Постижение страха
Современная психология обнаруживает обостренный интерес к проблеме эмоций. Эмоции присущи и животным, и людям. Они являются неотторжимой составной частью психики. К природным эмоциям относятся такие, как радость, возбуждение, любопытство, ожидание, надежда, интерес, удивление, горе, страдание, депрессия, гнев, агрессия. Они являются врожденными. Высшие эмоции человека формируются в ходе воспитания. Эмоции выполняют роль регуляторов общения и деятельности. Они выражаются жестами, мимикой, позами, интонациям и другими средствами.
Как отмечал К. Ясперс в работе "Общая психопатология", часто сообщается об отмечаемых в начале болезни отдельных моментах, таких как изолированные обманы восприятия, явное изменение уровня впечатлительности. На ранних стадиях процесса иногда — особенно среди относительно образованных людей — обнаруживается страх перед помешательством, сопровождающийся крайним беспокойством и попытками развеять свои опасения и испытывая окружающих. Пример: больной отправляет палец своей подруги себе в рот, чтобы посмотреть, не выкажет ли она признаков страха. Она не боится, что он ее укусит, — значит, она считает его вполне здоровым; на какое-то время этот вывод его успокаивает. Далее, страх перед душевной болезнью и ощущение надвигающегося безумия — это обычные, но объективно никак не обоснованные симптомы, встречающиеся, в частности, улиц с психопатиями и слабо выраженной циклотимией, т.е. утех, кого, по существу, не приходится считать больными.
Многие мудрецы, от античного философа Демокрита до современного мыслителя Ж.-П. Сартра, пытались проникнуть в природу страха. Художественная литература коснулась различных граней этой феномена человеческой природы. Упоминание о страхе можно встретить в работах мыслителей Древнего мира, Античности, Нового времени и современности. Многие из них исследовали природу человека в целом (Аристотель "О душе", Р. Декарт "Страсти души", Б. Спиноза "Этика", Д. Юм "Трактат о человеческой природе" и др.). Теории, которые были созданы в рамках философии до возникновения психологии как науки (конец XIX в.), можно отнести к классическим теориям эмоций: Платон, Аристотель, Эпикур, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Д. Юм, К. Гельвеций, П. Гольбах, И. Кант.
Страх при этом рассматривался в рамках конкретных концептуальных систем. Но наиболее важными и интересными можно назвать, пожалуй, холистические (т.е. пронизанные идеей целостности) устремления Аристотеля, взгляды Р. Декарта (страх — это крайняя степень трусости, изумления и боязни), учение Б. Спинозы о происхождении и природе аффектов, его системный подход к пониманию страха. Д. Юм диалектически соединил поверхностные (ситуационные) и базисные (индивидуальные) причины страха. Описание сущности страха и роли, которую он играет в человеческой жизни на духовном уровне, можно встретить в художественной литературе и в работах экзистенциалистов.
Согласно Платону, в идеальном государстве страх распространен неравномерно: философам-правителям чужд страх, так как они не имеют корысти; воины не должны испытывать страх, так как стремятся к славе; а третье сословие не может не стремиться к наживе и корысти, и потому оно должно жить в страхе. Именно обладание собственностью, по Платону, порождает страх. По Аристотелю, страх — это один из аффектов (страстей души), который имеет две крайности (порока): трусость и безудержную отвагу. Добродетель же здесь определяется средней мерой страсти, которая достигается посредством разумной части души и называется мужеством.
Эпикур считал, что для достижения высшего блага (счастья) необходимо избегать страха посредством разума. Страх у Эпикура дифференцируется: страх перед богами, страх перед необходимостью, страх перед смертью. Страх перед богами порожден ложным мнением, что боги вмешиваются в человеческую жизнь. Страх перед судьбой может быть уничтожен признанием наличия ниш свободы в результате самопроизвольного отклонения атомов от прямой линии. Абсурдность страха смерти доказывается тем, что в смерти отсутствует ощущение, а все хорошее и плохое в ощущениях. В стоицизме страх рассматривается к качестве "родовой" страсти. Стоическая апатия в качестве идеала также предполагает борьбу со страхом, наряду с другими "родовыми" страстями: скорбью, наслаждением и желанием. Борьба со страхом предполагает преодоление его составляющих: ужаса, робости, испуга, потрясения, мучения.
Согласно христианской трактовке, выделяются три вида страха: Божий (который признается добродетельным), боязнь, ложный страх (которые признаются порочными). По Библии, страх появляется как следствие грехопадения Адама и Евы. В Ветхом Завете прослеживаются два аспекта страха: с одной стороны, страх есть следствие нарушения божественной заповеди, недолжного отношения человека к Богу, он порождает чувство вины и возвращает верующего под сень Закона; с другой стороны, страх Божий является основополагающей характеристикой должного отношения к Творцу и выражается в трепетном благоговении перед тайнами Божественного бытия.
В эпоху Возрождения с изменением взгляда на человека страх Божий перестает восприниматься как добродетель
(Д. Пико делла Мирандола). Р. Декарт противопоставляет страх надежде, понимая его как склонность души, направленную на убеждение о несбыточности желаемого. Т. Гоббс считал страх атрибутом естественного состояния человека. Страх преодолевается лишь в обществе, основанном на договоре, хотя и здесь не исчезает полностью. По Ж.-Ж. Руссо же, наоборот, естественное состояние характеризуется отсутствием вражды и страха, а общественное — их наличием. Б. Спиноза провозгласил целью достижение в человеческом поведении состояния, управляющего не смутными влечениями (в том числе страхом), а ясным знанием его действительных причин. Свобода человека несовместима с религиозным отчуждением. Страх преодолевается разумом. Б. Спиноза провозгласил целью достижение в человеческом поведении состояния, управляющегося не смутными влечениями (в том числе страхом), а ясным знанием его действительных причин. Свобода человека несовместима со страхом, который преодолевается разумом. Л. Фейербах связывал страх с религиозным отчуждением; преодоление страха возможно через реализацию принципа "человек человеку Бог". По Ф. Ницше, христианская мораль основана на страхе: человек "отвоевал себе право быть жалким и недостойным в абсолюте". Страх развивается до состояния рессентимента, трактуемого как соединение бессилия, зависти и страха. Этой морали, по Ницше, следует противопоставить мораль сверхчеловека, основанную на бесстрашии и правдивости.