Посредничество (медиация) – разрешение спора посредством активной деятельности независимого третьего лица
В динамике частноправовых конфликтов посредничество также является одним из первых правовых средств альтернативного разрешения и урегулирования споров, положительно зарекомендовавших себя во всех правовых системах. На сегодняшний день медиация адаптирована и распространена в США, Германии, Новой Зеландии, Канаде, Австралии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Швейцарии, Австрии[1].
Преимущества этого способа перед судебной системой – оперативность, отсутствие публичности, нередко добровольное разрешение ситуаций, возможность самостоятельного выбора лиц, рассматривающих и разрешающих спор, большая вероятность сохранения дружеских и партнерских отношений после разрешения спора, отсутствие жестких процессуальных форм – очевидны. Положительным моментом является и то, что медиация не подменяет судебную деятельность, а существует параллельно, во взаимной связи с ней.
Впервые на уровне кодифицированного правового акта упоминает о потенциальной возможности посредничества АПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 135 которого обязывает суд разъяснить сторонам право передать спор на разрешение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора.
Согласно ч. 2 ст. 138 АПК РФ урегулирование спора возможно путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур, не противоречащих федеральному закону. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что стороны в рамках рассмотрения спора арбитражным судом вправе обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора.
В зарубежных странах (СШЛ, Германия, Польша, Франция и др.) адвокаты давно уже зарекомендовали себя в качестве профессиональных посредников[2]. Гонорары у них ничуть не меньше, чем у "традиционных" адвокатов, разрешающих спор через суд.
Как полагает А. М. Понасюк в своем труде "Медиация и адвокат", "среди юридических профессий именно профессия адвоката, исходя из специфики и области деятельности, ближе к возможностям проведения медиации. Принимая во внимание относительную популярность и многочисленность адвокатуры, активное содействие адвокатов в продвижении медиации способно дать положительные результаты уже в ближайшей перспективе"[3].
Понятно, что кроме юридических знаний адвокатам-посредникам необходимы знания и навыки из других областей науки, прежде всего психологии, социологии, экономики. Например, в соответствии с законодательством зарубежных стран посредником в идеальном варианте должно являться лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, навыки и опыт, позволяющие помочь сторонам прийти к разрешению спорных вопросов; в то же время каких-то общих обязательных требований для посредника не предусмотрено. Посредник должен быть независимым, так же, как судья или арбитр, и соблюдать нейтралитет по отношению к участникам спора, а его задача – помочь сторонам найти те решения в споре, по которым могут быть достигнуты соглашения[4].
Итак, посредничество характеризуется привлечением третьей стороны (посредника), вступающей во взаимодействие с конфликтующими сторонами для поиска компромисса и соглашения спорящих, в процесс урегулирования спора по волеизъявлению лиц, материально-правовые притязания которых противоречат друг другу.
Суть процедуры заключается в том, что посредник, используя определенную методику, опыт, специальные знания, психологические приемы, оказывает сторонам содействие в ведении переговоров и способствует достижению между ними взаимоприемлемого соглашения. Основу составляет переговорный процесс между сторонами с тем отличием, что в нем для оказания помощи участникам спора действует незаинтересованное лицо.
Процедура медиации основывается на принципах равноправия сторон; нейтральности посредника; добровольности; конфиденциальности.
Преимущества медиации перед судебным разбирательством:
– вступление в процесс медиации для сторон является добровольным, а медиатор выбирается сторонами (сходство с третейским судом);
– при медиации стороны, а не медиатор выбирают решение;
– в суде стороны обязаны подчиниться судебному решению, а в медиации – добровольно принимают на себя обязанности выполнять принятые ими совместно решения;
– поиск согласия, а не "правого и виноватого";
– право в любой момент отказаться от проведения медиации;
– соблюдение тайны;
– процесс непродолжительный, менее затратный.
Посредник – это беспристрастное и независимое физическое или юридическое лицо, обладающее необходимой для участия в урегулировании конкретного правового конфликта квалификацией и давшее согласие на выполнение посреднических функций. Он осуществляет свои функции на основе письменного договора возмездного оказания услуг, заключенного между ним и сторонами спора, в котором стороны могут определить функции, права и обязанности посредника.
При урегулировании спора с привлечением посредника важно четко определить порядок реализации данного способа и оптимальный срок, в течение которого медиация может продолжаться. Исходя из принципа добровольности обращения к посреднической процедуре се срок должен определяться самими сторонами, хотя на практике "оптимальный “средний” срок медиации – один месяц"[5].
Процесс посредничества считается эффективным, когда стороны удовлетворены мировым соглашением, порядком его достижения и процедурой ведения переговоров.
Процесс посредничества включает несколько этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Подготовка к посредничеству включает в себя следующие действия посредника:
– обсуждение с каждой из сторон их участие в процедуре медиации;
– сбор информации о рассматриваемом деле;
– диагностика спора (конфликта);
– подготовка соответствующей посреднической сессии.
Этапы проведения посредничества (медиации) состоят из вступительного слова медиатора, выступлений сторон, дискуссии, общения медиатора с каждой стороной наедине, формирования повестки переговоров, выработки предложений, подготовки соглашения и завершения процедуры[6].
Заметим, что именно юридическое закрепление всей процедуры посредничества в виде соглашения об урегулировании спора является итоговым звеном медиации. Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении примирительной процедуры, заключается в письменной форме, подписывается сторонами и содержит данные о сторонах спора, об обязательстве, по которому возник спор, о проведенной примирительной процедуре, посреднике, а также согласованные сторонами условия, размер и срок исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.
При неисполнении Соглашения об урегулировании спора стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Российское законодательство также предусматривает институт медиации. Так, с 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", который разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений и регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Если споры возникли из иных отношений, действие рассматриваемого Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Положения данного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в ст. 3 устанавливает принципы проведения процедуры медиации, к которым относятся:
– добровольность;
– конфиденциальность;
– сотрудничество и равноправие сторон;
– беспристрастность и независимость медиатора.
При этом процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон.
Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляет медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора – как на платной, так и на бесплатной основе, либо организация, осуществляющая деятельность но обеспечению проведения процедуры медиации (юридическое лицо), – на платной основе. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" предъявляет к медиатору, осуществляющему деятельность на непрофессиональной основе, следующие требования: достижение возраста 18 лет, полная дееспособность, отсутствие судимости (ст. 15). Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование но вопросам применения процедуры медиации (ст. 16). Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность; в то же время медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное нс предусмотрено федеральными законами.
Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" при проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином, а медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.
Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом состоит из трех этапов.
1. Применение процедуры медиации, которое осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.
2. Проведение процедуры медиации, которое осуществляется в порядке, установленном сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, правила проведения процедуры медиации, в которых должны быть указаны:
1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;
2) порядок выбора или назначения медиаторов;
3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
3. Прекращение процедуры медиации, наступающее в связи со следующими обстоятельствами:
1) заключение сторонами медиативного соглашения – со дня подписания такого соглашения;
2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям – со дня подписания такого соглашения;
3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, – в день направления данного заявления;
4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации – со дня получения медиатором данного заявления;
5) истечение срока проведения процедуры медиации – со дня его истечения с учетом положений ст. 13 рассматриваемого Федерального закона.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора, но не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.
Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в ст. 18 предусматривает возможность создания в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств саморегулируемых организаций медиаторов в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов закреплены в ст. 19 Федерального закона.
В связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" были внесены изменения в ГК РФ, АПК РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", ГПК РФ, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ΦЗ "О рекламе" (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”").
Иные способы альтернативного разрешения споров являются предметом самостоятельного изучения в курсах трудового права (деятельность комиссий по трудовым спорам, примирительных комиссий, посредника и трудового арбитража); гражданского права (претензионный порядок разрешения споров); арбитражного процессуального и гражданского процессуального права (мировое соглашение и третейское разбирательство). Адвокат вправе участвовать в этих процедурах в качестве представителя сторон с оформлением своих полномочий в соответствии с законодательством об адвокатуре и процессуальным законодательством.