В. Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Союза и других источников вторичного права
Одной из аксиом правового государства служит требование, согласно которому все правовые акты, затрагивающие субъективные права и свободы людей, должны доводиться до всеобщего сведения. Это требование распространяется и на ЕС в целом, поскольку согласно ст. 2 ДЕС Союз основывается на общих демократических и гуманистических ценностях, в число которых входит и принцип (ценность) правового государства.
Печатным изданием, в котором публикуются тексты правовых актов Союза, а также Евратома является Официальный журнал Европейского Союза, издаваемый Европейским агентством официальных публикаций в печатной и электронной формах[1]. До вступления в силу Ниццкого договора (т.е. до 1 февраля 2003 г.) то же издание выходило под названием "Официальный журнал Европейских сообществ".
Официальный журнал выходит в свет практически ежедневно (в один день часто появляются сразу несколько номеров) на всех 23 официальных языках ЕС. Он издается в двух основных сериях: серия "L" – законодательство (от первой буквы слова legislation) и серия "С" – информация и сообщения.
В серии "L" (законодательство) в первую очередь публикуются законодательные акты ЕС регламенты, директивы, решения Европейского парламента и Совета ЕС. Здесь же публикуются многие другие источники вторичного права ЕС: незаконодательные (в том числе делегированные и исполнительные) акты, внутренние регламенты институтов, межинституционные соглашения и т.д.
В серии "С" (информация и сообщения) публикуются акты, не имеющие юридически обязательной силы, а также отдельные законопроекты, сообщения о делах, поступивших на рассмотрение Суда ЕС и о вынесенных по ним решениях (только резолютивная часть), протоколы сессий Европейского парламента, консультативных органов ЕС (Экономического социального комитета, Комитета регионов), официальные сообщения институтов, органов, учреждений ЕС, государств-членов (например, минимальный размер денежных средств, необходимых для въезда и пребывания гражданам третьих стран, объявления о конкурсах на замещение вакантных должностей в Европейской комиссии и т.п.), некоторые другие материалы информационного и справочного характера (например, курс евро на определенную дату)[2].
В соответствии со ст. 297 ДФЕС в Официальном журнале Европейского Союза в обязательном порядке должны публиковаться тексты всех законодательных актов ЕС. Законодательные акты вступают в силу в день, который ими установлен либо (если такой день не указан) на двадцатый день после их опубликования. Аналогичное правило установлено и для незаконодательных актов в форме регламентов и директив, распространяющих действие на все государства-члены, и решений, кроме индивидуальных решений, имеющих конкретного адресата (например, решений Комиссии о наложении штрафов на предприятия).
Дополнительные обязанности по опубликованию установлены в Регламенте (ЕС) № 1049/2001 Европейского парламента и Совета от 30 мая 2001 г. о доступе общественности к документам Европейского парламента, Совета и Комиссии[3] (ст. 15), а также во внутреннем регламенте Совета ЕС[4] (ст. 13).
В соответствии с этими документами опубликованию в Официальном журнале ЕС также подлежат международные соглашения Союза с третьими странами и международными организациями. Однако по решению Совета ЕС (института, уполномоченного заключать международные соглашения от имени Союза) некоторые соглашения по вопросам общей внешней политики и политики безопасности могут быть объявлены сверхсекретными, секретными или конфиденциальными документами и не публиковаться в Официальном журнале (в частности, по мотивам общественной безопасности, обороны). Так, в Официальном журнале не были опубликованы соглашения о военном сотрудничестве между ЕС и НАТО (соглашения "Берлин плюс" 2002–2003 гг.).
В соответствии с Регламентом (ЕС) № 1049/2001 "по возможности" в Официальном журнале должны публиковаться все остальные правовые акты Союза, т.е. незаконодательные директивы, которые распространяют действие не на все государства-члены, и решения, адресованные конкретным субъектам, а также рекомендательные акты (рекомендации и заключения).
Кроме того, Совет ЕС в соответствии со своим внутренним регламентом также может публиковать в Официальном журнале собственные решения по вопросам общей внешней политики и политики безопасности и документы, принятые им в форме актов sui generis, например, заключения (conclusions) и резолюции.
Европейский центральный банк в каждом конкретном случае принимает решение о том, следует ли публиковать в Официальном журнале Европейского Союза его акты в форме ориентиров и инструкций.
В настоящее время благодаря развитию информационных технологий многие юридически обязательные, рекомендательные и подготовительные документы институтов, органов и учреждений ЕС размещаются на их официальных сайтах в сети Интернет, выход на которые может быть произведен с Интернет-портала Европейского Союза europa.eu. Здесь же находятся реестры публичных документов институтов, органов, учреждений ЕС, с помощью которых заинтересованные лица (в том числе неграждане ЕС) получают доступ к их внутренней документации.