Порядок проведения УПО

УПО проводится на основании трех документов: национального доклада и двух подборок информации, которые готовит УВКПЧ.

В национальный доклад может быть включена любая информация, которая будет сочтена уместной соответствующим государством и которая может представляться либо устно, либо письменно при том условии, что письменный материал с кратким изложением такой информации не должен превышать по объему 20 страниц. Государствам предлагается готовить такие материалы в рамках процесса широких консультаций на национальном уровне со всеми заинтересованными сторонами.

УВКПЧ готовит подборку информации, содержащейся в докладах договорных органов по правам человека, специальных процедур, включая замечания и комментарии соответствующего государства, и в других соответствующих официальных документах ООН. Ее объем не должен превышать 10 страниц.

Кроме того, УВКПЧ представляет резюме дополнительной заслуживающей доверия и надежной информации, представленной другими заинтересованными сторонами для проведения обзора. В нее входит информация, направляемая неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями. Ее объем также не должен быть более 10 страниц.

Подобная диверсификация источников информации представляет собой важное нововведение по сравнению с другими контрольными процедурами, предусматривающими рассмотрение докладов. Так, основные международные договоры в области прав человека не предполагают официального представления "альтернативных" докладов, хотя направление неправительственными организациями информации в договорные органы по правам человека имеет место на практике.

Продолжительность цикла УПО составляет 4,5 гола (до 2012 г. - 4 года). Его можно условно разделить на четыре стадии: подготовка, диалог с подотчетным государством, выработка и принятие итоговых документов и осуществление рекомендаций.

Стадия подготовки включает в себя составление национального доклада и представление его в УВКПЧ, а также подготовку подборок информации. Все три документа переводятся на все официальные языки ООН, рассылаются государствам-членам и размещаются в открытом доступе на сайте УВКПЧ.

Для обеспечения более продуктивного диалога с государством, проходящим процедуру обзора, члены и наблюдатели СПЧ имеют право задать дополнительные письменные вопросы, которые размешаются на сайте УВКПЧ в открытом доступе и препровождаются заинтересованному государству.

Диалог с подотчетным государством осуществляется Рабочей группой СПЧ по проведению УПО, состоящей из всех членов Совета. В ходе первого цикла на него отводилось 3 ч; один час из этого времени выделялся делегации подотчетного государства, два - государствам - членам и наблюдателям СПЧ. Во втором и последующем циклах время на обзор несколько увеличено - до 3,5 ч, 70 мин из которых предоставляется для выступления и комментариев государства, проходящего данную процедуру.

Государствам слово предоставляется в порядке общей очереди, делегация подотчетной страны имеет право в любое время брать слово для замечаний и комментариев. Выступления фиксируются Секретариатом СПЧ. В холе выступлений выносятся рекомендации.

Ограниченное время на выступления часто не позволяло желающим государствам выступить. Данная ситуация приводила к процедурным проблемам: так, например, очередь на выступление в ходе УПО США в 2010 г. сформировалась за 15 ч до открытия записи. Несмотря на неоднократные попытки изменить эту практику (ввести жеребьевку, сократить время на выступления и др.), она сохранилась до окончания первого цикла УПО.

В ходе состоявшегося в 2011 г. обзора СПЧ этот вопрос был разрешен: с начала второго цикла УПО время будет поровну делиться между государствами. Решение паллиативное: в случае большого количества желающих выступить на выступление будет отводиться менее минуты, и о серьезном анализе ситуации с правами человека в стране с такой процедурой вряд ли сможет идти речь - времени хватит только на вынесение рекомендаций.

Составление итоговых документов проводит тройка содокладчиков - представителей государств - членов СПЧ, назначаемых по жребию. В ходе жеребьевки подотчетное государство имеет право потребовать назначить одного из докладчиков из своей региональной группы, а также отвести одного докладчика. Работа "троек" технически обеспечивается УВКПЧ. Следует также отметить, что работа "троек" носит технический характер и весьма ограниченно влияет на окончательный вариант итогового документа.

В итоговый документ входят резюме дискуссии на заседании Рабочей группы, рекомендации и добровольные обязательства государства.

Практика сортировки рекомендаций по категориям, стихийно сложившаяся в рамках первого цикла УПО, получила отражение, пусть и в рекомендательной форме, в резолюции СПЧ 16/21, закрепившей итоги обзора его деятельности. Рекомендации, содержащиеся в итоговом документе, "желательно сгруппировать по темам при полном участии и с согласия государства, являющегося объектом обзора, и государств, высказавших соответствующие рекомендации".

Первоначальное принятие итогового документа осуществляется на уровне группы через два-три дня после диалога с заинтересованным государством, которое уже на этом этапе может выразить свою позицию по отдельным рекомендациям.

Затем итоговые документы рассматриваются и принимаются на пленарном заседании в ходе регулярных сессий СПЧ, обычно через три-четыре месяца после сессии группы. На обсуждение и принятие итогов УПО по одной стране отводится один час, в течение которого заинтересованное государство, страны - члены и наблюдатели СПЧ, а также НПО, имеющие консультативный статус при ЭКОСОС, могут прокомментировать доклад и рекомендации.

Достаточно часто заинтересованное государство также использует это время с целью огласить свою позицию по отдельным рекомендациям.

Этап осуществления рекомендаций наступает после принятия итоговых документов УПО на уровне СПЧ. Ключевую роль в этом процессе играет заинтересованное государство: принятые им рекомендации автоматически приобретают форму добровольных обязательств и включаются в основу обзора в ходе последующих циклов УПО.

Рекомендации, выносимые в рамках УПО, наряду с добровольными обязательствами, принимаемыми на себя подконтрольным государством в его ходе, являются основным результатом деятельности обзора.

Рекомендации могут быть направлены на различные аспекты поощрения и зашиты прав человека, в частности:

o расширение международных обязательств государства;

o исполнение существующих договорных и добровольных обязательств в области прав человека;

o укрепление взаимодействия с международными контрольными процедурами;

o получение технического содействия международного сообщества и международных организаций;

o создание и совершенствование национальных механизмов и инструментов по обеспечению соблюдения прав человека и развитие институтов гражданского общества;

o принятие конкретных законодательных и правоприменительных мер по более полному соблюдению нрав человека и предотвращению их нарушений;

o устранение существующих нарушений прав человека, расследование прошлых нарушений и восстановление в правах их жертв;

o укрепление международного сотрудничества в области прав человека и в смежных областях;

o имплементацию итогов УПО.

Кроме того, рекомендации могут носить общий и расплывчатый характер, иметь опосредованное отношение к обеспечению прав человека и основных свобод или же представлять собой политические требования, зачастую не связанные с соблюдением прав человека.