Порядок проведения землеустройства
Проведение землеустройства и сведения о нем должны носить открытый характер. Исключениями являются информация, составляющая государственную тайну, и сведения, относящиеся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов (землеобладателей). Открытость землеустройства обеспечивается предписаниями, содержащимися в законах и подзаконных актах.
Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на ведение этих работ, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и заказчиков. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, связанные с проведением землеустройства или его отсутствием, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
В настоящее время функционируют несколько тысяч землеустроительных организаций, получивших разрешение государства на ведение этих работ. Таким образом государство уменьшает свое вмешательство в предпринимательскую и иную экономическую деятельность граждан, освобождается от излишних функций оказания услуг, которые могут быть осуществлены саморегулируемыми организациями. Тем не менее увеличивается количество жалоб граждан на необоснованное повышение цен и иные злоупотребления в этой сфере, оказавшейся под недостаточным контролем государства.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ЗК и иными федеральными законами. ЗАО "Оленевод" обратилось в Земельную кадастровую палату по Сахалинской области с заявкой о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в Охинском, Ногликском и Александровск-Сахалинском районах. Решением инженера кадастровой палаты в проведении государственного кадастрового учета испрашиваемых земельных участков было отказано в связи с непереоформлением совхозом "Оленевод" разрешенного права выпаса на спорных земельных участках, которому эти участки были предоставлены на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 14.11.1986, на ЗАО "Оленевод" (правопреемника совхоза). Указанным распоряжением было принято предложение о предоставлении совхозу "Оленевод" испрашиваемых земель под оленьи пастбища во временное пользование сроком на 25 лет.
Доказательства об изъятии спорных земель из государственного лесного фонда и из ведения лесхозов с передачей прав землепользования совхозу "Оленевод" в материалах дела отсутствуют. Правоудостоверяющие землеустроительные документы на земельные участки, закрепленные за совхозом "Оленевод", в соответствии с ЗК не оформлялись. ЗАО "Оленевод" ошибочно считает, что документом, подтверждающим его право на земельные участки, является вышеупомянутое распоряжение.
Фактически ЗАО была разрешена оленеводческая деятельность по выпасу оленей на земельных участках без закрепления за ним права на эти земли. Кроме того, судом установлено, что при обращении с заявкой о проведении кадастрового учета ЗАО "Оленевод", в нарушение Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514), не имело материалов межевания земель, находящихся в федеральной собственности, согласованных с Федеральной службой земельного кадастра и ее территориальными органами.
Согласно Закону о землеустройстве к видам землеустроительной документации, как указывалось выше, относятся карты (планы) объектов землеустройства и материалы их межевания.
Предприниматель II. обратился с заявлением о признании недействительным постановления главы г. Челябинска "О предоставлении ООО “Квелле” земельного участка из земель городской застройки в бессрочное (постоянное) пользование для эксплуатации комплекса зданий и сооружений по ул. Худякова в Центральном районе". Свое требование он мотивирует тем, что в состав земельного участка, предоставленного ООО "Квелле" оспариваемым постановлением, включается земельный участок, занятый принадлежащими заявителю внутризаводскими автодорогами. Работы по межеванию земельного участка, предоставленного ООО "Квелле", и по согласованию его границ со смежными землепользователями не производились.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о несоответствии оспариваемого постановления закону (ст. 3 Закона о землеустройстве, ст. 59 Градостроительного кодекса, ст. 552 ГК), нарушении указанным ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов предпринимателя Н. и создании препятствий в выкупе спорного земельного участка.