Порядок рассмотрения и разрешения обращений в органы прокуратуры
Ответственность за обеспечение всестороннего и своевременного рассмотрения и разрешения обращений возлагается на руководителей органов и учреждений прокуратуры. Они же определяют порядок проверки и рассмотрения поступающих обращений и запросов, осуществляют контроль за своевременностью и качеством принимаемых по ним решений.
В составе Генеральной прокуратуры имеется Управление по рассмотрению обращений и приему граждан.
Аналогичные подразделения (отделы, группы, отдельные должностные лица) имеются в нижестоящих прокуратурах. На них возложена непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений.
Заявления, жалобы и иные обращения, поступающие в органы прокуратуры, подлежат обязательному учету, регистрации, предварительному рассмотрению и последующему докладу руководителю соответствующей прокуратуры, который определяет дальнейший порядок рассмотрения и разрешения обращения.
Следует отметить, что в соответствии с вышеуказанной Инструкцией в системе прокуратуры РФ установлена строгая иерархия руководителей прокуратур, которым докладываются поступающие обращения.
Так, Генеральному прокурору РФ на доклад передаются обращения Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы, председателей высших судебных органов РФ, парламентские запросы, обращения по фактам коррупции и иных правонарушений, допущенных работниками прокуратуры, и т.д.
Заместителям Генерального прокурора докладываются обращения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, заместителей председателей высших судебных органов РФ, членов Общественной палаты РФ и т.д.
По обращению, поступившему в прокуратуру, соответствующий руководитель принимает одно из решений: о принятии обращения к рассмотрению; передаче обращения па разрешение в нижестоящие органы прокуратуры или о направлении в другие органы; приобщении к ранее поступившей жалобе либо о прекращении проверки.
Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации подлежат направлению в соответствующую прокуратуру, другой орган или учреждение по принадлежности с одновременным уведомлением об этом заявителя. Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действия (бездействие) которого обжалуются.
Обращения, которые приняты к рассмотрению, остаются в соответствующей прокуратуре в целях их разрешения. По каждому обращению проводится работа, связанная с его проверкой, изучением изложенных в нем сведений и принятием итогового решения. Обращение может разрешаться с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, а также материалов прокурорских проверок. При необходимости истребуются нормативные документы, получаются объяснения от должностных и иных лиц.
Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона проверяются, как правило, с выездом на место. Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.
В процессе проверки заявитель имеет право представлять дополнительные материалы и документы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
- "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
- "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
- "направлено" - обращение в семидневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
Могут быть приняты и иные решения. Например, о даче заявителю разъяснения, о приобщении обращения к материалам уголовного дела (надзорного производства), о прекращении переписки и т.д.
Обращения, поступившие в органы прокуратуры, считаются разрешенными и снимаются с контроля только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
Если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а при необходимости - о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.
При отказе в удовлетворении обращения ответ должен быть мотивирован и понятен заявителю. При направлении заявителям ответов на обращения в обязательном порядке возвращаются приложенные к ним документы.
По окончании проверки заявителю, по его просьбе, может быть предоставлена возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.