Порядок проведения проверок кредитных организаций
В Инструкции Банка России № 147-И сформулирована цель проверок: они проводятся Банком России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора.
Такие проверки могут проводиться по поручению Совета директоров Банка России аудиторскими организациями. При этом особенности проведения таких проверок устанавливаются нормативным актом Банка России (и. 1.1 Инструкции Банка России № 147).
Инструкция Банка России № 147-И распространяется: а) на российские кредитные организации; б) структурные подразделения кредитных организаций; в) филиалы и представительства уполномоченных банков, дочерние кредитные организации, расположенные на территории иностранных государств, если есть соответствующее соглашение между Банком России и центральным банком и (или) иным органом надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор (меморандум о взаимопонимании в области банковского надзора).
Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений (вопросов) ее деятельности. В частности:
– оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
– оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов;
– оценка качества активов кредитной организации (ее филиала);
– величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;
– оценка качества управления кредитной организации, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля;
– оценка финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитной организации и перспектив деятельности кредитной организации;
– выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Во всех ранее действовавших инструкциях банка России по вопросам инспектирования кредитных организаций всегда подчеркивалось, что инспектирование кредитных организаций Банком России не заменяет акты аудиторских проверок и акты ревизий, потому что у них разные цели. Мне не раз приходилось подчеркивать в своих книгах, что банковский надзор подчинен целям банковского регулирования. И что понимание этого обстоятельства важно для экономистов и для юристов.
И в Инструкции Банка России № 147-И тоже определено, что проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ для сбора доказательств по уголовным и другим делам.
По общему правилу ст. 73 Закона о банках (в ней же есть исключения из этого правила), проверки кредитных организаций должны проводиться не чаще чем один раз в год. И там же, кстати, говорится, что проверять кредитную организацию можно только за пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки (далее – проверяемый период).
Во-первых, это нужно, чтобы не нагружать кредитную организацию и не отвлекать ее от работы. Во-вторых, для актуального финансового положения не играют роль те возможные нарушения, которые могли иметь место в деятельности кредитной организации давно, т.е. более чем пять лет до ее проверки.
Проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24 месяца. Так установлено в Инструкции Банка России № 147-И. Там же предусмотрены критерии для определения периодичности проверок. Она определяется с учетом оценки:
– финансового состояния кредитной организации и перспектив деятельности кредитной организации, в том числе подверженности кредитной организации рискам, качества управления кредитной организации, включая оценку системы управления рисками и состояния внутреннего контроля;
– достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);
– результатов предыдущих проверок кредитной организации (ее филиала).
Если речь идет о банковской группе, то периодичность проведения проверок головной кредитной организации банковской группы определяется также с учетом оценки:
– качества систем управления рисками и капиталом, внутреннего контроля банковской группы;
– достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности банковской группы, их соответствия характеру и масштабу совершаемых в банковской группе операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков;
– достоверности консолидированной финансовой отчетности банковской группы и раскрытия аудиторского заключения по ней головной кредитной организацией банковской группы;
– информации о деятельности банковской группы, включая сведения об участниках банковской группы, не являющихся кредитной организацией.
Субъекты, уполномоченные проводить инспектирование кредитных организаций. Как сказано в п. 1.5 Инструкции Банка России № 147-И, "проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России". Правда, мы знаем, что Инструкция Банка России предусматривает, что к проверкам могут привлекаться аудиторы и служащие АСВ. Но непосредственно в п. 1.5 Инструкции Банка России № 147-И об этом не сказано.
Основания проверки – документ, подтверждающий полномочия представителей Банка России на проведение проверки кредитной организации (ее филиала) (далее – поручение на проведение проверки).
В поручении на проведение проверки должен быть указан персональный состав уполномоченных представителей Банка России, образующих рабочую группу для проверки кредитной организации (ее филиала) численностью не менее двух человек. Там же нужно, чтобы был указан руководитель рабочей группы. Может быть указан его заместитель. Все члены рабочей группы должны быть указаны в поручении на проведение проверки кредитной организации, которое должно быть составлено в двух экземплярах в соответствии с формой 1 приложения 1 к Инструкции Банка России № 147-И.
В случае любых изменений по объектам проверки или по персональному составу проверяющих следует оформлять дополнение к поручению на проведение проверки, которое будет являться неотъемлемой частью поручения на проведение проверки. Такое дополнение тоже составляется в двух экземплярах, но уже применяется другая форма – форма 2 приложения 1 к Инструкции Банка России № 147-И.
В п. 1.6 Инструкции Банка России № 147-И указан длинный перечень руководителей Банка России различного уровня, которым данная Инструкция предоставила полномочия поручать проведение проверок, в том числе подписывать поручения на проведение проверок.