Пошлины и тарифы

Самым распространенным типом контроля над внешней торговлей страны через цену товара являются пошлины и тарифы. Оии оказывают огромное влияние на цены в международной торговле (на товарных рынках).

Пошлина – это вид налога на потребление, взимаемый с тех физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (например, заключение договоров об аренде, передаче ценных бумаг, соглашения об опеке). В теории и на практике встречаются разнообразные виды (типы) пошлин:

• биржевая – денежный сбор, взимаемый биржевым комитетом с покупателей ценных бумаг;

• вексельная – денежная сумма, уплачиваемая векселедержателем за совершение нотариусом разных видов протеста;

• дорожная – оплата за проезд;

• патентная – плата за предоставление исключительного права на использование изобретения в соответствии с выдаваемым патентом;

• судебная – оплата за рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб юридическими лицами и гражданами. Существуют и другие виды пошлин. Нас же интересуют пошлины государственная, внешнеторговая, таможенная, портовая, а также некоторые их разновидности.

Государственная пошлина – это денежные суммы, взимаемые специально уполномоченным учреждением за совершение действия в интересах предприятий, организаций и граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Таможенная пошлина – это налог, который взимается в связи с ввозом иностранных товаров в страну (импортная пошлина), вывозом отечественных товаров за границу (экспортная пошлина) или при транзите товара (транзитная пошлина). Таможенная пошлина, в свою очередь, подразделяется на ряд видов.

Внешнеторговая пошлина – это государственный сбор (налог), которым облагаются товары, пропускаемые через таможенную границу данной страны. Пошлина может устанавливаться в виде денежного налога в расчете на единицу товара, в этом случае она называется специфической. Пошлину можно также установить в виде процента от стоимости продукции, в этом случае она называется адвалорной (или стоимостной) пошлиной (от лат. advalorem – сообразно цене, согласно оценке). Часто на один и тот же товар одновременно устанавливаются и специфическая, и адвалорная пошлины, в этом случае пошлина называется смешанной. Специфическую пошлину установить легче, поскольку таможенным служащим нет необходимости определять стоимость, по отношению к которой следует рассчитывать процент.

Список товаров, облагаемых внешнеторговой пошлиной, и ставки таможенных пошлин приводятся в Таможенном кодексе РФ.

Портовая пошлина – это сумма, уплачиваемая судовладельцем за возможность войти в док в некоторых портах и гаванях.

Имеющая скромное значение для промышленно развитых стран ввозная пошлина является главным источником дохода для многих развивающихся стран. Благодаря этому органы власти обладают большими возможностями контроля над определением объема и характера товаров, пересекающих границы страны, и над сбором налогов на них, чем над определением и сбором личных и корпоративных подоходных налогов.

Вплоть до Второй мировой войны основным источником дохода для некоторых стран были транзитные пошлины. Но большинство их было отменено в ходе торговых раундов ГАТТ/ВТО еще до начала работы Дохийского раунда (2001).

Тариф – это система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые организациями и компаниями населению и разным учреждениям, а также системы ставок оплаты труда. Типы и виды тарифов различны.

Таможенный тариф – это инструмент регулирования внешней торговли, который представляет собой систематизированный по группам товаров перечень пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров (содержит наименования товаров, единицы обложения и ставки пошлин). Таможенные тарифы подразделяются на автономные – устанавливаются государствами в одностороннем порядке; конвенционные – устанавливаются государствами на базе международных соглашений (они содержат более низкие ставки) и совмещенные – соединяют оба вида таможенного тарифа, применяя к разным странам различные подходы.

Тариф в виде налога на доход наиболее часто применяется к импорту, однако многие страны, экспортирующие сырье, широко применяют и вывозные пошлины, воздействуя на стоимость товара.

Экспортный тариф – вид налога, применяемый в целях государственного регулирования поставок за рубеж определенных товаров.

Одна из основных проблем экономики – тарифный режим развитых стран в отношении изделий обрабатывающей промышленности, экспортируемых из развивающихся стран, которые стремятся диверсифицировать и увеличить свои доходы путем добавления стоимости производства к стоимости экспорта сырья. Сырьевые материалы часто поступают на рынки развитых стран беспошлинно, однако после обработки те же самые материалы обычно облагаются пошлиной. Это затрудняет для развивающихся стран поиск внешних рынков для реализации продукции их обрабатывающей промышленности. К тому же многие товары, которые они могли бы эффективно производить, выпускаются в промышленно развитых странах.

Конкуренция со стороны развивающихся стран приводит к формированию "групп давления", стремящихся не допустить товары из этих стран на рынки развитых стран. Другая проблема заключается в том, что, хотя товары из развивающихся стран подпадают под действием льготного режима импорта, большинство успешных развивающихся стран достигают предела экспорта, после которого теряют льготный статус. Так, например, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Южная Корея имели продолжительное время льготный режим в торговле с США. Однако в конце 1990-х гг. этот режим США отменили, поскольку названные регионы сильно укрепили свой торгово-экономический потенциал, и кое-где их товары стали теснить товары американских корпораций. Специальный режим в свое время возник в результате давления развивающихся стран в ЮНКТАД. Он известен как Всеобщая система преференций (Generalized System of Preference). Этот режим, подвергаясь изменениям и модификациям, формально действует и сегодня.

Задачи, которые обычно ставят государства в области внешней торговли, состоят не только в воздействии на условия торговли, но и в перераспределении доходов, поддержке ключевых отраслей национальной экономики, улучшении платежного баланса и т.д. В результате действия экспортных тарифов и субсидий возникает разница между мировыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа состоит в большей цене импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей.

Экспортная субсидия – это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате повышается цена этих товаров внутри страны и соответственно появляется стимул для расширения их производства. Изменение цен в результате роста величины пошлин и тарифов воздействует как на относительное предложение, так и на относительный спрос, и соответственно изменяются торговые условия как внутри страны, так и на рынках других стран.

Воздействие тарифов и субсидий на мировую торговлю зависит от двух факторов: от мощности производства и величины страны. Например, если США вводят 20% тариф на импорт, то, по некоторым оценкам, условия торговли для этой очень крупной страны могут улучшиться на 15%. Это значит, что цены па импортные товары в США упадут на 15% по сравнению с ценами на экспортные продукты. В результате этих разнонаправленных эффектов от введения тарифа внутренние цены вырастут лишь на 5%. В то же время, если такой тариф введет Люксембург или Парагвай, там условия торговли вряд ли существенно изменятся. Но это допущение оправдывает введение высоких пошлин и тарифов некоторыми государствами, которые прибегают к разного рода уловкам (чтобы не нарушать правила ВТО). На деле повышение пошлин ведет к росту внутренних цен, что отражается на покупательной способности населения.

Считается, что в целом тарифы и субсидии, воздействуя на цену товары, способствуют развитию импортозамещающей тенденции в экономике и подавляют экспортный сектор.