Порядок составления резюме

В настоящее время резюме является инструментом самомаркетинга, который необходимо грамотно составить, так как этот документ будет визитной карточкой, рекламирующей вас как специалиста, претендующего на вакантную должность.

Резюме имеет одну цель – наилучшим образом подать ваши знания, опыт и личные качества нанимателю таким образом и в той форме, чтобы он обратил на них внимание и пригласил вас на собеседование. Резюме стимулирует интерес к вам как потенциальному работнику, в краткой форме обобщая информацию о ваших качествах, хорошо развитых навыках, соответствующей работе, опыте и достижениях, что помогает выделить вас из общего ряда претендентов.

Невозможно создать первое впечатление во второй раз. Поэтому у вас есть один шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают впервые. Вы можете рассчитывать, что наниматель уделит несколько минут (точнее, как показали результаты специального исследования, в среднем 30 с), изучая ваше резюме перед решением, рассматривать его дальше или отложить в резерв. Удачное резюме может стать поводом для личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель – добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично. Если внимание привлечь не удалось – значит, резюме не сработало.

Хорошее резюме – одно из самых эффективных средств поиска работы, и поэтому при его подготовке надо исходить из того, что хотят увидеть в вашем резюме потенциальные наниматели или консультанты по персоналу – личные данные, основное и дополнительное образование, опыт работы и уровень квалификации, специальные навыки, а также вашу цену как специалиста в прямом и переносном смысле. Таким образом, указанные разделы могут составлять основную структуру резюме, а также к этому добавить ваши цели, интересы и контактную информацию.

Чтобы повысить свои шансы на успех, при подготовке резюме надо придерживаться основных принципов.

Информативность. Постарайтесь дать в резюме как можно больше информации (названия компаний, занимаемых должностей, стаж работы, полученное образование и т.п.). Информацию для резюме следует тщательно отбирать и включать описание именно тех аспектов вашего опыта, которые значимы для позиции или должности, на которую вы претендуете.

Краткость. Не стоит перегружать резюме деталями, фактами и подробностями, которые не относятся к делу. Однако излишняя лаконичность также не прибавит веса резюме. Например, описание трудового опыта фразой: "С 1990 по 2000 год работал в коммерческих структурах", скорее всего, будет недостаточно. Хорошо спланированное резюме со сжатым и организованным текстом не должно превышать двух страниц (одной – для первого контакта).

Достоверность. Включая те или иные сведения о себе, позаботьтесь о том, чтобы при необходимости вы смогли подтвердить их документально или соответствующими примерами.

Рассмотрим стандартные тины резюме, которые используются на сегодняшнем рынке труда.

Хронологическое резюме последовательно отражает опыт работы с самой актуальной информацией в начале. Указаны организации и должности, где вы работали, достаточно подробно описаны обязанности и достижения. Такое резюме легко читается, поскольку на первом плане находятся названия компаний и должности, что позволяет легко проследить развитие вашей карьеры. Хронологический тип резюме обладает несомненным преимуществом в том случае, когда организации, в которых вам приходилось работать, или занимаемые должности могут произвести впечатление на потенциального работодателя, так как вы остаетесь работать в той же сфере бизнеса.

Функциональное резюме в первую очередь отражает навыки и достижения в работе, образовании или общественной деятельности.

Основное внимание в таком резюме уделяется вашему потенциалу, а недостаток опыта и возможные промежутки в работе завуалированы. Такой тип резюме имеет преимущества, если вы хотите подчеркнуть способности, не используемые в недавнем опыте работы; интересы и личные качества, необходимые для работы; сосредоточиться больше на способностях, чем на небольшом опыте работы; показать свое участие во временных или консультативных проектах и опыт деятельности в различных сферах.

Комбинированное резюме объединяет лучшие элементы хронологического и функционального резюме. В нем хронологически представлены опыт работы, образование и специальные навыки, а также включены ваши достижения в разных областях. Этот тип резюме является наиболее предпочтительным.

Последовательность разделов может быть произвольной и соответствовать тому, что является наиболее важным работодателю и вашим целям. Образование можно вынести в начало, если это является обязательным квалификационным требованием к должности или вашим наиболее важным достижением (например, вы недавний выпускник с небольшим опытом работы). В ситуации, когда вы хотите подчеркнуть соответствующий опыт или когда требуются кандидаты для работы, например, в сфере продаж или по связям с общественностью, на первый план можно выдвинуть раздел "Опыт работы".

Информация, которую необходимо включить в резюме, должна содержать ответы на следующие вопросы:

– Кто вы и как с вами можно связаться?

– Что вы хотите делать?

– Где вы учились?

– Что можете делать и что сделали?

– Чего вы достигли и как были признаны?

– Дополнительная информация, которую работодатели хотят знать о вас.

Резюме состоит из следующих разделов:

Цель. Это не обязательный, но желательный раздел, краткое описание того, на получение какой должности и почему вы претендуете.

Безусловно, вопрос о том, включать или не включать этот раздел в резюме, является спорным. Если не удается четко сформулировать цель, можно ее вообще не писать или указать только конкурсную вакансию или позиции, уровень должности и ожидаемой компенсации (ориентиры по оплате), которые вас интересуют. Это сэкономит время вам и потенциальным работодателям. Например, "Претендую на управленческие должности в сфере оптовых продаж бытовой техники. Ожидаемый уровень оплаты...". Правда, некоторые специалисты не советуют указывать желаемый уровень оплаты – эта информация может послужить основанием для преждевременного исключения вашего резюме из рассмотрения.

Личные данные. Начните резюме с вашего имени, набранного прописными буквами или выделенного жирным шрифтом. В нашей стране будет вполне уместно указать фамилию, имя и отчество, возраст, дату и место рождения, семейный статус и наличие детей. Гражданство имеет смысл указывать в том случае, если вы гражданин другого государства, пол – если это непонятно из вашего имени. Национальность и сведения о родителях можно вообще упустить. Укажите постоянный и временный адрес (включая почтовый индекс), хотя бы один телефонный номер и время, когда с вами можно связаться. Отметьте, какой из телефонных номеров домашний, а какой – служебный. Можно также указать адрес личной электронной почты.

Образование. В этот раздел необходимо включить итоговую информация о вашем образовании (в хронологическом порядке): даты начата, завершения времени обучения, название и местоположение учебных заведений, факультет, полученную специальность и ученую степень. Можно также отметить особые академические достижения. Этот раздел можно использовать, чтобы дополнить вашу цель, выдвинув на первый план специальные навыки и знания, которые вы приобрели на важных спецкурсах. Вы можете внести в список дополнительное образование и профессиональные тренинги, но не обязательно называть каждый курс или семинар, который вы когда-либо посетили.

Опыт работы. Это основной раздел. Лучше составлять его в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Укажите даты начала, окончания и период времени работы, название организации (возможно, сферу деятельности), должности (их может быть несколько, если ваша карьера была успешной) и кратко опишите производственные обязанности и достижения (и поощрения, если они имеются). Уделите больше внимания описанию ваших обязанностей, ответственности и достижений, чем описанию размера и специфики организации, хотя это также важно для нанимателей. Постарайтесь называть вещи своими именами и не путать обязанности с рабочими операциями, которые вы выполняли, например "отправка факсов клиентам и партнерам". Описываете навыки и достижения, используя термины вашей профессии.

Дополнительная информация. Мы рассмотрели обязательные разделы резюме, однако каждому из нас есть, что добавить к основному содержанию. Это могут быть дополнительные разделы (необязательно все), которые несут важную информацию и выделят вас из общего конкурса: владение иностранными языками и компьютером, наличие загранпаспорта, водительских нрав, специальных навыков, интересов и увлечений (только те, которые связаны прямо или косвенно с будущей работой).

В современной практике принято размещать в резюме свою фотографию, обычно в правом верхнем углу (размер 3×4 см).

Знание языков. Обязательно укажите ваш родной язык, иностранные языки и возможность их использования в категориях "профессионально", "свободно", "технический", "свободное чтение и перевод".

Работа с компьютером. Нет необходимости перечислять все программное обеспечение, которое вы когда-либо запускали, достаточно указать ваш уровень в категориях "профессионал... пользователь" и основные программы, которыми вы действительно владеете.

Рекомендации. В нашей стране уже начал формироваться институт официальных рекомендаций, поэтому будет вполне уместным указать на возможность их предоставления.

Имеет смысл составить несколько различных вариантов резюме, но как минимум два варианта – короткий для рассылки и полный для собеседования – должны быть обязательно. Для первого короткого резюме на одну страницу, которое вы будете отправлять по факсу или лично подавать в отдел персонала, этой информации будет вполне достаточно. В полном варианте вы можете шире осветить вышеперечисленные разделы, а также включить всю остальную дополнительную информацию о себе, какую посчитаете необходимой: членство в профессиональных или общественных организациях и клубах, воинскую службу и звание, формы допуска, состояние здоровья, публикации, патенты и изобретения, дипломы, награды и спортивные достижения, перечислить все свои зарубежные поездки, а также приложить копии всех документов и рекомендаций.

Резюме передают по почте, факсу, e-mail или при личной встрече.