Порядок регистрации

В Законе о банках порядок регистрации вновь создаваемого банка прописан весьма лаконично. Фактически здесь (ст. 15) содержится лишь две нормы, вторая из которых существенная:

• ТУ ЦБ РФ, получив от учредителей все документы, необходимые для регистрации и лицензирования нового банка, должно выдать им справку о том, что документы приняты;

• Банк России должен принять решение о регистрации нового банка и выдаче ему лицензии в срок, не превышающий 6 месяцев. Думается, что срок этот явно великоват, особенно в нынешних условиях, когда новые банки учреждаются крайне редко.

Более подробно порядок регистрации изложен в гл. 6 Инструкции ЦБ РФ № 135. Здесь обращают на себя внимание такие пункты:

• срок рассмотрения документов в ТУ Банка России не должен превышать 3 месяцев с даты их поступления;

• если к представленным документам имеются замечания, а также если комплект документов неполный, то они возвращаются учредителям с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими (такова, к сожалению, бюрократическая традиция);

• при отсутствии замечаний ТУ направляет в центральный аппарат Банка России свое положительное заключение, которое должно содержать полную информацию, на основании которой был сделан вывод о возможности регистрации банка и выдаче ему лицензии. К указанному заключению прилагается более чем солидный пакет подлинных документов, представленных учредителями (см. п. 6.11 Инструкции);

• в центральном аппарате Банка России рассматривают полученные документы (в сроки, не превышающие 6 месяцев с момента поступления документов в ТУ ЦБ РФ) и принимают решение о возможности регистрации банка.

Банк подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о регистрации) с учетом специального порядка регистрации КО, установленного в Законе о банках. Практически это означает следующее.

В соответствии с Законом о регистрации регистрация юридических лиц возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который ведет все соответствующие реестры – Федеральную налоговую службу (далее – ФНС). Вновь создаваемый банк подает все необходимые для регистрации документы в территориальные учреждения Банка России (далее – ТУ ЦБ РФ), который, не найдя причин для отказа, принимает решение о его регистрации. В этом случае он должен направить в ФНС сведения и документы, необходимые для ведения данным органом Единого государственного реестра юридических лиц. При этом взаимодействие Банка России с указанным органом по всем вопросам регистрации КО от их возникновения до ликвидации осуществляется в порядке, согласованном этими двумя органами.

На основании указанного решения Банка России и представленных им сведений и документов уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись о новом юридическом лице и не позднее следующего рабочего дня сообщает об этом в Банк России. Получив такое сообщение, Центральный банк вносит соответствующую запись в Книгу государственной регистрации КО, которую он по-прежнему ведет сам, не позднее трех рабочих дней уведомляет об этом учредителей банка, т.е. выдает им документ, подтверждающий факт внесения записи о банке в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), и предлагает им в месячный срок оплатить 100% объявленного банком УК.

После этого Банк России подписывает свидетельство о регистрации банка. Далее соответствующий департамент ЦБ РФ не позднее следующего рабочего дня:

• ставит на титульном листе каждого экземпляра учредительных документов штамп с датой регистрации банка и его регистрационным номером;

• направляет в соответствующее свое ТУ по два экземпляра свидетельства о регистрации банка и его учредительных документов. В итоге новое юридическое лицо получает два регистрационных номера: основной государственный (в уполномоченном регистрирующем органе) и порядковый (в Банке России), хотя смысла в этом явно немного.

С момента государственной регистрации банк получает статус юридического лица. Права проводить банковские операции у него пока нет.

В свою очередь ТУ ЦБ РФ:

• направляет учредителям уведомление о состоявшейся регистрации, в котором указывает также реквизиты корреспондентского счета, открываемого в РКЦ Банка России для оплаты теперь уже всех 100% объявленного УК банка. В соответствии со ст. 15 Закона о банках такая оплата должна быть завершена в месячный срок с момента получения уведомления. Неоплата или неполная оплата УК в установленный срок является основанием для аннулирования решения о регистрации банка;

• вносит сведения о регистрации нового банка в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;

• выдает 1 экземпляр анкет кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка с отметкой о согласовании, свидетельства о государственной регистрации банка и 1 экземпляр его учредительного документа (устава) председателю совета или другому уполномоченному лицу банка, письменно подтверждающему получение указанных документов.

После этого в банке могут пройти назначения согласованных кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера, о чем банк должен в течение 3 рабочих дней в письменном виде уведомить ТУ ЦБ (необходимо указать номер и дату решения уполномоченного органа управления банка о назначении указанных лиц на должности и приложить к уведомлению заверенную копию такого решения).

ТУ ЦБ РФ на следующий день после получения от банка указанного уведомления направляет: сообщение подведомственному РКЦ о возможности принять карточки с образцами подписей руководителей и главного бухгалтера нового банка; сообщение в центральный аппарат Банка России о состоявшемся назначении ранее согласованных кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера банка.

В Законе о банках (ст. 16) допускаются только следующие основания, по которым создаваемому банку может быть отказано в регистрации и соответственно выдаче лицензии:

– несоответствие предлагаемых кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера квалификационным требованиям;

– неудовлетворительное финансовое положение учредителей или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами за последние 3 года;

– несоответствие документов, поданных для регистрации и получения лицензии, требованиям законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов ЦБ РФ. Хотя в этом случае было бы вернее просто вернуть документы на доработку;

• несоответствие деловой репутации "кандидатов на должности членов совета" квалификационным требованиям, установленным в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных актах Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики. О спорности данной нормы уже говорилось ранее.

Решение отказать в регистрации и соответственно выдать лицензию сообщается учредителям в письменной форме и должно быть мотивировано.