н. Юденича. Е. К. Миллера, Π. Н. Врангеля. После окончания Первой мировой войны (1918) германская армия покинула почти все оккупированные территории России. Не достигла своей цели и интервенция стран Антанты, войска которой пришлось вывести из Советской России из-за опасности распространения революции в Европе. Советская власть была восстановлена практически на всей территории страны. В ходе Гражданской войны отличились красные полководцы М. В. Фрунзе, С. С. Каменев, И. И. Вацетис, B. К. Блюхер, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Μ. Н. Тухачевский, А. И. Егоров, И. П. Уборевич и др.

По подсчетам специалистов, в Гражданской войне Россия потеряла более 5,7 млн человек с обеих сторон (в том числе военные потери – более 1 млн). Если добавить к этому потери в Первой мировой войне (более 2 млн), то общие потери населения России, начиная с 1914 до 1920 г., приблизятся к 8 млн человек.

В годы Гражданской войны и интервенции Советская Россия была превращена в военный лагерь. Все было поставлено на службу победе в войне и сохранению власти в руках большевиков. Внутренняя политика большевиков в период Гражданской войны получила название военного коммунизма и сводилась к нескольким составляющим: 1) продразверстке; 2) отмене товарно-денежных отношений; 3) национализации всех форм собственности; 4) всеобщей трудовой повинности с уравнительной оплатой.

Политика военного коммунизма предполагала авторитарный, нейтралистский государственный подход к экономике, выражавшийся в усилении государственного контроля над всеми ее сферами. По сути, это означало, по словам Ленина, попытку произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению путем всеобщего обобществления.

Согласно марксистской теории считалось, что капиталистический закон стоимости при социализме изживает себя, создавая материальные предпосылки для перехода к новому способу производства. Уже в рамках социализма предполагались отсутствие частной собственности, прямой продуктообмен вместо товарно-денежных отношений, всеобщность труда. Таким образом, теоретически социализм означал сочетание самоуправления с экономическим механизмом, основанным на отказе от товарно-денежных отношений.

Декретом от 11 июня 1918 г. были созданы комитеты крестьянской бедноты (комбеды), которые должны были стать "второй властью" по отношению к левоэсеровским сельским советам и орудием осуществления продовольственной диктатуры. Под определение деревенской бедноты подпадали крестьяне, не использующие чужую рабочую силу и не имеющие излишков. Действия комбедов поддерживались частями специально созданной продовольственно-реквизиционной армии (продармии), состоящей из рабочих и большевиков-активистов. От действий комбедов пострадала масса середняков, возникло недовольство крестьян, выразившееся в сопротивлении действиям продотрядов. В августе 1918 г. большевикам пришлось изменить свою тактику по отношению к среднему крестьянству и перейти к союзу с ним, а в ноябре 1918 г. комитеты бедноты были распущены как малоэффективные. С 11 января 1919 г. новый курс получил логическое завершение: поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки. Частная торговля была запрещена, рынки закрывались. Вначале продразверстка распространялась на хлеб и зернофураж, а к концу 1920 г. охватила почти все сельхозпродукты. Каждая крестьянская община должна была сдать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов в зависимости от предполагаемого урожая, размер которого определялся приблизительно на основании достоверных данных статистики предшествующих лет. Когда вся деревня выполняла поставки, власти выдавали квитанции, дающие право на приобретение промышленных товаров. Фактически это означало переход от товарно-денежных отношений к прямому продуктообмену между городом и деревней. Правда, нужда деревни в промышленных товарах удовлетворялась далеко не полностью, например, в конце 1920 г. – лишь на 15–20%. На продразверстку и дефицит товаров крестьяне отреагировали сокращением посевных площадей (35–60% в зависимости от района) и возвращением к натуральному хозяйству. Проведение продразверстки продолжалось до весны 1921 г.

Продразверстка, восстановив против себя крестьянство, в то же время не могла удовлетворить потребности города в сельскохозяйственных продуктах. В 1919 г. с большим трудом было собрано только около 40% планового урожая, в 1920 – 34%. Чтобы прокормить, горожан поделили на пять категорий, от рабочих "горячих профессий" и солдат до иждивенцев, сообразно социальному положению, всего же было выдано 33 вида карточек со сроком действия не более месяца. Несмотря на усиленную борьбу властей с "мешочниками" и спекулянтами, в этих условиях процветал "черный рынок".

14 декабря 1917 г. правительство подписало первый декрет о национализации ряда крупных промышленных предприятий, а с лета 1918 г. национализация стала проводиться систематически как часть политики военного коммунизма. 28 июня 1918 г. национализировались все предприятия с капиталом свыше 500 тыс. руб. К 1 октября 1919 г. было национализировано 2500 предприятий. В 1919–1920 гг. темпы национализации резко возросли, и в собственность государства перешли все не только крупные, но и средние и мелкие промышленные предприятия. В ноябре 1920 г. вышел декрет, распространивший национализацию на все "предприятия с числом рабочих более десяти или более пяти, но использующих механический двигатель", число которых составило около 37 тыс. Декретом СНК от 21 ноября 1918 г. устанавливалась монополия государства на внутреннюю торговлю.

Национализированная собственность составила новый, социалистический уклад экономики Советского государства. Управление национализированными предприятиями было выведено из-под рабочего контроля и передано главкам ВСНХ – центральным органам, управляющим работой различных отраслей промышленности. На крупные предприятия назначались комиссары, контролировавшие деятельность "буржуазных специалистов" – обычно бывших инженеров или управляющих, привлеченных к техническому руководству.

Главной причиной победы советской власти в Гражданской войне стало то, что крестьяне не поддержали белогвардейцев, отменивших Декрет о земле. Между возвратом к прошлому с его помещичьим землевладением и продразверсткой, представлявшейся крестьянам временной мерой, они выбрали последнюю. Произвол белых, запретивших профсоюзы и просоциалистические партии, совершивших множество карательных операций, лишил их поддержки широких слоев городского населения. Лозунг единой и неделимой России не оставлял никакой надежды народам, стремящимся к автономии и независимости. Разобщенная личными амбициями, белая армия ставила единственную, непопулярную цель – реставрацию старых порядков. На этом фоне перспектива социалистического строительства, предлагаемая большевиками, все же давала, несмотря на трудности Гражданской войны и продразверстки, надежду на перемены к лучшему для людей, нуждавшихся в политической стабильности и элементарных условиях мирной жизни.

Окончательная победа советской власти в Гражданской войне закономерно повлияла на политический выбор других национально-государственных образований, входивших прежде в состав Российской империи. К лету 1922 г. завершился процесс объединения территорий, избравших социалистический путь развития, вокруг РСФСР. Образование СССР шло двумя путями: путем вхождения республик и автономных областей в Российскую Федеративную Республику и путем заключения двусторонних договоров между ней и независимыми советскими республиками.

Вопрос о принципах отношений между ними в новом государстве стал важнейшим и послужил причиной серьезных разногласий между В. И. Лениным и народным комиссаром по делам национальностей И. В. Сталиным. 10 августа 1922 г. для выработки проекта нового государственного устройства была создана комиссия во главе со Сталиным. В сентябре он представил проект, известный как "проект автономизации", осуществление которого означало бы поглощение республик РСФСР. Ленин отверг идею автономизации и предложил совершенно другой вариант, согласно которому основой объединения республик должна была стать федерация. В федерацию должны были объединиться равные республики, а не подчиненные РСФСР. Федеративные органы власти ставились над республиканскими. Всем республикам гарантировались равные права внутри СССР, и каждой теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза.

30 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР был образован Союз Советских Социалистических Республик на основе договора, объединившего Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР) с Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией, созданной незадолго до этого и включавшей Грузию, Армению и Азербайджан. Новое советское государство было основано на принципе федерации: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик", – подчеркивалось в Декларации об образовании СССР. Решение о присоединении к России принималось на съезде Советов каждой национальной республики. Однако федерация мыслилась как переходный этап – шаг на пути к слиянию республик и преодолению национальных различий.

Конституция СССР, подготовленная конституционной комиссией во главе с М. И. Калининым, была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция 1924 г. повторяла основные положения Конституции РСФСР 1918 г., а также была дополнена разделом о национально-государственном устройстве нового государства. Она окончательно узаконивала союз равноправных и суверенных наций и провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик, созданных внутри страны или вне ее.

В 1925 г. Узбекская ССР и Туркменская ССР вошли в состав СССР на правах союзных республик. Они были созданы в 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии (в первые годы после Гражданской войны их территории входили в РСФСР и другие советские государственные образования). Точно так же в 1931 г. в состав СССР была принята образованная в 1929 г. Таджикская ССР, до этого входившая в Узбекскую ССР на правах автономной республики. Позднее, в 1936 г., в состав СССР вошли Казахская и Киргизская ССР, ранее являвшиеся автономными республиками в РСФСР. Главным союзным органом был Съезд Советов СССР, выборы которого проходили на основе провозглашенного Конституцией РСФСР 1918 г. и подтвержденного Конституцией 1924 г. избирательного права и который созывался раз в два года. В промежутках между съездами полномочия передавались Центральному Исполнительному Комитету (ЦИК), состоящему из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. По Конституции в ведении СНК были созданы три вида народных комиссариатов: союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи), союзно-республиканские по экономическим и социальным вопросам и республиканские, которые рассматривали дела, не входившие в компетенцию Союза и объединенных органов (внутренние дела, юриспруденция, народное образование и др.). По Конституции 1924 г. Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), заменившее ВЧК, имело статус союзного комиссариата.

С момента принятия общесоюзной Конституции в области национальной политики советская власть в рамках общей стратегии разрыва с прошлым проводила политику выравнивания различных ступеней развития регионов внутри СССР. Конкретной целью этой политики было создание новой культуры, единой для всех наций, по выражению Сталина, "пролетарской по содержанию и национальной по форме".

В 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов принял первый перспективный план восстановления и развития народного хозяйства страны на базе электрификации. Теоретическим обоснованием плана ГОЭЛРО (Государственного плана электрификации России) являлась идея большого скачка, быстрого преодоления вековой отсталости. В обстановке однопартийной системы принятие хозяйственной программы было равносильно принятию программы политической.

В ходе осуществления плана ГОЭЛРО произошло опасное для общества объединение научной идеи в виде скоординированного хозяйственного плана, политической власти и невиданной монополистической концентрации сил и средств в одном, заданном сверху направлении. При этом широко использовался труд заключенных, проходивших "перевоспитание трудом" в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) или трудовых армиях, идея создания которых принадлежала Л. Д. Троцкому. Исправительно-трудовые лагеря подчинялись управлению лагерей ОГПУ, переименованному позже в Главное управление лагерей (ГУЛАГ) ОГПУ. В этих условиях политические органы выполняли хозяйственные функции, ОГПУ, которое взяло на себя руководство строительством важнейших хозяйственных объектов, было передано в подчинение ВСНХ.