Порядок государственной регистрации коммерческих организаций
Государственная регистрация регулируется: ГК; Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; федеральными законами по конкретным организационно-правовым формам юридических лиц; а также рядом постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение этих законов.
Что собой представляет ЕГРЮЛ Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах (абз. 4 н. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
В ЕГРЮЛ согласно ст.1 данного Федерального закона должны содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков пародов России или на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
и) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
р) помер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
- в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;
— исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;
с) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
т) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
В регистрационном деле юридического лица должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган.
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных и других персональных данных физических лиц, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Сведения и документы о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений и документов устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
Сама государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Это Минюст России, ЦБ РФ, территориальные органы Казначейства России, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Росфинмониторинга, ФАС России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России и др.
До 1 июля 2002 г. существовало 4,5 тыс. регистрирующих органов, в которых работали около 18 тыс. человек. При этом 14 тыс. из них занимались только регистрацией юридических лиц. Эта процедура практически не регулировалась. В основном шло "законотворчество" местных органов власти. В результате в каждом регионе была своя цена за регистрацию, которая колебалась от 0,5 до 200 МРОТ. Кроме этого, помимо регистрационной палаты предпринимателю приходилось идти в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд соцстраха, Госкомстат, нотариальную контору, банк и т.д.
Теперь, чтобы открыть торговую организацию, внести изменения в учредительные документы или закрыть фирму, необходимо прийти в местную налоговую инспекцию, сдать требуемые бумаги, уплатить твердую государственную пошлину — с 1 января 2010 г. — 4 тыс. руб. и ждать пять дней. Таким образом, процесс регистрации коммерческой организации, во-первых, избавлен от неумеренной бюрократической опеки. Перекрывается канал для обогащения нечистых на руку чиновников, берущих за определенную мзду быстро зарегистрировать организацию. Во-вторых, принцип "одного окна" позволяет избавиться от "мертвых душ".
В каких случаях могут отказать в государственной регистрации? Отказ в регистрации торговых организаций возможен только по трем основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:
— непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;
— представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
— не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона).
Данные правовые нормы наряду с другими положениями Федерального закона свидетельствуют об отказе законодателя от прежде действовавшей практики проверки законности создания и соответствия учредительных документов юридического лица закону.
Срок принятия решения об отказе в регистрации аналогичен сроку принятия решения о регистрации юридического лица и составляет пять рабочих дней с момента подачи в регистрирующий орган документов. Решение об отказе в регистрации должно быть мотивированным и содержать ссылку на конкретное нарушение, допущенное заявителем. Это решение направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Очень важно, что ст. 24 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Например, за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений и документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 14.25 КоАП несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ влечет наложение на должностных лиц административного штрафа.
Такое же наказание предусмотрено и за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Одновременно и заявители несут ответственность за непредставление либо несвоевременное представление, либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в ЕГРЮЛ (ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП).
Федеральный закон от 25.06.2002 № 72-ФЗ внес существенные коррективы в УК. Во-первых, устанавливается уголовное наказание за неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо уклонения от их регистрации, либо неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии). Во-вторых, установлено уголовное наказание за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением порядка регистрации, а равно за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Основная проблема заключается в том, чтобы в ЕГРЮЛ были зарегистрированы действующие юридические лица. Ведь регистрация нужна для обеспечения нужд участников экономического оборота, чтобы каждый мог получить достоверную информацию о потенциальном контрагенте, его имущественном и финансовом состоянии. Недостоверная информация о юридических лицах не позволяет даже правоохранительным органам найти того, кто стоял за тем или иным юридическим лицом. Неслучайно на практике очень часто можно столкнуться с фирмами однодневками, которые используются всевозможными мошенниками, тем более что мизерный уставный капитал в размере 10 тыс. руб. для открытия юридического лица их не остановит.