Порядок работы и принятия решений
Суд Европейского Союза – постоянно действующий институт ЕС. Работа всех входящих в его структуру судебных инстанций осуществляется в форме рассмотрения и разрешения дел, которые отнесены к юрисдикции Суда ЕС в целом и подсудности соответствующей судебной инстанции (Суд, Трибунал, Трибунал по делам публичной службы). В определенные периоды, указанные в процессуальных регламентах этих инстанций, Суд ЕС уходит на "судебные каникулы" (рождественские в период с 18 декабря по 10 января и летние в период с 15 июля по 15 сентября). В эти периоды продолжают работать председатели Суда, Трибунала, специализированных трибуналов или исполняющие их обязанности и вспомогательный аппарат.
Процедура рассмотрения и разрешения дел характеризуется активной ролью суда (под "судом" здесь имеются в виду пленумы, большие палаты, палаты или единоличные судьи, которые разрешают дела от имени соответствующей инстанции Суда ЕС). Основные обязанности по сбору доказательств и анализу материалов дела возлагаются па судью-докладчика, который, при необходимости, может запрашивать дополнительные материалы у сторон, заслушивать свидетелей, экспертов и т.д. По итогам этой работы судья-докладчик сначала готовит предварительный доклад по делу (секретный), затем доклад для судебного заседания (публичный) и, наконец, проект решения, который судьи будут рассматривать и утверждать в совещательной комнате. Альтернативный проект в Суде подготавливает генеральный адвокат в форме заключений по делу, рассматриваемому с его участием (см. выше).
Рассмотрение дел в Суде ЕС складывается из двух стадий: письменной и устной при ведущей роли первой (ст. 20 Статута). Основное ОГЛАВЛЕНИЕ письменной стадии – это обмен процессуальными документами между сторонами: исковое заявление, "ответ" ответчика, "реплика" истца, ответная реплика ответчика (франц. duplique) и др. – все в письменной форме. Эти и иные документы направляются секретарю, который направляет их председателю, судье-докладчику и другим судьям.
Следует отметить, что, по общему правилу для дел искового производства (дел прямой юрисдикции), доказательства должны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно быть указано, какие доказательства намерена представить сторона. То же самое, в принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон или по собственной инициативе суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, собирать иные доказательства.
Устная процедура начинается после подготовки судьей-докладчиком своего доклада. Суд заслушивает представителей сторон (и те и другие всегда должны действовать через представителей – агентов, советников или адвокатов)[1]. Судебные заседания обычно короткие и ставят целью прояснить некоторые вопросы, которые являются недостаточно ясными из доклада судьи-докладчика.
В связи с ограниченным количеством судей в Суде, Трибунале и Трибунале по делам публичной службы (всего в настоящее время 27 + 27 + 7 = 61 судья) четких сроков на рассмотрение и разрешение дел не установлено (если дело требует срочного рассмотрения, то оно рассматривается в первоочередном порядке по ускоренной процедуре).
На практике, по итогам 2010 г. средний срок рассмотрения дел в Суде ЕС варьировался в пределах от немногим более года (14,3 месяцев при рассмотрении Судом жалоб на решения Трибунала) до почти четырех лет (45,7 месяцев для исков физических/юридических лиц в Трибунал к Европейской комиссии с обжалованием ее решений в области права конкуренции ЕС). Преюдициальные запросы органов правосудия государств-членов разрешались Судом в среднем за 16,1 месяцев (в экстренных случаях срок сокращался до 2,1 месяцев). Трибунал по делам публичной службы разрешал споры между ЕС и его сотрудниками в среднем за 21 месяц.
Ответственность
Суд ЕС – независимый институт судебной власти, не подчиняющийся никаким другим институтам, органам и учреждениям ЕС или государств-членов. Ответственность за свои противоправные деяния могут нести только члены Суда ЕС в индивидуальном качестве.
Юридическая ответственность членов Суда ЕС реализуется в форме отрешения от должности, а также лишения прав па пенсию.
Основания для отрешения от должности похожи на те, которые действуют для членов Европейской комиссии (см. 4.5): если судья или генеральный адвокат "перестал отвечать требуемым условиям или соответствовать обязанностям, вытекающим из его поста" (ст. 6 Статута).
В частности, безусловным основанием для отрешения от должности считается нарушение судьей принципа тайны совещательной комнаты как главной гарантии независимости Суда ЕС (случаев принудительной отставки по этому или другим основаниям не было).
Члена Суда ЕС может отрешить от должности только Суд (высшая инстанция в структуре Суда ЕС). Если речь идет о члене нижестоящих судебных инстанций ЕС, то Суд принимает свое
решение после консультации с Трибуналом или Трибуналом по делам публичной службы.
Для принятия решения об отрешении от должности необходимо единогласное решение всех членов Суда (как судей, так и генеральных адвокатов), разумеется, без учета голоса "заинтересованного" члена Суда ЕС (ст. 6 Статута).