Портфельные модели управления рисками
Любой предпринимательской деятельности присуще множество опасностей, неблагоприятные последствия которых не только наносят экономический ущерб предпринимателю, но и ставят под вопрос само существование бизнеса. Все это – и неблагоприятные изменения конъюнктуры, и стихийные бедствия, и простои в перевозке, и многое другое – ведет к убыткам. Каждый предприниматель стремится свести к минимуму возможные неблагоприятные последствия этих рисков. Для этого существует много приемов, среди которых почетное место занимает страхование. Стандартные и классические страховые продукты не обеспечивают защиту по всему пакету рисков. Предприниматель с неизбежностью приходит к необходимости поиска дополнительных, а иногда альтернативных страхованию методов управления рисками. Уже сегодня некоторые консалтинговые компании создают портфельные модели управлеybя риском – модели, рассматривающие все риски компании в совокупности в качестве разных частей единого целого. В принципе такой подход наиболее привлекателен для предпринимателя, но для страховых компаний портфельные модели могут обернуться серьезными потерями, так как не всегда в них находится место классическому традиционному страхованию. В то же время сам по себе портфельный метод позволяет лишь определить совокупный риск компании, так как потери в одном могут обернуться приобретениями в другом. Страховать можно любой риск, в том числе и совокупный, и теоретически трудностей при этом возникнуть не должно. Ведь сама по себе портфельная модель дает качественную оценку риска, а количественную должны дать страховые компании. "...Все можно застраховать по правильной цене. Нестрахуемый риск – это просто риск, от которого еще не успели застраховаться", – говорит Хm. Розенбаум из актуарной консалтинговой компании Tillinghast – Towers Perrin. Подобный портфельный подход используется самими страховыми компаниями в перестраховании: так называемые перестрахования на базе эксцедента убыточности.
По оценке экспертов агентства "ПрайсвортерхаусКуперс" (PrisewaterhhauseCoopers – PwC) в будущем страховые компании ждет выход на новые сегменты финансового рынка. Глобализация страхового бизнеса, появление новых страховых продуктов, обслуживание клиентов через Интернет – все это приведет к слияниям и поглощениям страховой отрасли, изменениям ее структуры.
Основные тенденции на рынке страхования России
Основная тенденция развития российского рынка страховых услуг заключается в интеграции банков и страховых компаний в виде совместных проектов по продаже страховых полисов через банковскую сеть. Интеграция и движение страховых компаний в сферы финансового сектора, расширение набора предлагаемых ими продуктов становятся решающим фактором успешного развития страховых компаний. В то же время вопрос расширения состава страховых портфелей в России стоит не так остро, поскольку еще есть неудовлетворенный спрос на классические наборы страхового портфеля. На западе сегодня практически не осталось свободных ниш для страховых компаний, и поэтому страховщики конкурируют между собой за определенный круг потребителей в течение десятков лет. Российские страховые компании в отличие от западных коллег в этом смысле имеют преимущества: они могут комбинировать и продавать на российском рынке как классические, так и новые специфические виды страхования.
Другая тенденция состоит в глобализации страхового рынка, которая приведет к увеличению на отечественном рынке числа иностранных страховщиков, заинтересованных в создании различных альянсов и совместных проектов с отечественными страховщиками. Исследование экспертов PwC показывает, что большинство зарубежных страховых компаний предпочитает не выходить в одиночку на рынок России, а использовать опыт и знания местных страховщиков, которые хорошо ориентируются в его специфике. Для западного потребителя при покупке полиса такой фактор, как страна происхождения или национальность страховщика, не имеет принципиального значения. По мнению авторов, в России в скором времени предпочтение будет отдаваться тем страховщикам, которые предлагают наибольший набор страховых и финансовых продуктов, решающих, согласно результатам исследования экспертов PrisewaterhhauseCoopers, одну из наиболее важных проблем – управление риском и предотвращение рисков существенных убытков.
Третья тенденция российского страхового рынка заключается в продаже страховых продуктов через Интернет. На сегодня этот канал реализации услуг страхового портфеля уже взят на вооружение российскими страховыми компаниями, такими как "РенессаyсСтрахование", "Ингосстрах", "РОСНО", "Спасские ворота", которые уже реализуют в Интернете свои страховые продукты. Это направление в страховом бизнесе является очень перспективным, поскольку позволяет преодолевать большие расстояния с наименьшими затратами и в будущем будет служить основным фактором, определяющим успех страховой компании в России.
Говоря о современных тенденциях на рынке страхования России, нельзя не сказать и о долгосрочном страховании и иностранных страховщиках. Страхование является мощным каналом привлечения средств в экономику. На Западе средства страховой компании составляют до 35–50% всех инвестиционных вложений (в США – около ⅓). На протяжении нескольких последних лет ведется острая полемика вокруг проблемы допуска на рынок страховых услуг иностранных компаний. Отечественные эксперты отмечают, что в настоящее время национальные страховые компании неконкурентоспособны по сравнению с западными страховщиками. В частности, страховой компании с собственным капиталом в размере 1–5 млн долл., имеющихся у российских страховщиков, явно недостаточно; шанс на "выживание" дает капитал в 20 млн долл., а уверенно чувствовать себя на европейском рынке страхования может только компания с капиталом в 100 млн долл. По мнению многих российских специалистов в области страхования, отечественный страховой рынок нуждается в серьезной протекции со стороны государства, так как контроль над ним со стороны западного капитала был бы крайне нежелательным с точки зрения обеспечения национальной безопасности.