Посемейный анализ социальных представлений о ролевых отношениях в современной семье
На данном этапе эмпирического исследования был выполнен сравнительный посемейный анализ социальных представлений "практиков" (матерей) и "теоретиков" (молодежи) семейных отношений об особенностях ролевых отношений в современной семье. Для этого были выявлены:
– ценностные ориентации респондентов;
– репродуктивная установка на стадии формирования семьи;
– оценки разных жизненных ситуаций;
– субъективные представления о распределении обязанностей между супругами и родителями;
– маскулинные и фемииинные качества "отца" и "матери".
Ценностные ориентации респондентов
Респондентам был предложен список ценностей, которым они должны были присвоить первые, вторые и третьи места по степени важности (табл. 7.3).
Таблица 7.3
Список ценностей
Список |
Студенты, % |
Родители, % |
||||
Первые по важности |
Вторые по важности |
Третьи по важности |
Первые по важности |
Вторые по важности |
Третьи по важности |
|
1. Здоровье (физическое и психическое) |
61 |
22 |
17 |
76 |
14 |
10 |
2. Интересная работа |
13 |
38 |
50 |
17 |
33 |
50 |
3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
29 |
54 |
17 |
21 |
57 |
21 |
4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
27 |
9 |
64 |
– |
10 |
90 |
5. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) |
– |
100 |
– |
– |
– |
100 |
6. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
40 |
20 |
40 |
– |
50 |
50 |
7. Развлечения (приятное, необременительное время препровождение, отсутствие обязанностей) |
33 |
– |
67 |
– |
– |
100 |
8. Счастливая семейная жизнь |
25 |
38 |
38 |
9 |
59 |
32 |
Большинство опрошенных студентов первое место по степени важности присвоили ценностям "Здоровье" и "Саморазвитие", второе – ценностям "Общественное признание" и "Любовь" и третье место – ценностям "Интересная работа", "Развлечения" и "Материально обеспеченная жизнь". Большинство родителей первое место по степени важности присвоили ценности "Здоровье", второе место – ценностям "Счастливая семейная жизнь" и "Любовь" и третье место – ценностям "Общественное признание", "Развлечения" и "Материально обеспеченная жизнь".
Репродуктивная установка на стадии формирования семьи
Вопрос о месте семьи в системе жизненных ценностей, подготовка к роли матери и хозяйки дома наряду с другими социальными ролями, дети и их роль в жизни семьи – все эти проблемы до сих нор находятся вне сферы общественного воспитания. Воспитание, т.е. усвоение социальных норм и правил взаимодействия личностей в группах, происходит в значительной степени в семье и поэтому можно говорить о воспроизводстве репродуктивных установок в семье.
По результатам нашего исследования большинство опрошенных (независимо от репродуктивного статуса) считают, что в семье лучше всего иметь двоих детей.
Если бы респонденты были уверены, что от беременности в их семье родится ребенок определенного пола, то большинство (69% студентов и 67% их родителей) предпочли бы рождение двух детей – мальчика и девочки.
Большинство опрошенных студентов (59%) и родителей (48%) считают, что желательно, но необязательно проводить медицинское обследование психического состояния (психиатрического) будущих супругов; а также большинство студентов (69%) считают, что будущие супруги должны обязательно проходить обследование репродуктивного состояния организма.
Оптимальный возраст женщины для рождения детей: по мнению студентов – от 23 до 25 лет; по мнению родителей – от 23 до 26 лет. Оптимальный возраст мужчины для рождения детей в семье: по мнению студентов – от 26 до 29 лет; по мнению родителей – от 28 до 32 лет.
Оптимальный возраст для рождения первого ребенка в семье: по ответам студентов – от 23 до 25 лет; по ответам родителей – от 22 до 24 лет. Оптимальный возраст для рождения последнего ребенка в семье: по ответам студентов – от 32 до 45 лет; по ответам родителей – от 33 до 37 лет.
У большинства респондентов семейный образ жизни в большей степени ассоциируется с наличием хотя бы одного ребенка (90%), законного супруга (86%) и двух детей (79%).
Далее в табл. 7.4 представлены ситуации, которые, по мнению опрошенных, могут повлиять на увеличение числа детей в семьях.
На первом месте, по мнению студентов и их родителей, возможность зарабатывать столько, сколько необходимо для содержания семьи. Введение весомых надбавок к зарплате при рождении ребенка, сокращение рабочего дня родителям без сокращения зарплаты и увеличение послеродового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, по мнению опрошенных, могут отразиться на увеличении количества детей в семье очень незначительно. Таким образом, респонденты независимо от своего семейного статуса надеются только на себя и на первый план выдвигают материальное обеспечение своей семьи.
Таблица 7.4
Иерархия ситуаций, способных влиять на увеличение числа детей
Иерархия ситуаций, способных влиять на увеличение числа детей (возможно несколько ответов) |
Студенты, % |
Иерархия ситуаций, способных влиять на увеличение числа детей (возможно несколько ответов) |
Родители, % |
Возможность зарабатывать столько, сколько необходимо дня содержания семьи |
61 |
Возможность зарабатывать столько, сколько необходимо для содержания семьи |
61 |
Существенное улучшение жилищных условий |
36 |
Улучшение экономической обстановки в стране |
39 |
Введение весомых надбавок к зарплате при рождении ребенка |
25 |
Существенное улучшение жилищных условий |
32 |
Сокращение рабочего дня родителям без сокращения зарплаты |
25 |
Сокращение рабочего дня родителям без сокращения зарплаты |
18 |
Улучшение экономической обстановки в стране |
25 |
Введение весомых надбавок к зарплате при рождении ребенка |
4 |
Увеличение послеродового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком |
7 |
Ничто из перечисленного не повлияет |
4 |
Ничто из перечисленного не повлияет |
0 |
Увеличение послеродового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком |
0 |
По результатам нашего исследования семьи нередко ограничиваются рождением одного ребенка по трем основным причинам: из-за неудовлетворительных жилищных условий, из-за отсутствия уверенности в быстром улучшении своих условий и из-за того, что воспитание детей затрудняет карьеру (табл. 7.5).
Важно отметить, что любовь к своей профессиональной деятельности играет очень большую роль и при тех же социальных нормах и желаниях оказывается тем фактором, который оказывает влияние на собственные планы.
Нет никаких сомнений в том, что наличие детей в семье в большей степени может быть обусловлено стабильным материальным положением. Однако значение имеет не только размер семейного дохода, но и основной получатель этого дохода – мужчина или женщина в семье, а также источники дохода, место и условия работы женщины.
Определенное значение приобретают место и условия работы женщины. В коммерческом секторе отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком может быть сопряжен с борьбой "за свои права", с потерей должности, необходимой квалификации или быть связан с прямыми материальными издержками, если супруги занимаются индивидуальной деятельностью.
Таблица 7.5
Причины ограничения количества рожденных детей в семье
Причины |
Студенты, % |
Причины |
Родители, % |
Из-за неудовлетворительных жилищных условий |
41 |
Из-за отсутствия уверенности в быстром улучшении своих условий |
56 |
Из-за отсутствия уверенности в быстром улучшении своих условий |
38 |
Из-за неудовлетворительных жилищных условий |
44 |
Из-за того, что воспитание детей затрудняет карьеру |
34 |
Из-за того, что воспитание детей затрудняет карьеру |
37 |
Из-за боязни ответственности за ребенка |
24 |
Из-за боязни ответственности за ребенка |
19 |
Из-за трудностей в уходе за первым ребенком |
17 |
Из-за трудностей в уходе за первым ребенком |
7 |
Из-за необходимости получить образование, повысить квалификацию |
10 |
Из-за необходимости получить образование, повысить квалификацию |
4 |