Порядок направления прокурорами исков и заявлений в суд
Правом направления исков и заявлений в суды общей юрисдикции наделены в силу Закона о прокуратуре Генпрокурор РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры, прокуроры районного (городского) звена и приравненные к ним территориальные и специализированные прокуроры, а также заместители.
При решении вопроса о направлении заявления (иска) в суд прокурор должен определиться с подведомственностью и подсудностью спора. Подведомственность определяется на основании ст. 22 ГПК, которая помимо собственно перечня категорий дел, подведомственных судам общей юрисдикции, устанавливает, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Что касается подсудности, т.е. определения непосредственного суда общей юрисдикции, куда надлежит обращаться прокурору, то соответствующие рамки компетенции судов определены в ст. 23–27 ГПК. Часть 2 ст. 26 ГПК устанавливает, что к подсудности судов областного звена федеральными законами могут быть отнесены и другие дела, помимо прямо перечисленных в ГПК. Так, ст. 413 ТК определяет, что решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Аналогичная отсылка содержится и в ч. 2 ст. 27 ГПК, устанавливающей категории дел, подсудных ВС РФ. Например, ст. 10 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяет, что противоречащая Конституции или федеральным законам деятельность профсоюза может быть приостановлена или запрещена решением ВС РФ по заявлению Генерального прокурора РФ. В ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № З-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" закреплено, что ВС РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает ряд административных дел, в том числе по вопросам оспаривания нормативных правовых актов Генпрокуратуры РФ.
Достаточно уникальное правило подсудности установлено Федеральным законом от 05.05.2014 № 126-ФЗ, определившим, что в соответствии с ч. 2 ст. 244.11 ГПК заявления прокурора о возвращении незаконно перемещенного ребенка в Российской Федерации или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ рассматриваются только Тверским районным судом г. Москвы (по Центральному федеральному округу), Дзержинским районным судом г. Санкт-Петербурга (по Северо-Западному федеральному округу), Первомайским районным судом г. Ростова-на-Дону (по Южному федеральному округу), Пятигорским городским судом (по Северо-Кавказскому федеральному округу), Канавинским районным судом г. Нижнего Новгорода (по Поволжскому федеральному округу), Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга (по Уральскому федеральному округу), Центральным районным судом г. Новосибирска (по Северному федеральному округ}'), Центральным районным судом г. Хабаровска (по Дальневосточному федеральному округу).
Таким образом, наряду с необходимостью соблюдения правил подсудности возникает и обязанность соблюдения установленной федеральным законом компетенции прокурора соответствующего уровня. При этом следует учитывать непосредственные формулировки законов, которые, устанавливая, например, право на обращение в суд только Генпрокурора РФ либо только прокурора субъекта РФ, исключают реализацию таких полномочий заместителями названных руководителей, кроме лиц, официально исполняющих обязанности соответствующих прокуроров.
Вместе с тем абстрактное понятие "прокурор", как указано, к примеру, в приведенной выше ст. 413 ТК, охватывает и собственно прокурора субъекта РФ (в силу соображений субординации, поскольку именно он соответствует по статусу уровню суда областного звена) и его заместителей.
Статья 131 ГПК устанавливает, что исковое заявление подается в суд в письменной форме. При этом в нем должны быть указаны:
• наименование суда, в который подается заявление;
• наименование органа прокуратуры с указанием адреса и должностное лицо, непосредственно подписавшее заявление;
• наименование лица, в интересах которого заявляется иск;
• наименование ответчика;
• в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов;
• обстоятельства, на которых основывается требование, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
• цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
• перечень прилагаемых к заявлению документов, среди которых должны быть копии заявления, соответствующие количеству ответчиков и третьих лиц.
Как уже говорилось выше, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту публичных и общественных интересов, должно быть указано, в чем конкретно заключаются соответствующие интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих прав. При обращении прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Прокурор при направлении заявления должен учитывать сроки исковой давности по делам конкретных категорий, которые устанавливаются нормами ГПК и других федеральных законов.
В соответствии со ст. 139 ГПК прокурор вправе поставить перед судом вопрос о принятии мер по обеспечению иска, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.