Порядок рассмотрения и разрешения обращений
По обращению, поступившему в органы прокуратуры РФ, должно быть принято одно из следующих решений:
– о принятии к разрешению;
– об оставлении без разрешения;
– о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
– о направлении в другие органы;
– о прекращении рассмотрения обращения;
– о приобщении к ранее поступившему обращению;
– о возврате заявителю.
Чтобы работа прокуратуры по рассмотрению обращений осуществлялась наиболее эффективно, она должна быть хорошо организована. Ответственность за организацию разрешения обращений возлагается на руководителей органов и учреждений прокуратуры РФ. В распоряжениях о распределении обязанностей в органах прокуратуры РФ определяется конкретное должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений, в том числе взятых на контроль (особый контроль) руководителями органов прокуратуры, обобщению практики разрешения обращений, а также оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек.
Если поступивших вместе с обращением материалов недостаточно для принятия по нему решения, то проводится проверка. Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.
Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.
Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители.
При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы, либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.
Поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в обращениях доводов даются начальниками подразделений с указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения. Поручения нижестоящим прокурорам о проверке обращений, взятых на особый контроль, подписываются Генеральным прокурором РФ и его заместителями либо по их поручению – начальниками главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ. Прокуроры к информации об исполнении соответствующего поручения вышестоящей прокуратуры прилагают проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях – надзорные (наблюдательные) производства. Решения в таких случаях принимаются в прокуратуре, направившей поручение.
При наличии в обращении (запросе) вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений прокуратуры, организация проверки в полном объеме возлагается на руководителя подразделения, указанного среди исполнителей первым. Он обеспечивает передачу копий документов в соответствующие управления и отделы, подготовку в срок не позднее пяти дней со дня регистрации единого поручения о проверке, при необходимости ходатайствует о продлении срока ее проведения и дачи ответа по существу.
Заявитель либо его представитель[1] по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре РФ – Генеральный прокурор РФ, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре – заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов РФ – прокуроры субъектов РФ и их заместители, начальники управлений (отделов) прокуратур субъектов РФ; в нижестоящих прокуратурах – прокуроры и их заместители.
При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.
При разрешении обращений, рассмотрение которых взято на контроль (особый контроль), составляется мотивированное заключение. Оно утверждается в Генеральной прокуратуре РФ и Главной военной прокуратуре начальником структурного подразделения, в прокуратуре субъекта РФ – прокурором, заместителем прокурора субъекта РФ, в нижестоящей прокуратуре – прокурором. Если из нижестоящей прокуратуры поступило заключение, в полной мере отражающее существо вопроса и достаточное для разрешения обращения, вторичное заключение не составляется. Об этом рапортом докладывается руководителю подразделения.
Инструкция о рассмотрении обращений устанавливает определенные сроки для рассмотрения обращений. Так, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания срок.
Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы разрешается не позднее 30 дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок.
Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов – не позднее 30 дней со дня регистрации обращения. В случае, если обращение требует проверки, не позднее семи дней со дня регистрации обращения о ее проведении сообщается автору в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора РФ, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта РФ, прокурора нижестоящей прокуратуры. Если проведение проверки по обращению не требуется, ответ дастся в пятнадцатидневный срок, без предварительного уведомления автора.
Такой же порядок рассмотрения обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ устанавливается в прокуратурах субъектов РФ.
Согласно ст. 34 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" запрошенные Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации материалы, документы и иная информация направляются ему не позднее 15 дней со дня регистрации запроса, если в запросе не установлен иной срок.
Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, содержащее его рекомендации, рассматривается в соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в месячный срок и о принятых мерах в письменной форме сообщается Уполномоченному но правам человека в Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" ответ на запрос Общественной палаты РФ направляется не позднее 30 дней со дня его получения, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой РФ – не позднее 14 дней. Ответ подписывается должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.
Решения Общественной палаты РФ и органов Общественной палаты РФ, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, рассматриваются в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" в течение 30 дней со дня их регистрации, а в исключительных случаях – с правом продления срока не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом Общественной палаты РФ.
Поручения и указания Президента РФ, обращения его помощников, высших должностных лиц РФ и субъектов РФ, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, разрешаются безотлагательно, но не позднее сроков, указанных в п. 5.1 Инструкции о рассмотрении обращений, если не установлен другой срок разрешения.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней. В Генеральной прокуратуре РФ срок разрешения обращений, не взятых на особый контроль, продлевается заместителями Генерального прокурора РФ, а в Главной военной прокуратуре – заместителями Главного военного прокурора.
В Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре продление срока проверки запросов и обращений, рассмотрение которых взято на особый контроль, осуществляется Генеральным прокурором РФ, о чем сообщается в организационное управление Главного организационно-аналитического управления.
В прокуратурах субъектов РФ первичное продление срока разрешения обращения осуществляется заместителем прокурора, а дальнейшее продление – прокурором субъекта РФ. О продлении срока уведомляется также должностное лицо вышестоящей прокуратуры, взявшее рассмотрение обращения на контроль.
В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению должны быть указаны причины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено. Ходатайство оформляется не позднее чем за три дня до истечения контрольного срока, подписывается исполнителем, начальником отдела и управления и представляется на подпись руководству Генеральной прокуратуры РФ.
По результатам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
– "удовлетворено" – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
– "удовлетворено повторное обращение" – принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;
– "отклонено" – требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
– "разъяснено" – разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
– "принято иное решение" – оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;
– "направлено" – направлено в течение семи дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.
Ответ на обращение (запрос), поступившее в органы и учреждения прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу.
Если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором. Подробная аргументация в ответах на обращения, связанные с вопросами надзора за расследованием уголовных дел, приводится либо в форме, не раскрывающей тайну предварительного расследования, либо после окончания расследования. При направлении заявителям ответов на обращения в обязательном порядке возвращаются приложенные к ним документы. Нс подлежат возвращению документы и материалы, направленные заявителем в органы и учреждения прокуратуры в электронном виде.
Ответы на поручения и указания Президента РФ, обращения сто помощников, высших должностных лиц РФ и субъектов РФ, а также на обращения, разрешение которых взято на особый контроль, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора РФ либо содержатся данные о нарушениях законности, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ, и на другие обращения особого контроля направляются за подписью Генерального прокурора РФ либо лица, его замещающего, если не установлено иное.
В случае направления обращения, разрешение которого взято на особый контроль Генеральным прокурором РФ (лицом его замещающим), для рассмотрения в прокуратуру субъекта РФ ответ заявителю подписывается руководителем прокуратуры со ссылкой на поручение Генерального прокурора РФ (лица, его замещающего).
При поступлении обращения (запроса) за подписью нескольких заявителей ответ о результатах проверки направляется каждому или одному из них (как правило, первому по расположению подписи) с предложением довести его ОГЛАВЛЕНИЕ до сведения остальных авторов.
Статистические карточки на обращения граждан, контрольные карточки на обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), заполняются исполнителями, которые несут персональную ответственность за достоверность и полноту отраженных в них сведений.
В Генеральной прокуратуре РФ контрольные карточки с копиями ответов и иных документов направляются в организационное управление Главного организационно-аналитического управления, статистические карточки – в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, а в прокуратурах субъектов РФ – в соответствующие контролирующие подразделения.
Работники подразделений, являющиеся соисполнителями, также заполняют статистические карточки с обязательной отметкой "соисполнитель" в разделе V статистической карточки "Отношение к основному документу". Такие карточки должны учитываться в отдельном отчете.
При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В Генеральной прокуратуре РФ, Главной военной прокуратуре решение об отказе в удовлетворении первичных обращений принимает и дает ответ заявителям начальник отдела, а повторных обращений – начальник управления, главного управления, заместитель Главного военного прокурора, заместитель Генерального прокурора.
В прокуратурах субъектов РФ решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований – заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. Они же подписывают ответы заявителям.
В нижестоящих прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие.
Встречаются ситуации, когда обращения могут быть оставлены без ответа или без рассмотрения. К обращениям, поступающим в органы прокуратуры, предъявляются определенные требования. Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.
Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в семидневный срок со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости – с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
По обращениям, поступившим в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в семидневный срок со дня регистрации направляется уведомление о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные.
Сообщение заявителю подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта РФ, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Копии таких обращений либо сами обращения, поступившие в электронной форме, хранятся в номенклатурных делах или имеющихся надзорных (наблюдательных) производствах. При последующем поступлении обращения в органы прокуратуры после устранения причин, препятствовавших его рассмотрению, оно рассматривается как первичное и разрешается в установленном порядке.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в семидневный срок со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу. Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах или имеющихся надзорных (наблюдательных) производствах.
При невозможности прочтения данных о заявителе (фамилии и адреса) обращение по согласованию с начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем списывается в номенклатурное дело или имеющееся надзорное (наблюдательное) производство без уведомления заявителя.
Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.
При наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном УПК РФ.
В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Решение об оставлении обращения без ответа но существу (без разрешения) на основании рапорта исполнителя принимается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора, начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры и его заместителем.
Обращение не подлежит разрешению в случаях, если:
– его ОГЛАВЛЕНИЕ свидетельствует о прямом вмешательстве автора в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее семи дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником главного управления или управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры;
– оно лишено по содержанию логики и смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.
Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном Инструкцией о рассмотрении обращений, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.
Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального про- курора РФ – в Генеральной прокуратуре РФ, заместителем Главного военного прокурора – в Главной военной прокуратуре, прокурором нижестоящей прокуратуры либо его заместителем. Сообщение об этом до истечения срока рассмотрения обращения направляется автору за подписью исполнителя.
Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения на основании рапорта исполнителя в порядке, предусмотренном Инструкцией о рассмотрении обращений для принятия решения об оставлении обращения без ответа по существу, с уведомлением об этом заявителя.
Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном Инструкцией о рассмотрении обращений.
Если обращение не подлежит разрешению в данной прокуратуре или в прокуратуре вообще, то согласно Инструкции о разрешении обращений следует поступать следующим образом:
– обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя. При переадресовании вышестоящему прокурору к обращению прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.
Парламентские запросы окончательно разрешаются непосредственно в подразделениях Генеральной прокуратуры РФ;
– обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в семидневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. При этом запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
I Уступившие в органы прокуратуры обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке ст. 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.
Если в адресованных прокурорам обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. Копии обращений не позднее семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы следствия или дознания с обязательным уведомлением заявителя.
Следует отметить, что поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. № 450, а также приказом Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях". Этим приказом Генеральный прокурор РФ обязал своих заместителей, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных и прокуроров иных специализированных прокуратур организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с УПК РФ, Законом о прокуратуре и данным приказом.
В частности, в указанном приказе отмечено, что при осуществлении данной деятельности следует исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях, а поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи должны незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях и сами сообщения безотлагательно передавать с учетом подследственности в орган, уполномоченный их рассматривать в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю должен быть разъяснен порядок подачи заявления, сообщены наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.
О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, необходимо безотлагательно направлять заявителю письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки. Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, следует направлять в правоохранительные органы для использования в ОРД.