Порядок проведения аудита учетной политики
В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица.
Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.
Изучение аудитором сопоставимости финансовых показателей осуществляется в ходе проверки отображенных в учете данных при соблюдении принципа неизменности методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества. Поэтому ознакомление с деятельностью предприятия аудитор начинает с изучения учетной политики.
Если же в организации не утверждается приказ (положение) руководителя об учетной политике это дает основание говорить об ограничении объема аудита и невозможности проведения аудиторской проверки.
Основные нормативные документы на соответствие которым следует провести аудит учетной политики:
• Закон № 402-ФЗ;
• Положение но бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);
• ПБУ 1/2008 "Учетная политика" (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
• Налоговый кодекс РФ.
В первую очередь аудитор должен проверить наличие обязательных приложений к приказу:
• формы учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы (например, акты па списание материальных ценностей, материальные отчеты, журналы учета счетов-фактур, бухгалтерской отчетности и т.д.);
• порядок проведения инвентаризации (формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций);
• порядок списания дебиторской и кредиторской задолженностей (до истечения срока исковой давности);
• правила документооборота и технология обработки учетной информации, т.е. приказ по должностным лицам, имеющим право подписи первичных документов;
• порядок контроля над хозяйственными операциями (идентификация клиентов в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, визирование документов должностными лицами, обеспечение сохранности активов, оценка эффективности действий организации и т.д.).
Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа.
На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки). Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора.
На втором этапе проводится анализ положений учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На этом этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.
При проверке учетной политики аудитору следует собрать ответы на следующие вопросы:
• имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
• имеется ли в организации учетная политика;
• утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
• утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
• ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
• корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
• оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
• сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы;
• имеются ли локальные нормативные документы, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
• имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
• утвержден ли график проведения инвентаризации;
• проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
• проводятся ли обязательные инвентаризации;
• проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
• ограничен ли доступ к информации о бухгалтерского учете и отчетности;
• определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
• определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов?
Приступая к проверке определенного участка бухгалтерского учета, аудитор должен определить какие вариантные способы учета рассматриваемых объектов установлены действующими нормативно-законодательными актами и какой из вариантов отражен в учетной политике. Памятка аудитора для сбора доказательств по проверке учетной политики приведена в приложении к гл. 10. Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленными нормативными документами.
Аудитор анализирует адекватность учетной политики по каждому разделу бухгалтерского и налогового учета.
В целях проверки учетной политики рекомендуется заполнить рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора. По результатам данного анализа складывается мнение о бухгалтерской и налоговой учетной политике с точки зрения формирования достоверных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и правомерности определения налоговой базы по отдельным налогам. Делается вывод о соответствии существующей системы учета потребностям управления.