Порядок уборки общественных помещений гостиницы
Важная роль в гостиничном предприятии отводится центральному холлу или, иначе, вестибюлю, фойе (англ, lobby). Обстановка, стиль, дизайн центрального холла формируют у гостя первое впечатление о гостинице. Первое позитивное впечатление – это залог успеха в дальнейшем. Современная гостиница не только предоставляет номера для проживания, но и является настоящим культурным центром. В последнее время для высококлассных гостиниц характерно наличие атриумов, внутренних двориков. Такие приемы в оформлении гостиничных зданий позволяют зрительно расширить внутреннее пространство отеля. Актуальным па сегодняшний день является функциональное зонирование площади гостиничного вестибюля. Площадь вестибюля, с одной стороны, является единым целым, с другой стороны, выделяются отдельные функциональные зоны, такие как: стойка Front Desk, зона отдыха в окружении растений, ресторан, кафе или бар.
С помощью всевозможных трансформирующихся перегородок, декоративных решеток, расстановки мебели можно в некоторой степени видоизменять пространство вестибюльной группы в зависимости от целей. Площади атриумов, внутренних двориков широко используют для проведения различных культурно-массовых мероприятий (показ мод, выставки картин, презентации и т.д.). Время уборки вестибюля следует выбирать в период его минимальной загруженности.
Центральный холл – это многофункциональное помещение, уборка которого затруднена практически постоянным присутствием в нем клиентов отеля. Как уже ранее говорилось, комплексную уборку такого сложного объекта следует производить в раннее утреннее или ночное время, чтобы уборка была по возможности незаметной для клиентов.
Итак, чтобы основательно и быстро убрать зону холла до появления в ней большого количества людей к 8–9 часам утра, можно порекомендовать распределить работу между горничными следующим образом.
Одна горничная – мытье иола во всем центральном холле. Чистоте твердых полов (полов с твердым покрытием) придают в гостинице очень большое значение. Помимо эстетической стороны, есть еще очень важная на то причина. Нередки случаи, когда клиенты предъявляют претензии, вызванные травмами, полученными в результате падений на полу отеля или с лестниц. Если гостиница не сможет доказать того, что уборочные работы проводятся своевременно и регулярно, то скорее всего страховки по лечению и реабилитации будут выплачены клиенту за счет средств отеля. В этой связи очень важно, чтобы гостиница всегда имела соответствующую документацию (журнал или другую форму) с записями о систематической уборке и контроле чистоты полов. Необходимо использовать предупреждающий знак "Осторожно скользкий пол". Для мытья пола в холле используют моющее средство для ежедневной уборки и защиты полов с твердым покрытием.
Вторая горничная – удаление пыли и загрязнений с мебели и других поверхностей в холле, раскладывание печатной рекламной продукции на журнальные столики, мытье напольных и настольных пепельниц, полив цветов в холле, уборка от загрязнений кадок для растений.
Третья горничная – уборка зоны приема и размещения гостей. В данный объем работы входит, в первую очередь, уборка стойки Front Desk (удаление пыли, загрязнений) с внешней стороны. Затем горничная переходит к уборке рабочих мест сотрудников службы (удаление содержимого корзин для мусора, уборка пыли с рабочих столов и оргтехники). При уборке рабочих мест служащих горничной нужно быть крайне внимательной, стараться не касаться счетов, бланков и других рабочих документов во избежание их пропажи. Лучше, если персонал службы приема и размещения освобождает горничную от уборки в ящиках своих рабочих столов, шкафов для документов и проделывает эту работу самостоятельно. Далее этой же горничной требуется убрать административный блок (служебное помещение персонала службы приема и размещения (Back office)), включая кабинет или рабочее место руководителя службы. Завершается работа чисткой ковровых поверхностей всей зоны службы приема и размещения.
Четвертая горничная – уборка главного (центрального) входа в гостиницу, уборка помещений гардероба и камеры хранения. К уборке главного входа следует относиться очень ответственно. Это первое место, куда ступает нога посетителя отеля. Главный вход высококлассных отелей оборудован самораздвижными конструкциями дверей на фотоэлементах. Это, безусловно, очень удобно для гостей по сравнению с прежними обычными дверями и так называемыми вертушками. В плане уборки автоматически открывающиеся двери вызывают некоторые сложности. Чтобы тщательно протереть стеклянные поверхности дверей, необходимо на время отключить систему открывания дверей.
Тщательного ухода требуют напольные покрытия главного входа. Они должны быть красивыми, эффектными и безопасными. Используемое при входе в отель покрытие должно хорошо вписываться в окружающий интерьер и, по-возможности, иметь логотип отеля. Напольные покрытия главного входа должны эффективно удалять грязь с обуви посетителей, чтобы значительно сокращать затраты на уборку помещений. Помимо этого они должны обладать антискользящим свойством. Горничные обязаны регулярно чистить напольные покрытия главного входа для того, чтобы они не потеряли эффективность и привлекательный внешний вид. К перечню заданий для данной горничной относится также уход за машинкой для чистки обуви; приведение в порядок различных вывесок и указателей, находящихся, как правило, в зоне главного входа. В холодное время года необходимо проконтролировать, нормально ли работает тепловая завеса главного входа. Следующим объектом для уборки являются помещения гардероба и камеры хранения. Здесь подлежат уборке полы, напольные стационарные вешалки, стеллажи в камере хранения.
Пятая горничная – уборка зоны ресторана, кафе, лобби- бара в центральном холле. В задачу этой горничной входит удаление пыли и загрязнений с мягких частей мебели; удаление загрязнений и пятен со всевозможных перегородок, шкафчиков для столовых приборов, а также чистка ковровых поверхностей в данной зоне и во всем центральном холле.
Шестая горничная – контроль чистоты конференц-залов и их уборка (при необходимости). Уборка гостевых лифтов, лестниц; приведение в порядок телефонных аппаратов и телефонных кабин. Чистка металлических деталей (ручки, замки, элементы украшений) в холле специальной мастикой для восстановления их блеска. Уборка конференц-залов сводится к следующему: чистка ковровых поверхностей, мытье пепельниц, аккуратная расстановка мебели, удаление загрязнений со стен и дверей. В кабинах гостевых лифтов подлежат уборке все поверхности: деревянные, стеклянные, зеркальные, пластиковые, металлические и пр. Необходимо удалить загрязнения с панели для кнопок, не забыть пропылесосить ковровое покрытие в кабине лифта. К уборке гостевых лестниц следует отнестись с особым вниманием, так как это объект повышенной опасности. Покрытия лестниц должны быть антискользящими, чистота лестниц и перил должна быть безупречной. При уборке телефонных аппаратов и телефонных кабин от горничной требуется, чтобы она проконтролировала, работают ли телефоны, нет ли оголенных проводов. Так же как и в гостевых комнатах, трубку телефонного аппарата следует ежедневно дезинфицировать; следить за тем, чтобы шнур висел аккуратно, без узлов. Стекла, ручки телефонных будок должны быть идеальной чистоты. В телефонных будках высококлассных отелей клиенты всегда могут воспользоваться блокнотом и ручкой. В их распоряжении имеется также телефонный справочник. Горничная должна следить за тем, чтобы такие предметы всегда находились в надлежащем виде.
Седьмая горничная – уборка общественных (гостевых) туалетов. Как можно быстрее (не более 1 часа) производя утреннюю комплексную уборку вестибюльной части гостиницы, горничным следует покинуть эту зону и перейти на другие объекты. Ими являются: оздоровительный центр, салон красоты, бизнес-центр. В этих зонах гости появляются, как правило, чуть позже, и у горничных есть в запасе около часа времени на уборку этих площадей.
Для текущей уборки вестибюльной зоны достаточно оставить одну горничную. В основном ее работа будет заключаться в регулярной уборке общественных (гостевых) туалетов в течение всей смены. Стандарты отдельных высококлассных отелей предписывают осуществлять контроль чистоты и порядка в общественных туалетах (туалетах для клиентов) с периодичностью в 30 минут.
Горничная неукоснительно следует письменно составленному графику контроля чистоты и порядка в туалетах для клиентов. Сотрудники АХС делают персональные отметки об исполнении работ (не обязательно, чтобы такой график бросался в глаза гостям и посетителям отеля, табл. 3.5).
Таблица 3.5
Образец графика контроля чистоты и порядка в общественных туалетах
Дата
Фамилия, имя горничной |
Время уборки |
Подпись горничной |
Фамилия, имя горничной |
Время уборки |
Подпись горничной |
08.00 |
11.30 |
||||
08.30 |
12.00 |
||||
09.00 |
12.30 |
||||
09.30 |
13.00 |
||||
10.00 |
13.30 |
||||
10.30 |
... |
||||
11.00 |
... |
Подпись проверяющего работу супервайзера
Туалет (Rest Room, Convenience Room, Comfort) в гостинице заслуживает особого упоминания. Туалеты для клиентов – это особо важный и ответственный участок в уборке. К их чистоте предъявляются, пожалуй, самые высокие гигиенические требования. В туалетах, как, впрочем, и в других санитарных помещениях (душевых, саунах, банях, раздевалках), есть вероятность появления микробов, которые могут стать опасным источником распространения инфекций. Микроорганизмы, некоторые из которых являются опасными для здоровья, встречаются преимущественно в тех местах, где часто происходит непосредственный контакт с кожей. Такими местами являются: сиденья унитаза, кнопки спуска воды, ершики для унитаза, ручки дверей и зоны вокруг них, дозаторы мыла, краны и смесители, держатели для туалетной бумаги, диспенсеры для салфеток и т.д. В связи с вышесказанным понятно, почему в таких зонах нужна особая степень гигиены. (Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных па поддержание чистоты, здоровья.)[1]
В настоящее время высококлассные отели, в большинстве своем, оснащены сантехникой с автоматическими электронными элементами. Современное оборудование для туалетных комнат с использованием инфракрасных датчиков привлекательно выглядит и конструктивно продумано с учетом принципа "неприкасаемости". Бесконтактное открывание кранов (вода течет только тогда, когда руки находятся непосредственно под краном) – это не только гигиена, но и экономия воды. Нечего беспокоиться, если кто-то забыл слить воду, сантехника с инфракрасным управлением сделает это автоматически. Сравнения экономического характера говорят сами за себя: то, что кажется более дорогим вариантом, оказывается нередко самым дешевым, поскольку окупается неожиданно быстро благодаря экономии воды, затрат на уборку и отсутствию необходимости замены вышедших из строя кнопок слива и механических смесителей[2].
Автоматические краны и смесители для умывальников различаются и по дизайну, и по способу установки (настенные или встроенные), и по возможности термоподготовки воды (на двух- или однотрубные системы), и по виду срабатывания инфракрасного датчика (на присутствие рук на расстоянии до 0,3 м или на присутствие человека на расстоянии 0,7 м). Время выключения воды после удаления объекта можно выбрать с помощью дистанционного управления в пределах от 0,25 до 7,75 с. Смесители работают как от сети (через безопасный блок питания 24 В), так и от батарейки 9 В.
Устройства для автоматического смыва воды в унитазах туалетов предназначены только для установки на напорный трубопровод с унитазами без бачка. Инфракрасные датчики реагируют на присутствие человека перед ним на расстоянии до 0,7 м. Смыв происходит через 2 с после выхода человека из зоны чувствительности. Предусмотрены возможность дополнительного смывания вручную кнопкой (например, при уборке) и автоматическое смывание после каждого восьмого пользования туалетом.
Устройства для автоматического смыва воды в писсуаре (или группе писсуаров) реагируют на присутствие человека перед писсуаром более 7 с па расстоянии до 0,7 м от датчика. Продолжительность смыва настраивается с помощью дистанционного управления в пределах от 0,5 до 15,5 с. По истечении 24 ч от последнего срабатывания вентиля происходит автоматический "гигиенический" смыв. Система может работать от батарейки 9 В, срок службы которой составляет около 2 лет при 4000 включениях за месяц. В общественных санузлах целесообразно использовать антивандальные потолочные устройства смыва[3].
Для большей гигиены и экономичности желательно использовать в общественных туалетах бесконтактные дозаторы (раздатчики) бумажных полотенец (салфеток) и туалетной бумаги. Они сокращают расход бумаги на 30%. Даже в самых высококлассных отелях нельзя исключить случаи вандализма. В связи с этим данное оборудование должно надежно закрываться на ключ, иметь закрытые закрепляющие винты. Корпус раздатчика бумажных полотенец (салфеток) или туалетной бумаги должен быть выполнен из небьющегося пластика или хромированной стали, что в некоторой степени предохраняет его от ударов и прожигания оставленными окурками. Небольшое смотровое окошко на корпусе раздатчика бумаги позволят определить наличие и количество полотенец (салфеток) или туалетной бумаги. Раздатчики для туалетной бумаги могут быть для двух или трех рулонов. Когда подходит к концу один рулон, его автоматически заменяет другой, и клиенты никогда не останутся без бумаги.
Общественные туалеты современных гостиниц оборудованы дозаторами жидкого мыла. В отличие от обычного кускового мыла, индивидуальная порция мыла для каждого клиента из дозатора предотвращает перенос инфекции. Идеальной моделью дозатора жидкого мыла в общественных туалетах для гостиниц является дозатор бесконтактной подачи мыла с сенсорной электроникой. Помимо бесконтактного принципа работы дозаторы жидкого мыла должны отвечать ряду других требований:
• иметь надежную конструкцию;
• обладать коррозийной устойчивостью;
• обладать способностью полного опорожнения контейнера от мыла в целях экономии;
• иметь запасную емкость, обеспечивающую бесперебойную работу дозатора до очередного заполнения;
• иметь небольшой смотровой экран на корпусе для контроля заполнения его жидким мылом;
• иметь защитные антивандальные механизмы и крепления.
В гостиницах встречаются двойные и тройные конструкции дозаторов жидкостей. Они могут быть заполнены разными продуктами (крем-мыло, лосьон для рук, мыльная пена) или содержать большое количество одного продукта. В настоящее время самыми экономичными признаны дозаторы мыльной пены. Исследования ученых университет-
ской клиники города Фрайбурга (Германия) показали, что время, затрачиваемое на мытье рук с использованием дозатора мыльной пены по сравнению с дозатором крем-мыла уменьшилось на 24%. При использовании дозаторов мыльной пены по сравнению с дозаторами крем-мыла снизился расход: мыла – на 54%; платы за воду – на 32%. Экономия на издержках составила 66%. В итоге общая экономия, включая расходы на удаление отходов, составила около 58%.
Наряду с дозаторами (раздатчиками) полотенец и салфеток, общественные туалеты в гостиницах укомплектованы электросушилками для рук. Наиболее оптимально (по сравнению с кнопочным управлением) обеспечивают гигиену сушилки с полностью бесконтактным сенсорным включением/выключением (инфракрасным датчиком). Сенсорное управление позволяет снизить потребление электроэнергии и увеличить срок службы устройства. Немаловажными требованиями, предъявляемыми к сушилкам для рук, являются:
• присутствие электроники;
• наличие защитного температурного предохранителя;
• наличие тихого мотора, обеспечивающего долговечность работы, и ударопрочного шумопоглощающего корпуса;
• скорость (ориентировочное время для сушки рук – 8–10 секунд);
• наличие устройства защиты от кражи;
• современный элегантный дизайн, компактность.
Гостям высококлассных отелей помимо дозаторов бумажных полотенец (салфеток) и сушилок для рук в туалетах предоставляются также текстильные салфетки. У клиентов есть возможность выбирать более подходящий и приятный для них вариант.
Санитарные комнаты и расположенные там унитазы и писсуары – это место, где необходима особая степень гигиены. В отдельных труднодоступных частях унитазов и писсуаров могут скапливаться микробы, которые часто являются переносчиками опасных заболеваний. Зная об этом, многие клиенты с большой опаской прибегают к услугам туалетных комнат в общественных местах. Развеять их сомнения в соблюдении гостиницей всех необходимых санитарно- гигиенических норм не помогают никакие графики уборки, вывешенные в туалете; ни безупречная визуальная чистота туалетов. Как же убедить клиентов безбоязненно, не рискуя здоровьем, пользоваться унитазами? Выход из сложившейся ситуации есть, и выход простой! Он неоднократно применялся и прекрасно зарекомендовал себя в различных областях человеческой деятельности – дать клиенту возможность самому обеспечить свою гигиену.
Сиденье гигиеническое Hygolet. Принцип его работы очень прост: на стульчак надета специальная тонкая труба гигиенического покрытия, под крышкой корпуса скрыт механизм перемотки с двумя втулками: с одной из них гигиеническое покрытие и перематывается, проходя по всему диаметру стульчака. Использованное покрытие, перед тем как намотаться на приемную втулку, разрезается встроенным лезвием, так что повторно его использовать уже невозможно.
Существуют две основные модели Hygolet: автоматическая и механическая. Автоматическая меняет покрытие на стульчаке при нажатии кнопки электропривода, механическая при вращении рукоятки. Автоматические модели могут работать как от сети, так и от батареек. Специальный индикатор, размещенный на корпусе сиденья, проинформирует о том, что гигиеническое покрытие подходит к концу, это служит сигналом обслуживающему персоналу. Потребуется не более 3 мин, чтобы заменить рулон новым.
Каждый сменный рулон гигиенического покрытия рассчитан на 100 посещений. В качестве защиты от любопытных и вандалов корпус сиденья закрывается на замок. О вандалоустойчивости Hygolet свидетельствует то, что он выдержал полугодовые испытания в обычных вагонах российских поездов дальнего следования. Используя сиденье Hygolet, клиент, вращая ручку или просто нажимая на кнопку, видит, как использованное покрытие заменяется новым, чистым, одноразовым.
Сиденье моющееся Unisan. Вот в каком изделии наглядность антибактериальной обработки достигла своего совершенства! Для включения механизма очистки сиденья нет необходимости касаться чего бы то ни было руками, Unisan все сделает самостоятельно. Достаточно лишь провести ладонью над специальным экраном – и механизм оборудования начнет дезинфекцию стульчака. Процесс очистки занимает ровно 15 секунд. Выглядит это так: часть корпуса Unisan – эдакая "лапа" – выдвигается и устанавливается над стульчаком, насос подает дезинфицирующую жидкость в полость, ограниченную двумя щетками, специальный привод начинает вращать стульчак, и при проходе его под лапой одна щетка равномерно наносит специальную жидкость на все сиденье, а другая насухо его вытирает. После того как стульчак проделал полный оборот, "лапа" возвращается на прежнее место. Быстро, бесшумно, безопасно! Цветные символы на экране дисплея сообщают: зеленый – все чисто, микробов нет, желтый – процесс пошел, красный – после предыдущего клиента еще не убрано. Unisan не требует присоединения к системам водо- и энероснабжения. Восемь батареек Energizer alkaline обеспечат 4000 циклов очистки, два литра дезинфицирующей жидкости – 1250 циклов. Использующееся в системе средство не вызывает аллергических реакций и абсолютно безвредно для окружающей среды. Как и Hygolet, специальный ключ защищает Unisan от любопытных и злонамеренных пользователей.
Чистота везде и всегда достигается стерильным покрытием и антибактериальной обработкой. Вся сложность заключалась в реализации этих принципов в таком необычном приложении. И вот оба они воплощены в компактных автоматических или полуавтоматических устройствах, простых в эксплуатации и обеспечивающих не только саму чистоту, но и наглядность этой чистоты для клиента. Клиенты как завороженные будут следить за действиями этих аппаратов и проникнутся к ним, а заодно и к заведению небывалым уважением. Для установки обоих вариантов оборудования не требуется даже замены имеющейся сантехники. И Hygolet, и Unisan легко крепятся на большинстве стандартных унитазов[4].
Те гостиницы, которые по финансовым соображениям не могут позволить себе приобрести гигиенические и самомоющиеся сиденья для унитазов, могут установить в санитарных кабинах более простые и доступные по цене раздатчики одноразовых покрытий для унитазов.
Для устранения неприятных запахов в общественных туалетах отели высокого уровня обслуживания используют программируемые освежители воздуха с вентиляторами. Более правильно заправлять такие освежители воздуха натуральными ароматическими веществами на растительной основе с низким ОГЛАВЛЕНИЕм летучих органических соединений. Это позволит создать здоровый и приятный климат в помещении.
Наличие вышеперечисленного прогрессивного санитарно-гигиенического оборудования в оснащении общественных туалетов, которое, безусловно, помогает в уборке, не означает уменьшение обязанностей персонала, занятого уборкой таких зон. Напротив, обслуживание современных санитарно-гигиенических приборов и автоматов требует от персонала новых знаний и умений и накладывает на него большую ответственность. Горничные самостоятельно либо совместно с супервайзерами должны уметь справляться с заменой использованных рулонов бумажных полотенец (салфеток), туалетной бумаги или гигиенического покрытия; пополнением запасов дозаторов для всевозможных жидкостей; заменой батареек и т.д. Обязанность горничной – следить за тем, чтобы все оборудование нормально функционировало, а в случае поломок оперативно давать заявки на ремонт.
Приступая к уборке общественных туалетов, горничная должна надеть средства защиты (специальный прорезиненный фартук, резиновые перчатки). Общественные (гостевые) туалеты в гостиницах состоят, как правило, из двух отделений. При уборке общественных туалетов горничные придерживаются следующей последовательности выполнения работ. Следуя правилу "от чистого – к грязному", начинать уборку следует с первого отделения. Здесь подлежат уборке: зеркала, туалетные столики, раковины, металлическая арматура, керамическая плитка, поверхности всего санитарно-гигиенического оборудования, стены и дверь, ведра для мусора и пепельницы, пол.
Зеркала должны быть безупречно чистыми. На туалетных столиках не допустимы загрязнения, капли воды, мыльная пена и т.д. В отелях с высочайшими стандартами обслуживания от горничной требуется протирать от влаги раковину и туалетный столик после каждого посещения клиентом гостевого туалета.
В тех отелях, где для вытирания рук предусмотрены текстильные салфетки, горничные пополняют запасы чистых и регулярно освобождают контейнеры (корзины) для использованных салфеток. Краны, смесители, металлические фрагменты санитарно-гигиенического оборудования необходимо натирать до блеска и не оставлять следов от высохших капель воды. Следует регулярно опустошать емкости для мусора и пепельницы. Хорошим вариантом для туалетной комнаты в гостинице считается двойное ведро для мусора, у которого:
• имеется большая удобная педаль для бесконтактного открывания крышки;
• внешнее ведро (корпус) изготовлено из металла, который легко моется;
• внутреннее ведро изготовлено из пластика с антибактериальным покрытием, легко вынимающееся для санитарной обработки;
• резиновое основание защищает напольное покрытие и обеспечивает высокую устойчивость;
• верхний резиновый ободок создает герметичность и предотвращает распространение запаха.
Что касается пепельниц, то в туалетных комнатах многих отелей они предоставлены к услугам гостей. Пепельницы должны быть всегда чистыми и дополнены спичками с фирменной символикой.
Убрав первое отделение общественного туалета, горничная приступает к уборке второго отделения, где находятся санитарные кабины и писсуары. В этом отделении поочередно подлежат уборке: писсуары и керамическая плитка рядом с ними; стены и двери санитарных кабин; ручки, крючки, бумагодержатели или диспенсеры для туалетной бумаги, диспенсеры для гигиенических пакетов в женском туалете; емкости для мусора; пол. В случае засоров сантехники горничные используют различные очистители труб. Для удаления неприятных запахов применяют различные ароматизаторы для унитазов и писсуаров. По пользоваться ими следует умеренно, так как они наносят некоторый вред окружающей среде.
В высококлассных гостиницах для людей с ограниченными двигательными возможностями (инвалидов) предлагаются соответствующие услуги и специально оборудованные номера. В общественных туалетах также должны быть отведены места для такой категории гостей. Чтобы облегчить жизнь инвалидам, в туалетах для них предусмотрены всевозможные поручни, держатели, подставки и многое другое. Чтобы больной человек мог без посторонней помощи пользоваться туалетной комнатой в гостинице, унитаз должен быть высотой не более 50 см, максимальная высота расположения раковины от пола – 80 см, зеркало крепится на высоте 90 см от пола. Рядом с унитазом должны быть поручни. Горизонтальные поручни устанавливаются па высоте не более 80 см от пола, вертикальные – на расстоянии 110 см от унитаза. Горничная следит за тем, чтобы пол на этом участке всегда был сухими и не скользким.
В общественных (гостевых) туалетах высококлассных отелей всегда присутствуют цветы. Обязанность горничной – следить за их состоянием в течение всей смены.
Туалет – это место, по состоянию которого клиенты судят о заведении в целом. Плюс к этому чистота туалетов – это залог здоровья людей. Туалеты требуют высокого уровня чистоты и подлежат уборке круглосуточно.
В отдельных гостиницах уборка оздоровительного центра полностью возложена на поэтажный персонал, т.е. на горничных. В других гостиницах уборка оздоровительного центра осуществляется силами самих сотрудников оздоровительного центра. Руководство гостиниц вправе выбирать более подходящий для себя вариант. О комплексе уборочных работ в оздоровительном центре будет подробно изложено позже в разделе о технологии работы и функциях персонала оздоровительного центра. В данный момент хочется еще раз подчеркнуть то, что в оздоровительном центре есть зоны (туалеты, душевые, раздевалки, сауны), которые представляют собой сложные области в процессе уборки помещений отеля и требуют особой степени гигиены.
Пристального внимания требует зона бассейна. Каждое утро до прихода клиентов дно бассейна подвергается чистке специальным приспособлением. В зоне бассейна необходимо до блеска натирать металлические поручни, очищать от загрязнений бортики бассейна, полностью протирать кафельную плитку на стенах, тщательно мыть пол.
Оздоровительные центры отелей находятся под постоянным контролем городских санитарно-эпидемиологических станций.
Салон красоты (Beauty Salon) в отеле часто бывает самостоятельной структурой, лишь арендующей площадь у отеля. В таком случае уборка помещения салона красоты осуществляется собственным штатом сотрудников. Тем не менее не исключен вариант, когда уборку салона красоты производит персонал отеля по договору с фирмой-арендатором. Высококлассный отель, как правило, имеет свой собственный салон красоты, персонал которого входит в штат отеля.
Специфика уборки в салоне красоты заключается в том, что в данном помещении находится большое количество парикмахерских принадлежностей, дорогостоящего косметологического оборудования, всевозможных препаратов и аксессуаров. Чистоту и порядок рабочих мест, как правило, поддерживают сами специалисты салона красоты.
Горничным поручается такая работа, как: мытье раковин; уборка подоконников (если имеются) и отопительных радиаторов; удаление загрязнений со стен, дверей, перегородок; вынос мусора, мытье полов. Во время уборки горничная должна спросить у сотрудников салона красоты, что ей следует дополнительно и конкретно убрать. При необходимости сотрудники салона красоты просят горничную выполнить определенные виды работ.
Далее горничные переходят к уборке служебных лифтов и лестниц. Уборка этих объектов во многом схожа с уборкой гостевых лифтов и лестниц.
Уборку бизнес-центра следует производить за максимально короткое время, чтобы не мешать посетителям и персоналу. Приступая к уборке бизнес-центра, как и любого другого офиса, в часы его работы, горничной следует попросить сотрудника разрешения на уборку. Уборка бизнес-центра почти аналогична уборке административного блока службы приема и размещения.
Уборка холлов и зон отдыха на жилых этажах. В этих помещениях расположена удобная мягкая мебель для отдыха гостей, присутствует много цветов и декоративной зелени (возможен зимний сад), есть предметы украшения (картины, напольные вазы, гобелены, небольшие фонтаны). В план работы горничной на данных объектах входит: уборка пола; удаление пыли с мебели; удаление загрязнений со стен, плинтусов, подоконников, отопительных радиаторов: полив и уход за растениями; контроль чистоты штор и предметов украшения.
Нет необходимости подробно останавливаться на технологии уборки в вечернюю и ночную смену, так как она во многом повторяет технологию работы горничных в утреннюю смену.