Посредники
Говоря о посредниках рынка транспортных услуг, имеют в виду, прежде всего, функцию посредничества между клиентом и перевозчиком.
Посредники, к числу которых относятся экспедиторы (forwarders), агенты (agents) и брокеры (brokers), играют исключительно важную роли на рынке транспортных услуг. Согласно "классическому" подходу, указанные типы посредников занимают на рынке следующее положение:
— экспедиторы действуют в интересах и от имени грузоотправителей, подыскивая перевозчиков, определяя наилучший маршрут доставки, оформляя необходимые документы и т.д.;
— агенты действуют в интересах и от имени перевозчиков, рекламируя на рынке их услуги, подыскивая грузоотправителей и заключая с ними соответствующие договоры;
— брокеры занимают нейтральное положение на рынке, действуя на основе разовых посреднических сделок и не имея права заключать долгосрочные соглашения ни с перевозчиками, ни с грузоотправителями.
Такое разделение функций посредников традиционно отражалось в транспортном законодательстве ряда стран и продолжает определять основной профиль деятельности большинства операторов данного сегмента. Вместе с тем на современном рынке транспортных услуг границы между различными типами рыночных посредников — как и границы между посредниками и перевозчиками — становятся все более условными. Это обусловлено, с одной стороны, общей тенденцией дерегулирования экономики, с другой — стремлением любого транспортного оператора предложить клиентам максимально широкий спектр услуг.
Более подробно деятельность экспедиторов и других посредников рынка транспортных услуг описана в параграфе 6.2.
Использование транспорта для собственных нужд
Этот сектор представлен, прежде всего, перевозчиками собственных грузов или перевозчиками за собственный счет (private earners, own account carriers). К ним относятся предприятия и предприниматели, занятые в нетранспортном бизнесе и использующие транспортные средства для обеспечения потребностей этого бизнеса.
Перевозчики собственных грузов могут владеть активами любых видов транспорта, а диапазон их деятельности очень широк — от строительной компании, имеющей парк самосвалов, до крупного нефтяного трейдера, оперирующего собственным танкерным флотом. Весьма разнообразны и организационные формы использования собственного транспорта — от парка автомобилей, который числится на общезаводском балансе, до выведенной на аутсорсинг специализированной транспортной компании, которая действует, фактически, как наемный перевозчик, обслуживая различных клиентов в системе "материнского" холдинга. Разнообразие организационных форм влечет за собой и различия в регулировании деятельности перевозчиков собственных грузов.
Доля перевозчиков собственных грузов неодинакова для разных стран и видов транспорта. Наиболее велико значение данного сегмента в автотранспортной отрасли, поскольку грузовой автомобиль является наиболее доступным транспортным средством. В странах ЕС перевозчики собственных грузов выполняют около трети суммарного грузооборота.
Во времена жесткого экономического регулирования в развитых странах для выполнения перевозок за собственный счет требовалось подтверждение соответствия ряду требований и получение специальной лицензии. В настоящее время доступ в данный сектор все чаще носит регистрационный характер. Основным требованием при этом является выполнение стандартов обеспечения безопасности транспортного процесса, наиболее частым ограничением — запрет работы по найму.
Данное ограничение имеет веские экономические основания. Бизнес в промышленности, строительстве или торговле, как правило, дает более высокую прибыль, нежели транспортировка, а инвестиционные возможности крупных торговых или промышленных предприятий могут многократно превосходить потенциал предприятий, для которых перевозки являются единственным источником доходов. Это может привести к несправедливой конкуренции по отношению к наемным операторам, которые не имеют иных источников дохода, кроме перевозок.
Использование транспорта для собственных нужд не ограничивается эксплуатацией транспортных средств. Крупные промышленные или торговые компании могут иметь сеть собственных терминалов, а иногда и пути сообщения, закрытые для общественного пользования.
Коммерческий транспорт (commercial transportation). Этот сектор образуют в совокупности рынок транспортных услуг и сектор использования транспорта для собственных нужд. Их объединяет предмет транспортировки, которым является товар, или, иначе, грузы коммерческого оборота.
Затраты, связанные с транспортировкой в секторе коммерческого транспорта, формируют транспортную составляющую в конечной цене товара: при использовании услуг наемных операторов — через тариф, при использовании собственного транспорта — через себестоимость транспортировки. Распределение перевозок между собственным и наемным транспортом отражает качество транспортного обслуживания различных отраслей и, наряду с прочими факторами, существенно влияет на уровень транспортных издержек в экономике.
Необходимо учитывать, что трактовка понятия "коммерческий транспорт" не является единой и общепринятой. Термины "коммерческий перевозчик", "коммерческая перевозка" используются некоторыми европейскими и российскими источниками для обозначения оператора или вида деятельности, связанных с извлечением прибыли из предоставления транспортных услуг, т.е. с транспортировкой по найму. В России, кроме того, коммерческими перевозчиками именуют иногда частные транспортные компании в противовес государственным. Эти различия необходимо учитывать при изучении литературы в нормативных правовых актов.
За пределами сектора коммерческого транспорта действуют некоммерческие пользователи транспортных средств — организации и лица, использующие транспортные средства для транспортировки грузов вне коммерческого оборота. Примером является использование транспорта в различных государственных и коммунальных структурах. Крупнейшим некоммерческим пользователем транспортных средств являются вооруженные силы.
Выполняя транспортировку исключительно для нужд некоммерческих структур, такие пользователи не ориентированы на извлечение прибыли из перевозок, не обеспечивают получения прибыли в производстве, не являются субъектами рыночной конкуренции. Поэтому они не являются субъектами экономического регулирования, подчиняясь только требованиям по безопасности и правилам организации труда.