Порядок предоставления и погашения кредитов
Основными нормативными актами, регулирующими процедуру предоставления кредитной организацией клиенту банковского кредита, являются: гл. 42 ГК, Положения, утвержденные ЦБ РФ 26.06.1998 № 39-П и 31.08.1998 № 54-П, а также акты о формировании резервов (положения, утвержденные ЦБ РФ 26.03.2004 № 254-П и 20.03.2006 № 283-П). Преимущественно порядок выдачи банком заемщику кредита устанавливается локальными актами самих кредитных организаций (внутрибанковскими правилами). Условно деятельность кредитной организации по организации банковского кредитования можно разделить на несколько этапов.
Этап 1. Потенциальный заемщик, обратившийся в банк с заявкой на получение кредита, инициирует процесс кредитования. Инициатива клиента требует дальнейшего изучения, поэтому банк запрашивает у клиента комплект документов, ОГЛАВЛЕНИЕ и форма которых устанавливаются локальными актами кредитной организации-кредитора.
Список запрашиваемых банком документов во многом зависит от правового положения потенциального заемщика и вида запрашиваемого им кредита.
Так, для получения крупного кредита юридическим лицом банк, как правило, запрашивает:
1) документы, характеризующие правовой статус заемщика:
– копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, свидетельств о внесении изменений в ЕГРЮЛ (если изменения вносились);
– копию информационного письма Росстата о присвоении кодов федерального статистического наблюдения;
– копии протоколов собраний учредителей (участников), содержащих решения об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, а также протоколов, подтверждающих полномочия руководителя заемщика и приказы о назначении лиц, имеющих, кроме руководителя, право подписи от имени заемщика;
– сведения о составе акционеров/участников/членов/ пайщиков (свыше 1% акций/долей/паев) заемщика, а также данные об изменениях в их составе за последний год (с долей участия более 5%), в том числе сведения об акционерах, от имени которых номинальными держателями выступают другие лица, по состоянию на момент проведения годового собрания акционеров или более позднюю дату;
– информацию о персональном составе высшего руководства заемщика (по форме, установленной банком);
– копию выписки из ЕГРЮЛ;
– копию перечня дочерних и зависимых организаций заемщика с указанием долей участия;
– копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности;
2) бухгалтерские и аудиторские документы:
– полный комплект бухгалтерской отчетности за определенный период времени (как правило, от одного до трех лет; принимаются ксерокопии со штампами налоговой инспекции, заверенные печатью заемщика);
– аудиторское заключение по результатам обязательного по законодательству РФ аудита годовой отчетности за последний финансовый год;
– акты налоговых органов о результатах последней проверки;
– кредитная организация вправе запросить и иные документы, например справку из налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом или справку о счетах, открытых заемщику в кредитных организациях;
3) документы но инвестиционному проекту (в случае предоставления инвестиционного банковского кредита):
– бизнес-план или технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), доказывающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, на который испрашивается кредит;
– копии контрактов (договоров), под исполнение которых запрашивается кредит;
– маркетинговые исследования и план сбыта готовой продукции;
– предложения по структуре финансирования инвестиционного проекта и распределения ролей его участников;
– текущую переписку по проекту, имеющую существенное значение для реализации проекта и отражающую состояние дел по проекту;
– перечень необходимой разрешительной и проектной документации, включая документы, подтверждающие соответствие проекта установленным законодательством санитарно-гигиеническим, экологическим и иным нормам и правилам;
– протоколы (решения учредителя) об одобрении крупной сделки или сделки с заинтересованностью (при необходимости);
4) документы по предоставляемому обеспечению (зависят от вида обеспечения):
– при залоге недвижимости – правоустанавливающие документы и документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости; справку из органа, ведущего регистрацию и техническую инвентаризацию объекта недвижимости (с поэтажным планом объекта); выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый план земельного участка; страховой полис (предоставляется после заключения договора залога), по которому выгодоприобретателем выступает банк;
– при залоге транспортных средств – технический паспорт транспортного средства; страховой полис (предоставляется после заключения договора залога), по которому выгодоприобретателем выступает банк;
– при залоге товаров в обороте – документы, подтверждающие наличие товарно-материальных ценностей и их стоимость (ведомость остатков, накладные, счета-фактуры, складские расписки);
– при предоставлении поручительства (гарантии, залога) третьими лицами – документы, подтверждающие правоспособность поручителя (гаранта, залогодателя) и его финансовые документы[1], а также решение уполномоченного органа поручителя (гаранта, залогодателя) с указанием суммы кредита, срока кредитования и максимальной процентной ставки.
Определенные особенности характеризуют порядок выдачи банками потребительских кредитов. Довольно специфичен в данной связи и перечень запрашиваемых кредитной организацией документов, в числе которых:
– заявление о выдаче кредита (в нем указываются параметры испрашиваемого кредита – цель кредита, сумма, срок; анкетные данные о заемщике – Ф.И.О., паспортные данные и адрес регистрации и фактического проживания, семейное положение и наличие иждивенцев, место работы и занимаемая должность; данные о доходе и наличии имущества (недвижимости, автомобиля) в собственности вне зависимости от того, будет ли оно являться предметом залога);
– паспорт (как правило, требуется постоянная регистрация в том регионе, где находится банк либо его филиал, или временная, но на срок не менее срока возврата кредита);
– свидетельства о постановке физического лица на налоговый учет;
– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
– свидетельство о регистрации (расторжении) брака;
– свидетельство о рождении ребенка;
– справка с места работы в произвольной форме, подтверждающая размер заработной платы (иного дохода) заемщика либо по форме 2-НДФЛ;
– ксерокопия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы;
– кредитная история заемщика.
В зависимости от конкретного вида потребительского кредита банк может потребовать представить также следующие документы:
– заграничный паспорт (для туристических кредитов, если приобретается путевка на отдых за границей);
– диплом об образовании;
– договор о подготовке специалиста, заключенный учащимся с образовательным учреждением (для образовательных кредитов);
– копию трудового договора (контракта) – копию, заверенную подписью и печатью работодателя, либо выписку из должностной инструкции, содержащую сведения о функциональных обязанностях работника, либо справку об указанных обязанностях, составленную в произвольной форме;
– водительское удостоверение (для автокредитов);
– технический паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (для автокредитов);
– пакет документов, подтверждающий наличие в собственности объекта недвижимости (если указанный объект будет являться предметом залога в пользу банка);
– нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) на заключение договора ипотеки (залога) недвижимости (если указанный объект будет являться предметом залога в пользу банка);
– договор поручительства (если способом обеспечения возврата кредита является поручительство).
В большинстве своем банками требуется личное предъявление документа, с которого кредитный инспектор впоследствии изготавливает копию, либо нотариально заверенная копия документа. Банк может запросить минимальный комплект документов (если кредит обеспечивается залогом или поручительствами, а также если сумма предоставляемого кредита невелика (потребительские кредиты на приобретение бытовой техники)). И наоборот, указанный перечень может быть расширен (в случае предоставления ипотечного кредита банк вправе запросить копии инвестиционного контракта и иных документов, касающихся правового режима приобретаемого жилья).
Порядок предоставления потенциальным заемщиком комплекта документов в настоящее время может значительно различаться в зависимости от того, юридическим или физическим лицом он является. В последнем случае при выдаче потребительских кредитов на небольшие суммы банками зачастую используются упрощенные процедуры, позволяющие провести быстрый анализ кредитоспособности ссудополучателя путем использования методик кредитного скоринга.
Кредитный скоринг можно определить как основанную на методах тестирования (анкетирования) балльную оценку кредитоспособности потенциального заемщика, позволяющую минимизировать банковские риски кредитной организации.
В настоящее время система кредитного скоринга все более широко применяется в банковской практике для оценки не только клиентов – физических лиц, но и иных субъектов (индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий). Ее "коренное отличие от традиционных экспертных методов заключается в том, что скоринг снижает влияние субъективных факторов, а это открывает возможность автоматизировать процесс принятия решений и сократить время на обработку кредитных заявок, сохраняя при этом эффективность оценки и контроля рисков"[2].
Основные цели, к которым стремится любой банк при внедрении полноценной системы кредитного скоринга, можно сформулировать так:
– увеличить кредитный портфель за счет уменьшения количества необоснованных отказов по кредитным заявкам;
– повысить точность оценки заемщика;
– снизить уровень невозвратов кредитов;
– ускорить процедуру оценки заемщика;
– создать централизованное накопление данных о заемщиках;
– снизить формируемые резервы на возможные потери по кредитным обязательствам;
– быстро и качественно оценить динамику изменений кредитного счета индивидуального заемщика и кредитного портфеля в целом[3].
Основной задачей скоринга является оценка кредитоспособности клиента на основании его ответов на предложенные банком вопросы. Для этого клиент заполняет в электронной форме либо на бумажном носителе специальную анкету. За каждый ответ клиенту начисляется определенная совокупность баллов. По результатам анкетирования (опроса) клиент либо набирает необходимое для одобрения кредитной заявки и заключения кредитного договора количество баллов, либо нет (что автоматически означает отказ в выдаче кредита).
Как правило, пройти скоринговое тестирование можно в банке либо непосредственно в пункте приобретения товаров (оказания услуг) – магазине, автосалоне, туристическом бюро и др., у уполномоченного сотрудника банка, который вносит данные анкеты в банковскую программу и отсылает находящемуся в банке диспетчеру. По итогам проведенного диспетчером опроса клиент получает определенное количество баллов, о чем немедленно извещается уполномоченный сотрудник банка, находящийся в пункте рассмотрения заявки с клиентом (магазине, автосалоне и др.). Итогом работы скоринговой программы является составление аналитического отчета о клиенте, содержащего оценку его потенциала и предполагаемых рисков. В случае положительного решения клиент заключает кредитный договор, а в случае отрицательного, как правило, получает отказ в выдаче кредита либо просьбу представить дополнительные документы.
Количество времени, затраченное на работу программы, зависит от вида выдаваемого кредита и его обеспеченности. В случае предоставления банком обеспеченного кредита (автокредита под залог транспортного средства и его страхования от рисков ущерба и хищения в пользу кредитной организации-выгодоприобретателя либо кредита, обеспеченного залогом иного имущества (поручительством, банковской гарантией)) скоринговая карта может содержать меньшее количество вопросов и, соответственно, понадобится меньше времени на их обработку (от 30 минут до 1 часа). Чем выше сумма предоставляемого кредита и хуже его обеспечение, тем более детальной и полной должна быть скоринговая программа (карта). Зачастую помимо собственно заполнения анкеты (теста) от клиента требуется предоставление дополнительных документов (справки с места работы о стаже и уровне заработной платы, копии трудовой книжки, справки по форме 2-НДФЛ, копии паспорта и второго документа, удостоверяющего личность (например, водительских прав)). В итоге положительное решение о кредитоспособности потенциального заемщика формируется по совокупности: на основе скоринговой) отчета и анализа дополнительно представленных клиентом документов.
В качестве альтернативы некоторые кредитные организации предлагают клиентам заполнить анкету с использованием систем интернет-банкинга. При этом клиент получает возможность провести свою кредитную диагностику, практически не выходя из дома (места работы), путем заполнения необходимых форм и анкет на официальном сайте кредитной организации. В случае набора необходимого количества баллов клиент вправе обратиться в банк, в котором была одобрена его кредитная заявка, за получением необходимого ему кредита, сэкономив при этом немалое количество времени.
В свою очередь, данные о потенциальных заемщиках, которым предоставлен кредит, а также которым отказано в кредите, являются частью скоринговой программы конкретного банка, так как последние базируются на кредитной аналитике – статистических данных о заемщиках, основных их характеристиках, имеющих значение для кредитования, процентном соотношении доходов и расходов, уровне заработной платы.
Таким образом, оценка кредитного риска производится на основе скоринговой программы, в которую большинством российских банков вносятся данные о возрасте будущего заемщика (от 18 до 65), его образовании, общем стаже работы и стаже по последнему месту работы, уровне заработной платы, семейном положении, наличии и количестве иждивенцев, наличии кредитов, взятых в других кредитных организациях, и (или) фактах отказов в выдаче ссуд, наличии ликвидного имущества в собственности (квартиры, дома, транспортного средства). В западных системах скоринга часто "к “хорошим” относят ссуды, по которым допущено не более одной-двух просрочек платежей, а к “плохим” – те, по которым имелось три и более просрочек"[4]. Для сотрудников банка "скоринговая таблица является лишь формой кредитного скоринга, но не его сутью. Суть – в вероятностной интерпретации скоринговых баллов. Выше набранный балл – выше вероятность возврата кредита"[5].
Некоторые скоринговые программы позволяют не только принять решение о кредитоспособности и возможных рисках, связанных с обслуживанием данного клиента в будущем, но и отнести его к одной из групп риска. В данной связи М. Наумов предлагает выделять четыре принципиальных типа заемщиков[6]:
1-й тип – "элитный заемщик" – явно состоятельное физическое лицо с высокой информационной прозрачностью, желающее приобрести полностью ликвидное имущество;
2-й тип – "прозрачный заемщик средней состоятельности" – физическое лицо со средним уровнем состоятельности и высокой информационной прозрачностью либо физическое лицо высокой состоятельности, но с недостаточной информационной прозрачностью, желающее приобрести полностью ликвидное имущество;
3-й тип – "выгодный непрозрачный заемщик" – физическое лицо с удовлетворительными заявленными характеристиками, но с низкой информационной прозрачностью. Предмет покупки заемщиком может быть любым;
4-й тин – "возможный будущий заемщик" – физическое лицо с хорошим стартовым потенциалом, но с недостаточно удовлетворительными параметрами.
С течением времени скоринговые программы (карты) могут изменяться. Связано это с проведением сотрудниками банка систематического мониторинга статистических данных по выданным кредитам, фактам надлежащего исполнения заемщиками условий кредитного договора и невозврата. В них всегда должна учитываться и просчитываться вероятность дефолта по уже выданным кредитам, а также возможность частичного возврата кредитных средств.
Кредитный скоринг не является единственным нововведением банковской практики потребительского кредитования. В последнее время на рынке кредитования появились организации, которые за определенное вознаграждение (1–2% от суммы кредита, но не менее 400–500 долл. США) оказывают услуги по подбору наиболее выгодного для заемщика кредита и содействуют в его получении, а также юридически сопровождают кредитуемую сделку. Такие организации именуются кредитными брокерами. Они, как правило, сотрудничают с 15–20 и более банками, в которых работники брокеров прошли стажировку, изучили условия предоставления кредитов и требования, предъявляемые к заемщику. Таким образом, заемщик получает возможность изучения нескольких банковских кредитных программ и выбора наиболее оптимального для себя варианта. Для банков выгода от сотрудничества с кредитными брокерами заключается в сокращении трудозатрат персонала банка на привлечение одного клиента, поэтому они зачастую предоставляют кредиты для заемщиков, пришедших от брокеров, на более льготных условиях.
За рубежом услуги кредитных брокеров более распространены и востребованы, чем в России. Кредитные брокеры берут на себя все заботы по подготовке необходимого пакета документов и оформлению кредита. В США, например, риелторам запрещено оказывать брокерские услуги и консультировать клиентов по вопросам ипотеки, поскольку слишком велик соблазн отправить клиента за кредитом именно в тот банк, который кредитует покупку недвижимости самого риелтора[7].
На этапе подачи заявки на получение кредита потенциальный заемщик вправе:
– запросить у банка для изучения проект кредитного договора;
– задать интересующие его вопросы;
– ознакомиться с условиями кредитования и дополнительными услугами банка;
– уточнить важнейшие параметры кредитования: процентную ставку, срок кредитования, размеры комиссий (за выдачу кредита, открытие и ведение текущего счета, рассмотрение кредитной заявки и др.), периодичность их уплаты, суммы сопутствующих платежей (в частности, расходы на страхование закладываемого имущества и (или) жизни (здоровья) заемщика), график погашения кредита, а также условия досрочного возврата суммы кредита и суммы штрафных санкций за ненадлежащее выполнение условий договора;
– получить информацию об условиях погашения кредита (почтовый перевод, внесение наличными в кассу банка, с использованием банкомата/терминалов удаленного доступа и др.).
Особое внимание в настоящее время уделяется вопросам определения и раскрытия банками полной стоимости кредита. В целом она включает все платежи, связанные с исполнением кредитного договора, которые вынужден совершить заемщик. Если банк декларирует ставку по кредиту, скажем, в размере 17% годовых, то получив кредит в размере 10 тыс. руб., заемщик обязан будет возвратить не 11 700 руб., как того требуют элементарные математические вычисления, а значительно большую сумму. Увеличение суммы, которую придется заплатить, происходит за счет различного рода комиссий банка (разовая комиссия за предоставление (выдачу) кредита, ежемесячные комиссии за ведение счета, погашение кредита наличными, досрочный возврат кредита), а также страховых взносов по страхованию жизни (здоровья) заемщика и предмета залога. Некоторые банки начисляют ежемесячные проценты на первоначальную сумму кредита, а не оставшуюся к погашению, несмотря на то что заемщик ежемесячно осуществляет возврат ее части. Возможно, что в последнем платеже 1 /3 платежа является собственно возвратом кредита, а 2/3 – уплатой причитающихся банку процентов. В итоге "полная стоимость потребительского кредита с учетом всех дополнительных комиссий и платежей может существенно превышать заявленную процентную ставку по кредиту. А потенциальный заемщик ориентируется прежде всего на уровень заявленной процентной ставки"[8].
Согласно ст. 30 Закона о банках, еще до заключения кредитного договора с заемщиком – физическим лицом (либо до изменения условий ранее заключенного кредитного договора), кредитная организация обязана предоставить заемщику информацию о полной стоимости кредита, а также размеры платежей, связанных с неисполнением заемщиком условий кредитного договора.
В дальнейшем полная стоимость кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика – физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора, должны указываться в кредитном договоре. График погашения полной суммы, подлежащей выплате заемщиком, может быть доведен до заемщика в качестве приложения или дополнительного соглашения к кредитному договору.
В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика – физического лица но кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.
Таким образом, в расчет полной стоимости кредита включаются[9]:
1) платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора, в том числе:
– по погашению основной суммы долга по кредиту,
– по уплате процентов по кредиту,
– сборы (комиссии) за рассмотрение заявки по кредиту (оформление кредитного договора),
– комиссии за выдачу кредита,
– комиссия за открытие, ведение (обслуживание) счетов заемщика (если их открытие и ведение обусловлено заключением кредитного договора),
– комиссии за расчетное и операционное обслуживание,
– комиссии за выпуск и годовое обслуживание кредитных и расчетных (дебетовых) карт (далее – банковские карты);
2) платежи заемщика в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица (например, страховые компании, нотариусы). К указанным платежам относятся платежи по оценке передаваемого в залог имущества (например, квартиры), платежи по страхованию жизни заемщика, ответственности заемщика, предмета залога (например, квартиры, транспортного средства) и другие платежи.
В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика – физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора, а именно:
1) платежи заемщика, обязанность осуществления которых заемщиком вытекает не из кредитного договора, а из требований закона (например, при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
2) платежи, связанные с несоблюдением заемщиком условий кредитного договора;
3) предусмотренные кредитным договором платежи заемщика по обслуживанию кредита, величина и (или) сроки уплаты которых зависят от решения заемщика и (или) варианта его поведения, в том числе:
– комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита,
– комиссия за получение (погашение) кредита наличными деньгами (за кассовое обслуживание), в том числе с использованием банкоматов,
– неустойка в виде штрафа или пени, в том числе за превышение лимита овердрафта, установленного заемщику,
– плата за предоставление информации о состоянии задолженности.
По банковским картам в расчет полной стоимости кредита не включаются:
– комиссии за осуществление операций в валюте, отличной от валюты счета (валюты предоставленного кредита); комиссии за приостановление операций по банковской карте;
– комиссии за зачисление другими кредитными организациями денежных средств на банковскую карту.
В последнее время с подачи Роспотребнадзора арбитражные суды все чаще признают условия кредитных договоров с потребителями, устанавливающие обязанность потребителя, помимо процентов за пользование денежными средствами, уплачивать банку различного рода комиссии, нарушающими права потребителя. В постановлении от 02.03.2010 № 7171/09 Президиум ВАС РФ признал незаконной взимание банком комиссии за открытие и ведение ссудного счета, поскольку "действия банка по открытию и ведению ссудного счета не являются самостоятельной банковской услугой. Указанный вид комиссии нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен, следовательно, включение в договор условия об оплате комиссии за открытие и ведение ссудного счета нарушает права потребителей" (аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 №8274/09).
В этом же постановлении нарушающими права потребителей, а потому незаконными были признаны условия кредитного договора о подсудности спора только по месту нахождения банка и о возможности одностороннего изменения банком процентных ставок по кредиту. Применительно к последнему условию необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона о банках по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
По кредитным договорам, заключенным с клиентами – индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.
Этап 2. При получении приведенного выше комплекта документов внутренние структурные подразделения банка проводят их анализ с целью оценить кредитоспособность заемщика, достаточность, приемлемость и ликвидность предоставляемого обеспечения и готовят заключение для принятия уполномоченным лицом (как правило, начальником кредитного подразделения) либо кредитным комитетом банка решения о предоставлении кредита. Анализ проводится преимущественно путем исследования представленных документов. При необходимости уполномоченный сотрудник кредитной организации вправе получить дополнительную информацию о заемщике или предоставляемом им обеспечении (выехать на место нахождения передаваемой в ипотеку недвижимости либо по указанному потенциальным клиентом адресу с целью проверки его места нахождения и т.д.)
Этап 3. При положительном решении вопроса с заемщиком заключается ряд договоров, основным из которых является кредитный договор (договор об открытии кредитной линии, иные формы кредитных договоров)[10]. В числе типовых условий кредитного договора – цель, сумма и срок выдачи кредита; процентная ставка по кредиту; порядок предоставления кредита; график платежей по кредиту (возврат основного долга и причитающихся процентов); возможность требовать досрочный возврат суммы кредита при невыполнении заемщиком условий договора, в том числе в случае нецелевого использования кредита; права, обязанности и ответственность сторон. Факультативные условия кредитного договора зависят от особенностей финансируемого проекта и от личных договоренностей банка и заемщика.
Согласно условиям кредитного договора зачастую требуется страхование жизни (здоровья) заемщика (утраты им трудоспособности) либо страхования имущества, являющегося предметом залога. Договор страхования заключается на основании соответствующих правил страхования, принятых в конкретной страховой компании и утвержденных Росстрахнадзором. Зачастую банк в кредитном договоре оговаривает обязанность заемщика в целях поддержания определенного уровня обеспечения ссуды заключать договор страхования закладываемого имущества в пользу банка (как выгодоприобретателя). Особое внимание в таких договорах следует обращать на описание страхового случая и исключений из него; размер страховой суммы; порядок уплаты страховых взносов (единовременно или периодическими платежами, а также правовые последствия просрочки уплаты очередного взноса или его части); территорию страхования; порядок и условия выплаты страхового возмещения (способ и срок информирования страховщика о его наступлении, перечень представляемых документов, срок выплаты страхового возмещения (обеспечения), основания к отказу в выплате).
При страховании имущества принципиальными являются вопросы о франшизе и необходимости уплаты дополнительных страховых взносов после наступления первого страхового случая для восстановления страховой суммы.
Франшиза – это определенная в договоре страхования сумма, в пределах которой страховщик не выплачивает страховое возмещение. Ее экономический смысл состоит в стимулировании страхователя к более внимательному отношению к застрахованному имуществу, экономии времени и трудовых ресурсов при незначительных убытках. Франшиза может быть двух видов:
– невычитаемая (условная) – страховщик полностью освобождается от уплаты страхового возмещения в случае, если убытки не превышают определенного размера (в абсолютном выражении или в процентах от страховой суммы), а в случае превышения убыток компенсируется в полном объеме;
– вычитаемая (безусловная) – абсолютная сумма или процент от страховой суммы, который вычитается из суммы страхового возмещения (часть убытка всегда остается на затратах страхователя).
По некоторым договорам имущественного страхования после наступления первого страхового случая для восстановления страховой суммы требуется уплата дополнительного страхового взноса, иначе она уменьшается на сумму произведенной страховой выплаты (получается неполное страхование, и каждая поВперед страховая выплата по наступившим страховым случаям (второму, третьему и т.д.) будет пропорционально уменьшаться).
Этап 4. Заключение кредитного договора является основанием для предоставления (размещения) заемщику кредитных средств.
Согласно п. 2.1 Положения ЦБ РФ от31.08.1998 № 54-П размещение банком денежных средств осуществляется в следующем порядке:
1) юридическим лицам – только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный или корреспондентский счет (субсчет) заемщика, открытый на основании договора банковского счета, в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на выплату заработной платы;
2) физическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет заемщика – физического лица, под которым понимается также счет по учету сумм привлеченных банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке, либо наличными денежными средствами через кассу банка;
3) предоставление (размещение) средств в иностранной валюте юридическим и физическим лицам осуществляется уполномоченными банками только в безналичном порядке.
Предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется следующими способами:
1) разовым зачислением денежных средств на вышеуказанные банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику – физическому лицу;
2) открытием кредитной линии, т.е. заключением соглашения (договора), на основании которого клиент – заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий:
а) общая сумма предоставленных клиенту – заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита), определенного в соглашении;
б) в период действия соглашения (договора) размер единовременной задолженности клиента – заемщика не превышает установленного ему данным соглашением (договором лимита).
Под открытием кредитной линии понимается также заключение договора на предоставление денежных средств, условия которого по своему экономическому содержанию отличаются от условий договора, предусматривающего разовое (единовременное) предоставление денежных средств заемщику.
При этом банки вправе ограничивать размер денежных средств, предоставляемых клиенту – заемщику в рамках открытой последнему кредитной линии, путем одновременного включения в соответствующее соглашение (договор) обоих вышеуказанных условий, а также использования в этих целях любых иных дополнительных условий;
3) кредитованием банком банковского счета клиента – заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов с банковского счета клиента – заемщика, если условиями договора банковского счета предусмотрено проведение указанной операции. Кредитование банком банковского счета клиента – заемщика при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств осуществляется при установленном лимите (т.е. максимальной сумме, на которую может быть проведена указанная операция) и сроке, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента банка;
4) участием банка в предоставлении денежных средств клиенту банка на синдицированной (консорциальной) основе;
5) другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
Предоставление (размещение) банком денежных средств заемщику производится на основании распоряжения, подписанного уполномоченным должностным лицом банка и переданным в бухгалтерию банка для помещения в документы дня. В нем указываются: номер и дата договора, сумма предоставляемых средств, срок уплаты процентов и размер процентной ставки, срок (дата) погашения средств, для кредитных договоров – цифровое обозначение группы кредитного риска, стоимость залога (если имеется договор залога), сумма, на которую получена банковская гарантия или поручительство, опись приложенных к распоряжению документов и другая необходимая информация.
При предоставлении банковского кредита заемщику в соответствии со ст. 24 Закона о банках банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные потери по предоставленным денежным средствам в целях покрытия возможных потерь, связанных с невозвратом заемщиками полученных денежных средств.
Этап 5. Обслуживание банком заемщика, как правило, не ограничивается выдачей последнему кредита. Банк, выдавший кредит, осуществляет его систематический мониторинг с целью определения состояния кредитоспособности заемщика и достаточности предоставленного им обеспечения (фактическое наличие заложенного имущества, его надлежащий правовой режим, соблюдение условий страхования и др.).
Кроме того, отдельные виды и способы кредитования (кредитная линия, факторинговое обслуживание) предполагают длительное взаимодействие банка и клиента, что также требует проведения банком определенной работы, направленной на анализ возможности надлежащего погашения заемщиком суммы кредитной задолженности.
В случае ухудшения финансового положения клиента или состояния предоставленного им обеспечения банк вправе предпринять меры, предусмотренные условиями кредитного договора (снизить величину последующего кредитного транша, потребовать дополнительного обеспечения и др.) либо произвести реструктуризацию долга.
Этап 6. Погашение (возврат) размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним производятся в следующем порядке:
1) путем списания денежных средств с банковского счета заемщика по его платежному поручению;
2) путем списания денежных средств с банковского счета заемщика, обслуживающегося в другом банке, на основании платежного требования банка – кредитора при условии, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения клиента – владельца счета (при этом клиент – заемщик обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его банковский счет, о своем согласии на безакцептное списание средств в соответствии с заключенным договором (соглашением) в порядке, установленном ст. 847 ГК);
3) путем списания денежных средств с банковского счета заемщика – юридического лица, обслуживающегося в банке – кредиторе, на основании платежного требования банка – кредитора, если условиями договора предусмотрено проведение указанной операции;
4) путем перечисления средств со счетов заемщиков – физических лиц на основании их письменных распоряжений, перевода денежных средств заемщиков – физических лиц через органы связи или другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка – кредитора на основании приходного кассового ордера, а также удержания из сумм, причитающихся на оплату труда заемщикам, являющимся работниками банка – кредитора (по их заявлениям или на основании договора).
Погашение (возврат) денежных средств в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.
В случаях когда договором на предоставление денежных средств не установлен срок возврата заемщиком суммы основного долга либо указанный срок определен моментом востребования, то возврат суммы основного долга должен быть произведен в течение 30 календарных дней со дня предъявления банком – кредитором официального требования об этом (не позднее следующего рабочего дня за днем наступления условия (события)), если иной срок не предусмотрен соответствующим договором.
Порядок и форма официального востребования банком – кредитором возврата заемщиком суммы предоставленных (размещенных) денежных средств определяются в соответствующем договоре на предоставление (размещение) денежных средств на условиях "до востребования". В этих целях может быть использовано сообщение банка – кредитора, передаваемое заемщику средствами курьерской службы, по почте или специальным каналам связи, а также иными способами, оговоренными сторонами соглашения и исключающими возможность возникновения коллизий относительно дня (даты) востребования исполнения заемщиком своих обязательств но возврату суммы основного долга по соответствующему договору.
Задолженность по предоставленным денежным средствам, безнадежная и (или) признанная нереальной для взыскания, списывается с баланса банка – кредитора за счет созданного резерва на возможные потери но ссудам, а при его недостатке относится на убытки отчетного года.
Списание непогашенной задолженности по предоставленным (размещенным) денежным средствам, включая проценты, с баланса банка – кредитора не является ее аннулированием, она отражается за балансом в течение не менее пяти лет с момента ее списания в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.