Последовательное доказательство тезиса
Задача автора – доказать тот тезис, которому посвящен текст. Для этого существует огромное количество способов. Имеется целая теория аргументации, в которой прописаны приемы доказательств. В рамках учебника, конечно, нет возможности их все изложить, по важнейшие моменты этой теории следует иметь в виду.
Доказательство может иметь вид логических умозаключений, например:
Традиционно считается, что поколения сменяют друг друга раз в 20–25 лет. Почему же я заговорил вдруг о 10 годах? <...> Поскольку темп жизни в современном мире все более ускоряется, то и различия между людьми разных возрастов накапливаются все быстрее. Потому-то я и заговорил об ускоренной смене поколений.
Нередко автор заставляет поверить себе благодаря яркости, образности и высокой эмоциональности речи: Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья! Конечно, с научной точки зрения трудно считать, что А. С. Пушкин доказал неизбежность восхода "звезды пленительного счастья", но вполне можно сказать, что убедил. Специалисты знают, что эмоциональная аргументация работает лучше логической, рациональной.
Наконец, убедить может какой-то яркий образ, поданный визуально или созданный словами. Так, В. В. Маяковский, которого можно назвать не только одним из величайших поэтов XX в., но и замечательным пропагандистом и копирайтером, в стихотворении "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка" приводит тезис в последней строфе:
Я знаю – город будет,
я знаю – саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!
Для доказательства этого положения автор приводит образ строителей, стойко переносящих трудности:
По небу тучи бегают,
дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"
Тот же образ повторяется и в следующих строфах, что подводит к выводу, который воспринимается как уже доказанное. Здесь имеет место образная аргументация. К ней часто прибегают публицисты, рекламисты, авторы PR-текстов.
Доказательство может следовать за тезисом, и тогда говорят, что автор использует прямую аргументацию. По бывает и обратная аргументация, когда автор исподволь подводит читателя к нужному выводу, что можно видеть на примере стихотворения В. В. Маяковского.
Стоит упомянуть и о так называемой скрытой, или имплицитной, аргументации, которая восстанавливается читателем. Так, в знаменитом рекламном слогане: Тефаль, ты всегда думаешь о нас! тезисом (и не очень скрытым) является положительная характеристика марки и изделий. Однако аргументацию выстраивает не автор, а читатель: заботишься, значит, хороший', послание, скрытый тезис, практически всегда доказывается имплицитно.
Убеждать могут примеры, аналогии, цитаты авторитетных авторов, традиционные представления народа вроде уверенности в том, что главная ценность – дети. Грамотный автор использует все необходимые средства, выстраивая текст как доказательство своего тезиса, а подспудно – и задуманного послания.
Итак, композиционная стройность текста означает, что главный тезис доказан автором последовательно и логично. Однако на практике это сделать весьма непросто. Автору приходится думать о выразительности, подбирать нужные слова, а это может увести в сторону от основной мысли, и редактор будет вынужден отмстить нарушения логики изложения. Вот почему начинающим авторам настоятельно рекомендуется составлять план будущего текста.
Рекомендация автору
Итак, прежде всего сформулируйте и запишите тему вашего текста, затем тезис, который вы должны доказать; для публицистического, рекламного и PR-текста нс забудьте о послании, или скрытом тезисе. Прежде чем приступить к работе, составьте план, по которому вы будете приводить ваши доводы, примеры, факты.