Порядок изложения в описании
В тексте-описании порядок подачи информации зависит от того, что, а главное – с какой целью описывается. С данным типом текста мы сталкиваемся в личных сообщениях, например, если нужно рассказать о комнате в отеле и т.п.; в деловых посланиях, когда приходится давать характеристику продаваемого имущества; в официальных бумагах, например при описании места происшествия. Для выполнения задачи отобразить все, ничего не упуская, используются разные подходы. В крайнем случае можно описывать все вперемешку, но такому способу противится память: читателю будет очень сложно все ухватить. Поэтому используется преимущественно два способа: 1) воспроизводится все подряд при движении взгляда в одном направлении; 2) описание строится с опорой на самые важные точки.
Первый способ знаком нам по детективам: так описывается место происшествия. К этому способу прибегают при описании незнакомой местности, новых машин и устройств, аппаратуры и т.п. Иначе говоря, к нему обращаются, когда трудно выделить наиболее важные точки. Приведем пример из повести С. В. Лукьяненко "Мальчик и Тьма":
Комната, куда мы вошли, была огромной и выглядела очень забавно. Посередине – круглый стол, вокруг несколько кресел – это все нормально. Зато вдоль стен! Словно собрали мебель из разных помещений и установили по периметру. Шкафы с книгами и мягкий диван со столиком, ковер с наваленными на него подушками, грубый стол с колбами и ретортами, а над ним в шкафчике куча всяких химикатов...
Здесь взгляд движется концентрическими кругами: сначала в центр комнаты, где стол, потом вокруг него – кресла, потом вдоль стен. Выбор объясняется тем, что герою (удивленному зрелищем, как подсказано в книге) неясно, что и для чего предназначено в этой комнате. Ему остается только перечислять все подряд, что находится рядом (как стол и шкафчик).
В ситуации, когда основные части описываемого объекта приобретают некое значение, описание строится исходя из этого нового знания. Вот следующий фрагмент, где главный герой повести осмотрел дом и обратил внимание на его особенность – толстые шторы, а теперь собирается лечь спать и отправляется в спальню:
Комната была просторной, но совсем просто обставленной. Окно, как и внизу, наглухо закрыто толстыми шторами; широкая кровать с очень толстым одеялом стояла посреди комнаты... Еще был шкаф, куда я заглядывать не стал, и развешанное на стене оружие. Я не удержался, снял короткий, в полметра длиной меч и осмотрел... Я повесил меч на место, забрался под одеяло. И я мгновенно уснул.
Здесь описание вклинилось в повествование о приключениях героя. Оно привязано к ним. В первую очередь упоминаются толстые шторы, которые уже были отмечены раньше (новый образ привязывается к уже известному). Далее – спальня, поэтому сразу называется кровать, хотя ее место не связано с упомянутым окном. Шкаф тоже непонятно где относительно кровати. Он важен тем, что туда мог заглянуть герой, но не стал этого делать. На какой стене висит оружие, тоже неясно, но это не имеет значения: упоминание об оружии нужно для описания дальнейших действий героя. Конечно, при необходимости автор мог указать и место шкафа относительно окна или двери, и то, где находилась стена с оружием. Порой так и делается: иногда чтобы объяснить дальнейшие события, а иногда – чтобы создать яркий образ.
Нечто похожее происходит при описании каких-то новых устройств, одежды и т.п. Внимание сразу обращается на важные фрагменты, при этом нередко указывается их взаимное расположение (блок питания расположен под блоком автоматики).
Итак, при описании можно руководствоваться следующим правилом: выделить важные фрагменты, которые связаны с предшествующим текстом и необходимы для дальнейшего повествования, описать их, а затем к ним уже привязать другие детали (если нужно). Когда фрагментов много и выделить важные не удается, можно применить прием "следуя за взглядом", т.е. описывать объект вслед за движением глаз: по кругу, сверху вниз или в каком- либо ином (но заданном) направлении.
Рекомендация автору
При описании следует ориентироваться или на важность деталей (сначала назовите важные для вашего текста предметы, вещи, потом привяжите к ним остальные), или на способ осмотра места.
Порядок изложения в рассуждении
Правила построения текста-рассуждения описаны логикой, но, конечно, здесь в большинстве случаев требуются не строго научная цепочка умозаключений, а рассуждения на бытовом уровне: вы объясняете причину ваших решений или предсказываете, какие выводы и почему будут сделаны из тех или иных слов и поступков. Обычно такое рассуждение представляет собой часть диалога или повествования.
Чтобы последовательность мыслей была понятна, необходимо указывать на связи между событиями. Для этого можно использовать и союзы: потому что, если, так как, и слова со значением логической связи: следует, по причине. Лучше рассказать о чем-то слишком подробно, чем скрыть логику рассуждений и заставить задуматься читателя, ведь он лишние усилия тратить не любит и может вообще отказаться от чтения.
Рекомендация автору
Рассуждая, следуйте логике и старайтесь указывать на логические связи специальными словами: если, при условии, потому что, поэтому и т.п.