Порядок производства в надзорной инстанции
Являясь по существу пересмотром судебных решений, вступивших в законную силу, и решая в целом единые с кассационным производством задачи, производство в надзорной инстанции построено на тех же основных началах, уже рассмотренных применительно к кассационному производству. К ним относятся:
• широкие возможности обжалования как по кругу уполномоченных на обжалование лиц, так и по перечню подлежащих обжалованию судебных решений (ст. 412' УПК);
• право суда надзорной инстанции выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления (ч. 1 ст. 412'2 УПК);
• возможность представления в суд надзорной инстанции дополнительных материалов (ч. 1 ст. 4125 УПК);
• широкие полномочия суда надзорной инстанции при принятии итогового решения (ст. 412" УПК);
• недопустимость ухудшения положения осужденного или оправданного в результате рассмотрения его дела судом надзорной инстанции (ст. 401е, ч. 2 ст. 4129 УПК);
• неоднократность пересмотра судебных решений в порядке надзора (п. 5 ч. 3 ст. 4121 УПК). Данное положение для надзорного производства имеет собственное ОГЛАВЛЕНИЕ. В отличие от полномочий судов кассационной инстанции Президиум Верховного Суда РФ вправе пересматривать в надзорном порядке по жалобам и представлениям свои постановления, т.е. выступать надзорной инстанцией неоднократно.
Производству в надзорной инстанции присущи те же этапы, что и пересмотру вступивших в законную силу решений в кассационном порядке:
• принесение надзорных жалобы, представления (ст. 4122—4124 УПК);
• рассмотрение надзорных жалобы, представления (ст. 412"'— 412" УПК);
•рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции (ст. 41210—41212 УПК).
Надзорные жалоба, представление подаются уполномоченными на то лицами непосредственно в Верховный Суд РФ. По своему содержанию надзорные жалоба, представление аналогичны кассационным. Изучение поступившего обращения и приложенных к нему материалов осуществляется судьей Верховного Суда РФ, который по итогам рассмотрения принимает решение о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об отказе в этом, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора.
С последним решением судьи вправе не согласиться Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель. В таком случае ими выносится постановление об отмене постановления судьи и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.
Кроме того, согласно ст. 4124 УПК надзорные жалобы, представление могут быть возвращены без рассмотрения по существу, если они не соответствуют установленным требованиям; поданы неуполномоченным лицом и с нарушением установленных правил; если пропущен срок обжалования или поступила просьба об отзыве надзорных жалоб и представления.
В отдельных случаях надзорное производство может быть инициировано не участниками процесса, а Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем. Как уже отмечалось применительно к кассационному производству, Председатель Верховного Суда РФ или сто заместитель вправе преодолеть отказ судьи суда кассационной инстанции в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании (ч. 3 ст. 4018 УПК). В случае частичного удовлетворения такой жалобы судом кассационной инстанции либо оставления ее без удовлетворения, названные руководители вправе передать кассационную жалобу не только в вышестоящий суд кассационной инстанции, но и в Президиум Верховного Суда РФ (ч. 6 ст. 40114 УПК), в котором жалоба будет рассмотрена уже в надзорном порядке. Составления заинтересованным участником процесса надзорной жалобы закон в данном случае не требует.
Порядок рассмотрения уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ в целом аналогичен порядку судебного заседания суда кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, уполномоченные на принесение надзорных жалоб и представлений. При рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению обязательно участие прокурора. Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями. Явившиеся в судебное заседание лица вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу (представление).
По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда РФ вправе принять следующие решения, облекаемые в форму постановления:
1) оставить надзорную жалобу или представление без удовлетворения;
2) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;
3) отменить:
— решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
— решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
— приговор, определение или постановление суда первой инстанции и все последующие судебные решения и: а) прекратить уголовное дело, б) направить уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции, в) возвратить уголовное дело прокурору.
Указания Президиума Верховного Суда РФ являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело. В случае отмены судебного решения Президиум Верховного Суда РФ, как и другие суды контрольных инстанций, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч. 2 и 3 ст. 41212 УПК).