Последствия информатизации труда
Одним из результатов информатизации труда и производства стало изменение организационной структуры предприятий, другими словами "уплощение" или "расслоение" (de-layering), предполагающее прямое сокращение одного или нескольких управленческих слоев. Этот феномен еще называют "горизонтальной организацией". Наряду с уплощением иерархии на производстве наблюдается тенденция увеличения ответственности, т.е. минимальный состав руководства управляет большим количеством работников. Произошел переход от традиционного соотношения "один руководитель на 6—10 служащих" к приемлемому в настоящий момент "один руководитель на 30 и более служащих". При этом тенденция понижения уровня защищенности может отрицательно сказаться не только на работниках, по и па самой компании.
Интересный факт.
Компания Microsoft устроена по принципу двухслойного трудового коллектива, где сердцевину представляют "майкросерферы", т.е. постоянные служащие с пособиями и щедрыми опционами, которые стояли у истоков открытия компании, а периферию — от 4000 до 5750 временных работников, не имеющих никаких привилегий и дополнительных стимулирующих программ. При этом задачи у временных работников во многом схожи с задачами постоянных, а некоторые из них (примерно треть) работают уже так долго, что их можно назвать "вечно временными". Временные работники могут работать параллельно на конкурентов или все время переходить из одного лагеря в другой, или же вовсе становиться хакерами и использовать свои знания против корпорации, которая раньше хоть как-то их кормила.
Система трудовой организации в компании Microsoft интересна тем, что сочетает в себе два разных вида работников и третье "переходное" звено. В такой организации противопоставляются служащие с фиксированной ставкой, занимающие определенное место в большой компании, и временные работники, которые вносят определенный вклад в общую деятельность компании. Труд последних может вознаграждаться разными способами: заработная плата, гонорары, авторские права, патенты. Однако, как правило, при всех своих способностях и достижениях они остаются в ранге временных работников. Это объясняется тем, что реструктуризация рабочей силы позволяет сократить "ненужный" штат и тем самым увеличить доходы компании. Так, на последнем этапе этих изменений в организации штат корпорации сократился на 19%, а доходы в итоге выросли на 91%.
В информационном обществе изменяется не только продукт, который становится информационно емким, изменяется работник, становясь носителем определенного количества информации, от качества которой зависит его трудоустройство, и, впоследствии, социальное положение. Имеющийся набор компетенций, успешный опыт участия в различных проектах в совокупности с коммуникативными способностями, личными качествами позволяют спрогнозировать развитие работника в данной профессии, произвести своего рода оценку человеческого капитала. Однако, несмотря на это, даже обладая высокой информационной составляющей, "напичканные" знаниями специалисты, выпускники вузов, как правило, не сразу находят работу, а многие вообще оказываются безработными.
Безработица дипломированных специалистов не была секретом, хотя и не шла в сравнение с безработицей менее образованного слоя. Нели предприятия и продолжают предлагать возможности карьерного роста самым способным работникам, сейчас они в любом случае не предоставляют долгосрочных гарантий. Образование как лучшая страховка от безработицы или лучшая гарантия трудоустройства не выдерживает критики, когда при практически равноценных дипломах молодые специалисты оказываются на более низких ступенях карьеры по сравнению с их предшественниками в том же возрасте. Более того, сегодняшним специалистам приходится поработать на каких-то случайных местах, что сейчас является характерной чертой вступления в профессиональную жизнь.
Изменения в труде порождают новые формы угнетения работника, которые сначала могли казаться благами. Индивидуальное развитие, способность к самореализации становятся не повой возможностью, а навязанной необходимостью. Новая модель управления трудовой деятельностью осуществляется преимущественно за счет снижения социальной защищенности. Автономность современного работника — это не его выбор, а скорее принуждение, что уже нельзя считать синонимом свободы. Наемный работник должен уметь искусно продавать свою рабочую силу, связанные с этим трудности оказываются причиной роста безработицы и снижения гарантии занятости.
Новая система контроля, надзора нависает над работником и в сфере интеллектуального труда. Растет количество ограничений, навязанных руководством, детальное описание исполняемых обязанностей, действий, систематический контроль за выполнением работы каждым сотрудником. Контроль со стороны коллег, со стороны конкурентного рынка, и, наконец, компьютерный контроль в режиме онлайн (реального времени) дополняют друг друга и оказывают постоянное давление над человеком.
Использование новых технологий — это возможность увеличить давление на наемных работников. У сотрудника, использующего информационные технологии, работа чаще менее тяжелая физически, но он испытывает большее давление спроса. Такие трудящиеся более независимы, выше оплачиваются, но жесткие сроки, в которые они должны уложиться, играют все более важную роль. Информатизация тем самым сопровождается более высоким уровнем психологических нагрузок на работника, гак как растет требование к вниманию, бдительности, постоянной готовности к работе, концентрации.
Итак, новые технологии позволяют, с одной стороны, внедрить контроль над процессом производства, а с другой — обеспечить регистрацию событий и действий, дистанционный контроль в реальном времени или возвращение к прежним операциям, например, в случае судебного разбирательства.