Порядок предъявления исполнительных документов к исполнению и последствия его несоблюдения
Предъявление исполнительного документа к исполнению возможно двумя способами: по заявлению взыскателя и без такового в случаях, установленных действующим законодательством об исполнительном производстве.
Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, которое подается в территориальный орган ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного ст. 21 Федерального закона об исполнительном производстве (об определении места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения см. гл. 8 "Общие правила исполнительного производства").
Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем без заявления взыскателя на основании:
- вынесенных в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем (ч. 6 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве);
- постановления судебного пристава-исполнителя о поручении на совершение исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона об исполнительном производстве;
- направления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю судом, другим органом или должностным лицом в соответствии с федеральным законом (например, постановления о взыскании административного штрафа).
Если должником является гражданин (физическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества; если должником является организация (юридическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по юридическому адресу такой организации, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
В случае если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, законом предусмотрена возможность направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России, т.е. Главному судебному приставу субъекта РФ. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов.
Заявление с просьбой о принятии исполнительного документа к исполнению подписывается взыскателем либо его представителем. Право представителя на подписание и предъявление заявления в службу судебных приставов, как указано в п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона об исполнительном производстве, должно быть выражено в доверенности (за исключением уставных и законных представителей, полномочия которых оформляются иным способом).
Норма, зафиксированная в ч. 2 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве представляется эффективной (по аналогии с обеспечением иска). В соответствии с ней по ходатайству взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе наложить арест на имущество должника (ст. 80), а также установить для должника ограничения, предусмотренные законом (ст. 67), о чем и указывается в данном постановлении.
Исполнительный документ вместе с заявлением сдается взыскателем либо его представителем в канцелярию соответствующего подразделения службы судебных приставов, откуда передается судебному приставу-исполнителю в течение трех дней со дня поступления. Если требование подлежит немедленному исполнению, то исполнительный документ передается судебному приставу-исполнителю немедленно. При этом следует иметь в виду, что немедленное осуществление процессуального действия означает его совершение в тот же рабочий день. Таким образом, судебный пристав-исполнитель должен получить исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению, в день его поступления в подразделение службы судебных приставов.
Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель в течение трех дней (при немедленном исполнении - в течение суток) должен принять одно из решений: возбудить исполнительное производство либо отказать в его возбуждении по основаниям ст. 31 Федерального закона об исполнительном производстве.
Если основания для отказа отсутствуют, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, специфика содержания которого будет рассмотрена в следующем параграфе.
В случае предъявления исполнительного документа по корпоративным спорам судебный пристав-исполнитель в тот же день обязан уведомить об этом главного судебного пристава субъекта РФ (Приказ ФССП России от 27.02.2008 № 101 "Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам").
Возбуждение исполнительного производства влечет за собой следующие правовые последствия: между судебным приставом-исполнителем и иными участниками исполнительного производства складываются исполнительно-процессуальные правоотношения; в отношении должника становится возможным применять меры государственного принуждения с отнесением на него всех расходов, связанных с исполнением требований исполнительного документа.
Несоблюдение порядка предъявления исполнительных документов к исполнению влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства по правовым последствиям делятся на две группы: первую группу составляют основания, устранение которых возможно, и заявитель не лишается права на повторное предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю (п. 1-3, 4 (в части несоответствия требованиям, предъявляемым к исполнительным документам) и п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона об исполнительном производстве). Наличие второй группы оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства препятствует повторному обращению заявителя в службу судебных приставов (п. 4 (в части того, что предъявленный документ не является исполнительным), п. 5,6, 8 ч. 1 ст. 31 данного Федерального закона), так как они являются неустранимыми.
В возбуждении исполнительного производства отказывается, о чем судебный пристав-исполнитель обязан вынести мотивированное постановление, если:
- заявитель не предоставил одновременно с предъявлением исполнительного документа к исполнению заявление либо такое заявление не подписано самим заявителем или его представителем; за исключением случаев, когда исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя (ч. 5, 6 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве);
- исполнительный документ предъявлен судебному приставу-исполнителю не по месту совершения исполнительных действий, в нарушение требований ст. 33 Федерального закона об исполнительном производстве, за исключением случаев, когда взыскателю неизвестно, где должно быть возбуждено исполнительное производство (ч. 4 ст. 30);
- истекший срок предъявления исполнительно документа к исполнению не восстановлен судом;
- исполнительный документ не соответствует требованиям ст. 13 названного Федерального закона об исполнительном производстве либо вообще не является таковым;
- исполнительное производство по ранее предъявленному исполнительному документу было прекращено по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона об исполнительном производстве, либо в случае отмены приговора в части назначения штрафа (ч. 14 ст. 103);
- исполнительное производство по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с: фактическим исполнением требований исполнительного документа; выплатой штрафа за преступление; заменой штрафа другим видом наказания или отменой штрафа; смертью должника или объявлением его умершим в установленном законом порядке;
- исполнительный документ либо судебный акт или акт другого органа или должностного лица, на основании которого выдан исполнительный документ, не вступил в законную силу;
- исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов, а в соответствии с законодательством РФ исполняется другими органами власти (например, ст. 242.2 БК). По данному основанию судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если в службу судебных приставов поступает исполнительный документ, выданный судом иностранного государства, без соответствующего разрешения на принудительное исполнение на территории РФ (Методические рекомендации по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства, утвержденные Директором ФССП России - главным судебным приставом РФ от 06.05.2010 № 12/07-8985-АП).
Вместе с копией постановления об отказе в возбуждении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня направляет взыскателю и органу, выдавшему исполнительный документ, сам исполнительный документ и заявление взыскателя.
Следует уточнить, что помимо подлинника исполнительного документа основанием для возбуждения исполнительного производства может служить его дубликат, выданный в соответствии с законом (например, ст. 430 ГПК) юрисдикционным органом, который принял соответствующий акт (ч. 3 ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве).
В целях упорядочения и согласования действий по возбуждению исполнительного производства во исполнение законодательства об исполнительном производстве созданы приказы и распоряжения некоторых юрисдикционных органов (например, ФАС, налоговой службы, ФССП России). В частности, ФССП России утвердила своим приказом от 15.05.2009 № 195 Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Следует отметить, что в указанных Методических рекомендациях предусмотрена возможность возвращения исполнительного документа взыскателю без возбуждения исполнительного производства, хотя Федеральный закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности его возвращения на стадии возбуждения, а регламентирует лишь возвращение исполнительного документа только после возбуждения исполнительного производства (ст. 46). Такое разъяснение объясняется правилом ч. 2 ст. 1 Федерального закона об исполнительном производстве, согласно которой условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством, а именно гл. 24.1 БК, регулирующей вопросы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.