Последствия инфляции для экономики
К чему же приводит наличие инфляции в экономике?
Инфляционные эффекты можно подразделить на явления краткосрочного и долгосрочного характера.
Краткосрочные эффекты
Краткосрочные последствия инфляции проявляются сразу и непосредственно после того, как цены начали свой бесконечный рост. Среди краткосрочных эффектов инфляции можно выделить такие.
1. Бегство от денег.
Деньги как актив не приносят своему владельцу никакого дохода (по сравнению с ценными бумагами или реальными активами вроде недвижимости). Люди предъявляют спрос на деньги потому, что им необходимо расплачиваться по текущим платежам сегодня и планировать расходы на будущее, а деньги – наиболее ликвидный актив. Именно ликвидность – способность денег превращаться в любой другой товар быстро и без потери стоимости – привлекает домохозяйства и фирмы.
В период инфляции стоимость денег подвергается обесценению. И чем выше темп инфляции, тем быстрее происходит падение покупательной способности денег. Владение деньгами становится убыточным. Поэтому экономические агенты стараются избавиться от денег как можно быстрее после их получения. Индивиды направляются в магазины и закупают то, что еще им доступно. Компании приобретают акции и облигации, недвижимость и оборудование, вкладывают средства в различные инвестиционные проекты, как только наличность к ним притекает. Этот процесс называется "бегство от денег". Деньги теряют свою ликвидную привлекательность. Скорость обращения денег резко увеличивается. Спрос на деньги падает. Наблюдается возврат к бартерным сделкам. Возникают разного рода квазиденьги, например товарные векселя крупных компаний, облигации муниципалитетов, натуральные сборы. Из-за расстройства национальной денежной системы национальная валюта теряет привлекательность в глазах национальных и зарубежных экономических агентов, которые в деловых операциях начинают использовать более стабильные валюты, в частности доллар США. Речь идет о долларизации экономики в большей или меньшей степени, когда доллар США становится параллельной валютой обращения.
2. Инфляционный налог.
Обесценение денег означает, что государство, приобретая товары и услуги индивидов и фирм, расплачивается за них по более низкой цене. Вспомним, что печатание денег обходится центральному банку в символическую сумму. Издержки на производство любой купюры гораздо меньше ее номинальной стоимости. Деньги для государства практически бесплатны. А когда в экономике наблюдается инфляция, государство в отличие от прочих экономических агентов может напечатать ту сумму, которая государству требуется. Оплата становится для государства легким делом. Номинальная цена для государства означает гораздо меньше, чем стоит товар или услуга в реальности. Поставляя в оплату обесценившиеся деньги, государство тем самым навязывает домохозяйствам и фирмам дополнительный инфляционный налог, который сокращает реальную выручку частного сектора.
3. Издержки "стоптанных туфель".
В условиях инфляции деньги обесцениваются очень быстро. Поэтому, как только денежный доход перечислен работодателем или деловым партнером на счет индивида, он предпочтет перевести денежную сумму в реальный актив, обладающий более стабильной внутренней стоимостью. Увеличиваются транзакционные издержки людей в виде времени и дополнительных усилий, связанные с походом в банк, снятием наличности или переводом текущих депозитов в магазины в счет оплаты покупок товаров и услуг. Люди быстрее "стаптывают туфли", отправляясь в банк или другой финансовый институт гораздо чаще.
4. Издержки меню.
Когда цены растут непрерывно и меняются несколько раз в неделю или даже в день, фирмы, особенно торговые организации, вынуждены чаще изменять торговые ярлычки, вывешивая новое меню цен с каждым новым витком инфляции. Новые цены требуют дополнительных затрат: это и реальные издержки на оформление нового прейскуранта цен, и альтернативные издержки сопоставления цен для поиска оптимальной ценовой структуры, как на разные товары в одном и том же магазине, так и на один и гот же товар в разных торговых точках.
Кроме того, быстрое изменение цен затрудняет потребителям поиск наилучшего варианта покупки. Сравнение цен в разных магазинах и у разных производителей оказывается зачастую неадекватным, трудоемким и неэффективным.
5. Новый налоговый диапазон.
Когда инфляция продолжается какой-то период времени, люди приспосабливаются к инфляционным процессам, включая темпы инфляции и инфляционные ожидания в деловые контракты и в свои будущие доходы. Путем увеличения номинальных выплат индивиды пытаются удержать реальную покупательную способность денег от падения. Однако здесь для них возникает неприятный сюрприз.
Рост номинального дохода домохозяйства или фирмы при прогрессивной налоговой шкале передвигает экономического агента из более низкого в более высокой налоговой диапазон. Индивид или фирма вынуждены платить более высокие налоги с доходов, которых реально они не получали.
Пусть, например, доход индивида в прошлом году при отсутствии инфляции составил 100 тыс. ден. ед. Предположим, налоговая ставка для такой суммы равняется 10%. Тогда реальный налоговый сбор в прошлом году был равен 10 тыс. ден. ед. В этом году цены выросли в два раза. Индивид смог получить от работодателя полную компенсацию инфляционных потерь дохода, так что его текущий доход составил 200 тыс. ден. ед. Но для данной величины ставка подоходного налога увеличивается до 15%. Теперь индивид должен заплатить 30 тыс. ден. ед. налоговым органам. Реальная сумма налога составит . Реальное налоговое бремя увеличилось в полтора раза, хотя реальный доход индивида не изменился.
Подобные налоговые искажения – в области подоходного налога, налога на прибыли компаний, налога на добавленную стоимость, налога на выигрыш от курсовой разницы биржевых бумаг и т.д. – сокращают располагаемые доходы индивидов, что уменьшает потребительские расходы, и оказывают негативное влияние на инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается, что снижает уровень жизни людей и может привести к кризисным явлениям в экономике. Инфляция может перейти в стагфляцию.
6. Сеньораж.
Разница между номинальной стоимостью денежной массы, выпускаемой государством, и крайне низкими издержками производства денег, составляют доход государства, называемый сеньоражем. Сеньораж представляет собой денежное выражение монопольной власти центрального банка в области денежного обращения.
В реальном выражении величина сеньоража находится как частное от деления прироста денежной массы в текущем периоде на индекс цен:
где М – денежная масса, выпускаемая ЦБ; Р – уровень цен.
Можно расписать величину сеньоража следующим образом:
где т – темп прироста номинальной денежной базы; – номинальная денежная база; – реальная денежная база.
Таким образом, величина сеньоража определяется двумя факторами: 1) темпом прироста номинальной денежной массы (денежной базы в первую очередь): и 2) темпом инфляции, динамикой уровня цен: .
Когда государство увеличивает предложение денег, то первоначально прирост денежной массы оказывает положительное влияние на сеньораж. Величина сеньоража возрастает, а значит, возрастает доход государства. Однако если ЦБ продолжает наращивать денежную базу и экономика вступает в инфляционную спираль, инфляция подрывает сеньораж. Реальные поступления от сеньоража сокращаются.
Каков оптимальный уровень прироста денег, максимизирующий сеньоражные поступления в бюджет?
Целесообразно здесь воспользоваться функцией спроса на деньги в условиях инфляции, функцией Кейгана:
Пусть – полное предвидение инфляции.
Тогда условие первого порядка для нахождения максимума сеньоража равно
Откуда получаем: .
Оптимальный прирост денежной массы определяется не максимально возможной его величиной, а находится на основе максимизации функции сеньоража. Графически это вершина функции сеньоража (рис. 12.6).
Рис. 12.6. Функция сеньоража и прирост денежной массы
Эмпирические исследования показывают, что максимальная величина доходов от сеньоража достигается при темпах инфляции (и прироста денег) на уровне 7,2-7,9% в год. Однако, как правило, правительства значительно
превышают данную допустимую величину. Это происходит потому, что краткосрочные эффекты прироста денежной массы превышают – в силу медленной реакции экономики – негативные последствия падения сеньоражного дохода. Каждое правительство надеется, что ему удастся получить текущие положительные результаты инфляции без ее негативных эффектов в более долгосрочной перспективе.