Постклассическая философия
К постклассической философии относятся философские учения XIX – начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы нового типа философствования. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну; однако, несмотря на "переходность", она обладает собственной ценностью и уникальностью. Достаточно сказать, что представителями этой "переходной" философии были А. Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Ф. Ницше, А. Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода, пожалуй, за исключением марксизма, является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта. Постепенно изменяются взгляды и на природу человека: он более не рассматривается как существо, разумное во всех своих проявлениях; теперь в философии личность предстает во всем богатстве жизненных воплощений, разумных и неразумных, интуитивных и инстинктивных. Создатель философии воли А. Шопенгауэр сущность жизни и человека обнаруживает в воле, поэтому его концепцию называют волюнтаризмом. По мнению А. Шопенгауэра, ничем не ограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира; при этом сама воля не имеет основы, она есть бесконечное стремление без цели. Человек – орудие воли, он не может вырваться из круга желаний. Единственный способ ослабить желания, по мысли А. Шопенгауэра, – это бесцельное и беспредметное созерцание. Такое созерцание возможно в искусстве, которое не подчинено практическому интересу, т.е. бескорыстно и бесцельно. Оптимальным же способом ухода от воздействия желаний является аскетический образ жизни.
Идеи А. Шопенгауэра получили развитие в философии воли Ф. Ницше, в концепции творческой эволюции А. Бергсона и в академической философии жизни В. Дильтея. Все эти философы отказались принять бесконечное, разумное бытие в качестве исходной философской категории и заменили его понятием "жизнь". В отличие от неподвижного, умопостигаемого бытия, жизнь есть спонтанный поток, вечное становление без цели, которое невозможно познать и зафиксировать в рациональных понятиях. Познавать жизнь с помощью рассудка бессмысленно, интеллект беспомощен перед бесконечным изменением, а потому его место должны занять инстинкт и интуиция. Философия жизни представляет собой радикальную попытку преодолеть механистическое понимание мира и человека, которое к середине XIX в. явно обнаружило свою несостоятельность. Философия жизни оказала серьезное влияние на последующее развитие западной философии и культуры в целом. Ее идеи можно найти в философии истории О. Шпенглера, в концепциях философов-экзистенциалистов, в литературном творчестве Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Райнера Марии Рильке, Германа Гессе и др.
Философия диалектического и исторического материализма (марксизм) сформировалась в середине XIX в. и связана с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В марксизме по-новому переосмыслены проблемы истории, природы человека, особенностей его познания и предложен всеобъемлющий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Марксизм понимает философию как инструмент преобразования общества на гуманистических началах и, таким образом, является прямым продолжением идей Просвещения. Главным достижением марксизма является материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории. Дальнейшее развитие марксизм получил в советской философии, которая, с одной стороны, проясняла основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой – пыталась приспособить некоторые идеологические догмы марксизма к новым историческим условиям.
Позитивизм сложился в 40-е гг. XIX в., его основоположником является Огюст Конт. Классическому взгляду на философию позитивизм противопоставил новый взгляд: из науки о первоначалах философия должна превратиться в методологию. По мнению О. Конта, прежняя философия представляет собой необъективное знание о несуществующих вещах, а новая позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. Вывод О. Конта: никаких философских законов в мире нет, поэтому философия не может самостоятельно познавать реальность, а поиски последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия – таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу естествознания, поскольку именно естественные науки являются источником объективного знания о мире.
Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:
• теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью сверхъестественных законов и сущностей;
• метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции; на этой стадии как раз и появляется философия;
• позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям закономерностей природы.
Позитивизм отождествил всю науку только с естествознанием, а все знание – с научным; и не просто сузил сферу философии, но уничтожил ее вместе со всеми мировоззренческими вопросами и размышлениями о смысле жизни и первопричинах. В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм сложился в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Герберта Спенсера и Джона Милля. Второй позитивизм, или эмпириокритицизм, появился на рубеже XIX и XX вв. и, с одной стороны, развивал принципы первого позитивизма, а с другой – воспроизводил идеи субъективного идеализма XVII в. Второй позитивизм связан с именами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Третий позитивизм сложился в 20-е гг. XX в. и называется неопозитивизмом. Его представителями являются Морис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.
Неокантианство – ряд философских учений, возникших в 60-е гг. XIX в., объединенных идеей развития и реформирования философии И. Канта. "Назад к Канту" – таков общий лозунг всех направлений неокантианства; однако это "возвращение" понимается по-разному. Наиболее известными школами являются Марбургская и Баденская: они сохраняют философский уровень интерпретаций учения И. Канта, избегая психологизма и физиологизма. Основная тематика неокантианства – аксиологическая и гносеологическая. Общей для Марбургской и Баденской школ является проблема культуры, ее основ, обоснование научного знания. Представители Марбургской школы – Герман Коген, Эрнст Кассирер и др. – сосредоточили внимание на развитии трансцендентального метода И. Канта, освобождая его от психологизма и антропологизма. Представители Баденской школы – Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и др. – обсуждали тему различения предмета и метода наук о природе и наук о духе и проблему ценностей.
Особое внимание неокантианцы уделяют обоснованию метода наук о духе (см. 5.10). Таким методом они считают соотнесение уникального исторического события, выступающего предметом этих наук, с ценностями, существующими объективно. Философию, поскольку она имеет дело с ценностями, неокантианцы относят к наукам о духе.
Прагматизм сложился в 70-е гг. XIX в. и представляет собой вклад американской культуры в философию. Представители прагматизма – У. Джеймс, Дж. Дьюи и Ч. Пирс – переориентировали внимание философии на практический мир. Главная тема прагматизма – как возможен успех и что для него необходимо, а в центре внимания – личность и ее повседневные заботы. Прагматизм возрождает античное понимание философии как любви к мудрости; но, в отличие от древней философии, ориентируется не на философа- мудреца, а на обычного человека. Объявив прежнюю философию абстрактной и созерцательной, американские философы выдвинули свою программу, в результате выполнения которой философия должна превратиться в метод разрешения повседневных жизненных проблем. Центральное понятие прагматизма – опыт; он складывается в ходе жизни человека, в его повседневных действиях и поступках и поэтому, так же как и жизнь, никогда не бывает завершенным. Любой опыт связан с риском, поэтому задача философии – помочь человеку правильно рисковать и достигать поставленных целей. Согласно учению прагматистов, поиск абсолютной устойчивости и гарантий тщетен, но человек может становиться успешнее, может меняться и менять реальность вокруг себя. Вера – самое позитивное состояние духа, ведущее к действию. Но прагматизм имеет в виду не только и не столько религиозную веру, сколько доверие к миру и уверенность в успехе. Мышление ценно не само по себе, а как инструмент действия, с помощью которого человек приспосабливается к миру; т.е. любое знание имеет смысл и ценность только в том случае, если оно служит действию. Знание истинно, если основанное на нем действие успешно; соответственно, знание, не ведущее к успеху, бесполезно и ложно, что для прагматизма одно и то же. Философия прагматизма стала своеобразной идеологией американского общества, нацеленного на успех. Пафос прагматизма вполне созидателен, он ориентирует на свободное и ответственное действие, которое меняет реальность и приводит к жизненному успеху.