Порядок расчетов

Условия о порядке расчетов не относятся к числу существенных в юридическом смысле, но являются таковыми с практической точки зрения. Порядок расчетов по существу определяет, как и в какие сроки одна из сторон должна выполнить свое основное обязательство – оплатить товар, работы или услуги. Обратите внимание на то, что в отношении многих договоров ГК не содержит диспозитивных норм о порядке расчетов в случае, если стороны не предусмотрели этот порядок в договоре. Поэтому стороны должны уделить этому вопросу должное внимание.

В отношениях между предпринимателями применяются, как правило, безналичные расчеты, хотя ГК не запрещает и расчеты наличными. Возможные формы безналичных расчетов предусмотрены ст. 862 ГК и включают расчеты:

• платежными поручениями;

• по аккредитиву;

• чеками;

• по инкассо;

• в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (например, расчеты с использованием банковских карт или предоплаченного финансового продукта).

Характеристика указанных форм расчетов и регулирование каждой из них содержатся в гл. 46 ГК, в законах, регулирующих деятельность банков и их взаимоотношения с клиентами, а также в ряде нормативных актов, издаваемых Банком России[1]. Последние содержат детальные требования к составлению расчетных документов.

Условия договоров о порядке расчетов включают не только выбор формы, но и определение документов, которые должны быть представлены банку, а также сроки оплаты с учетом нормативных сроков прохождения платежных документов в банках.

Точное определение состава платежных документов важно потому, что отношения между сторонами договора и между каждой из сторон и соответствующими банками, проводящими расчеты, юридически независимы. Банки обязаны произвести расчеты в соответствии с поручением клиента и проверить правильность оформления собственно платежного документа. Однако они не должны проверять соответствие требований в поручении клиента об оплате условиям договора между клиентом и получателем платежа (т.е. между сторонами договора, в счет которого производится оплата). Обязанность проверить наличие и правильность документов, приложенных к платежному документу (например, накладных, актов приемки, сертификатов качества и т.д.), лежит на соответствующей стороне договора.

В этой связи особо следует остановиться на расчетах по аккредитиву. Когда открывается (или, как еще говорят, "выставляется") аккредитив, в нем предусматривается, против каких документов банк обязан произвести платеж с этого аккредитива. Если получатель платежа хотя бы незначительно отступил от требований аккредитива, банк платеж не произведет. Если перечень документов, указанных в аккредитиве, и перечень документов, указанных в договоре, не совпадают, то банк будет руководствоваться условиями аккредитива, а не договора. Чтобы этого не происходило, необходимо либо включение в договор в качестве приложения формы, которой должны соответствовать условия аккредитива (что требует от покупателя предварительных переговоров с банком и согласования условий будущего аккредитива), либо предоставление покупателем продавцу условий аккредитива на предварительное согласование уже после заключения договора, с тем чтобы в него могли быть своевременно внесены необходимые изменения. Если продавец обнаружил разночтения между контрактом и аккредитивом, он должен незамедлительно сообщить об этом стороне-плателыцику и потребовать от нее внесения соответствующих изменений в аккредитив. Открытие аккредитива с отступлениями от условий договора является нарушением договора.

Суд отказал покупателю во взыскании неустойки за просрочку в поставке товаров по договору, предусматривавшему оплату с аккредитива. Суд указал, что включение в договор условия о расчетах с аккредитива означает согласие сторон на отгрузку товаров при условии открытия аккредитива, подтверждающего и обеспечивающего возможность получения оплаты за товар. Покупатель открыл аккредитив в ином банке и на существенно иных, чем было согласовано сторонами, условиях. Одностороннее изменение покупателем условий аккредитива в части срока его действия, представляемых документов и вида аккредитива является грубым нарушением договорных обязательств перед контрагентом[2].

Сроки оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги также должны определяться сторонами в договоре. Они зависят от вида договора и характера отношений между сторонами. Не последнюю роль в этом вопросе играют такие факторы, как предыдущий опыт деловых отношений и степень доверия сторон друг другу. Стороны могут предусмотреть полную или частичную оплату товаров, работ или услуг как до, так и после исполнения основного обязательства по договору. Оплата может производиться единовременно, за отдельные партии товара или этапы работ, а также в рассрочку. Авансовые платежи или предоплата возможны только, если они предусмотрены договором.