Последние годы
В 1957 г. 44-летнему Камю, самому молодому среди писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. В своей Нобелевской речи он изложил свою жизненную философию. А год спустя в письме к Б. Пастернаку выразил солидарность с ним, когда того вынудили от премии отказаться. Еще ранее он опубликовал свой второй по значимости после "Мифа о Сизифе" философский трактат "Бунтующий человек", в котором прокламировал тезис: "Я бунтую, следовательно, мы существуем". Трактат этот вызвал неудовольствие марксистской критики, в СССР поклонники Камю старались о нем не упоминать.
Для Камю приемлем лишь "бунт метафизический". Он в самой природе человека, протестующего против абсурдной действительности. В итоге он ведет к самоусовершенствованию личности. Противопоставляет индивидуальный "бунт" и "революцию". Последнюю считает "химерой", которая ведет лишь порабощению и тоталитаризму. В итоге он даже уравнивает Сталина и Гитлера. Трактат вызвал расхождение Камю с Сартром по принципиальной проблеме выбора. Сартр, близкий в начале 1950-х гг. с левыми, упрекал Камю в том, что тот занимает пассивную позицию и не желает открыто вмешиваться в политическую борьбу.
Жизнь Камю была безжалостно оборвана на нике творческих исканий: он погиб в I960 г. в результате автомобильной катастрофы. В машине была обнаружена рукопись незавершенного романа "Первый человек", опубликованного в 1994 г.
Камю проделал непростую внутреннюю эволюцию, но при этом его художественный мир органичен и целен. Он сам группировал свои произведения разных жанров по определенным циклам. Один из его исследователей С. Фокин выделяет в его развитии четыре этапа: раннее творчество (1932-1938), "абсурд" (1938-1941), "бунт" (1941-1952), "любовь" (1952–1960). Автор одной из лучших работ о Камю С. Великовский определял сто сущность в заголовке своего труда "Грани “несчастного сознания"" (1973).
"Записные книжки": философия Камю
В течение почти четверти века (1935–1959) писатель вел дневник, а также пополнял записные книжки, которые называл тетрадями. Как и "Записные книжки" Чехова, они приоткрывают его творческую лабораторию. Мир исканий и размышлений. Их отзвуки ощутимы в его художественных текстах.
Приведем некоторые из его сентенций, относящиеся к нему самому, к морали, этике, политике.
"Иногда я чувствую, как меня охватывает бесконечная нежность ко всем людям вокруг – людям, что живут в моем веке".
"Нобелевская премия. Странное чувство уныния и меланхолии. В 20 лет я был беден и гол, но именно тогда познал истинную славу".
"То, что я сказал или открыл, может и должно служить другим людям".
"Власть неотделима от несправедливости. Хорошая власть – это здоровое и осторожное управление несправедливостью".
"Сосредоточить в своих руках величайшую власть – не для того, чтобы господствовать, но для того, чтобы давать".
"Жизнь в истине и для истины. Истина того, чем ты являешься изначально. Отказаться от игры с другими. Истина того, что есть. Не хитрить с реальностью. То есть принимать все ее своеобразие и бессилие. Жить в соответствии с этим своеобразием. В центре – творчество и безграничные силы человека, которым, наконец, должно быть дано уважение".
Камю хочется еще долго цитировать. И неслучайно у него частые ссылки на наших Толстого и Достоевского. Камю – большой художник XX в., классик при жизни, обращенный к глубинным проблемам человеческого удела во всем его трагизме. Он притягивает магией самобытного яркого таланта, искренностью, пафосом исканий и способностью к самокритике, а главное – неброским, но глубинным гуманизмом, который всегда необходим людям и составляет неотторжимую сторону писательской деятельности.